ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ПРОЦЕССОМ ГОРЕНИЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА, ДИНАМИКОЙ ДВИЖЕНИЯ ДЫМОВЫХ ГАЗОВ, НАЗНАЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ ПЕЧИ И КОНСТРУКЦИЯМИ ДЫМООБОРОТОВ
Всем нам известно, что горение - химический процесс соединения кислорода с горючими элементами топлива. Для возгорания необходимо подогреть топливо до температуры воспламенения, в дальнейшем процесс горения протекает с выделением тепла при условии подачи необходимого количества воздуха.
Горение древесины и некоторых других видов топлива отличается тем, что сначала при нагревании происходит сухая возгонка. В газообразное состояние переходит 85-90% массы и только 10- 15% сгорает в виде твердого вещества (на поду). В любом топливе содержится два основных горючих элемента - углерод и водород. Топливо с большим содержанием углеводородов - дрова, торф, бурый уголь, некоторые сорта каменных углей - горят преимущественно в виде пламени над слоем топлива, называют их длиннопламенными. Топливник для них должен иметь высокий свод или большую длину. В низком или коротком топливнике летучие компоненты не успевают сгорать полностью и с дымовыми газами уносятся в ды - мообороты. Там процесс горения прекращается из-за низкой. температуры и недостатка кислорода. Происходит неполное сгорание топлива. При неполном сгорании топлива тепла выделяется в 3,5 раза меньше, чем при полном. Получение наибольшего количества тепла возможно при обеспечении условий для полного сгорания топлива. Поэтому для каждого вида топлива топливник должен иметь свою форму и размеры, чтобы обеспечивался определенный приток воздуха и хорошее смешение его с топливом, поддерживалась нужная температура и обеспечивались условия для полного сгорания топлива.
В топливнике при полном сгорании топлива развивается максимальная температура. Стенки его испытывают большую тепловую нагрузку. Следует учитывать, что зона максимальных температур выходит за пределы топливника и частично распространяется на первый восходящий канал. Часть тепла, выделяющегося при горении, поглощают стенки топливника, часть уходит на образование тяги в дымовой трубе, остальное должно быть поглощено внутренними поверхностями каналов и саккумулировано в массиве печи для обогрева помещения. Но сильно развитая площадь дымооборотов заберет все тепло, температура дымовых газов на выходе будет низкая — это может привести к снижению тяги, образованию конденсата и плохой работе печи.
Рис. 9. Системы дымооборотов: а - многооборотная с горизонтальным расположением каналов, б - многооборотная с вертикальным расположением каналов, в - однооборотная, г - одно - оборотная с тремя параллельными опускными каналами, д, е~ бесканальные. Д - колпаковая, е - колпаковая с насадкой
На рисунках 9 а, б, в, г, д, е даны соответствующие системы дымооборотов. На них схематично показано расположение дымовых каналов и направление движения дымовых газов. Каждая система имеет свои преимущества и недостатки. Многооборотные с горизонтальным и вертикальным расположением дымовых каналов были распространены раньше, имеют много недостатков и применять их нежелательно. Остальные широко распространены в практике устройства отопительных печей и отопительных щитков.
Каналы с нисходящим движением дымовых газов прогреваются быстрее и лучше, чем с восходящим. При одном подъемном канале, двух и более опускных путь для газов короткий, сопротивление минимальное. В параллельных каналах с нисходящим движением дымовых газов происходит саморегулирование тяги и обеспечивается равномерный прогрев наружной поверхности печи. Недостаток этой системы заключается в том, что после длительного перерыва в пользовании печь плохо растапливается из-за возможною опрокидывания струи газов в дымовой трубе.
В бесканальной системе дымовые газы из топливника через хайло поступают в надтопочную камеру - колпак, поднимаются вверх до перекрыши и, охлаждаясь — отдавая тепло наружным стенам печи, опускаются вниз. Дымовые газы, выхо
дящие из топливника, всегда горячее тех, которые уже находятся в колпаке. Более горячие будут подниматься вверх, вытеснять те, что находятся вверху, охлаждаясь у стенок, опускаться вниз, далее под действием тяги уйдут в дымовую трубу. Такие печи имеют высокий коэффициент полезного действия и очень низкое сопротивление. Они способны работать с небольшой дымовой трубой, но применение насадной дымовой трубы невозможно. Им нужна коренная дымовая труба или дымовой канал в капитальной кирпичной стене, так как дымовые газы выходят из печи в ее нижней части. Недостаток этой системы — сильный прогрев перекрыши - верхней части печи и скопление сажи под перекрышей.
Для равномерного прогрева внешних поверхностей бесканальных печей применяют насадки, выполненные чередующимися рядами одинаковой кирпичной кладки «на ребро», повернутой в каждом следующем ряду на 90°. Применение кирпичной насадки дает возможность отказаться от устройства дымовых каналов и перейти на бесканальные колпаковые печи.
Все отопительные печи независимо от их конструкции состоят из топливника А с зольной камерой Б, дымооборотов Г и дымовой трубы Д (рис. 10). Топливник представляет собой камеру, ограниченную снизу подом 10 с колосниковой решеткой 9, с боков кирпичной кладкой с топочным отверстием 3, перекрытую сводом 4. Для выхода дымовых газов в своде или боковой стенке делается отверстие — хайло В. Топочное отверстие 3 служит для загрузки топлива, удаления золы и шлака, перекрывается топочной дверкой 2. Колосниковая решетка 9 служит для подачи воздуха к топливу и удаления золы. Кирпичная кладка пода 10 выполняется с наклоном в сторону колосниковой решетки за счет стесывания кирпичей. Делается это для того, чтобы недогоревшие куски топлива скатывались на колосниковую решетку и на ней догорали, так как из-под решетки постоянно поступает воздух. Под колосниковой решеткой устраивается зольная камера Б или поддувало, в ней скапливаются твердые продукты горения — зола и шлак,
Рис. 10. Печь отопительная: А - топливник, топочная камера, Б - зольная камера, В - отверстие для выхода дымовых газов, Г - дымовые каналы, Д— дымовая труба. / - поддувальная дверка, 2 - топочная дверка, J-топочное отверстие, 4 - свод, 5 - подвертка, 6 - печная задвижка, 7-перекрыша, 8— перевал, 9 - колосниковая решетка, 10- под
Через зольную камеру и колосниковую решетку в топливник поступает свежий воздух, необходимый для поддержания горения топлива. Количество подаваемого воздуха регулируется поддувальной дверкой /. Продукты горения - дымовые газы,- из топливника через хайло В поступают в дымо - обороты Г, которые служат для отбора тепла от горячих дымовых газов, аккумуляции и последующей отдачи отапливаемому помещению. Из дымо - оборотов охлажденные дымовые газы уходят в дымовую трубу, служащую для отвода продуктов горения из печи наружу помещения и создания тяги, обеспечивающей подачу свежего воздуха в топливник.
Принцип действия отопительных щитков тот же, что и отопительных печей, только они не имеют собственного топливника. В дымообороты отопительного щитка поступают дымовые газы, отходящие от кухонной плиты. Чаще всего отопительные щитки устраивают по однооборотной системе с одним подъемным каналом, двумя и более опускными.
Расположение дымовых каналов и направление движения дымовых газов определяются принятой системой, а состояние внутренних поверхностей - качеством кладки. От состояния внутренних поверхностей дымовых каналов зависит их тепловосп - ринимающая способность и сопротивление движению дымовых газов. Дымовые каналы надо класть так, чтобы они были одинакового сучения на всем протяжении, стенки их должны быть гладкие. Сжатие струи и резкий поворот создают большое сопротивление движению дымовых газов. Повороты надо делать плавными. Нельзя затирать внутренние стенки каналов кладочным раствором - глина плохой проводник тепла, даже небольшой слой ее ухудшит теплообмен между стенками каналов и дымовыми газами.
Площадь сечения перевала фис. 10) всегда должна быть не менее, чем в два раза больше следующего за ним канала. Сечение подвертки также должно быть больше следующего за ней канала. Но слишком большой подвертку делать не следует, так как дымовые газы не будут опускаться до дна, они обтекают верхнюю стенку - глубокая подвертка будет холодной. Не следует забывать, что дымовые газы двигаются не по дну горизонтального участка канала, а у его перекрыши. Поэтому перекрыши - горизонтальных каналов надо выполнять особенно тщательно, подбирая для них лучший кирпич, не оставляя подтеков раствора.
Дымовая труба нужна не только для того, чтобы по ней отводился дым из печи,- это насос, обеспечивающий постоянный приток свежего воздуха. Лучшие условия для горения топлива обеспечиваются при поступлении теоретически необходимого количества воздуха, но практически такие условия выполнить невозможно. В топливниках с закрывающимися дверками расход воздуха превышает теоретически необходимый в 2-3 раза и достигает 6—12 м3 на 1 кг топлива. Поэтому при печном отоплении обеспечивается хорошее проветривание помещения. Известно, что при нагревании газы расширяются и становятся легче. Кубометр воздуха при температуре 0° С весит 1,233 кг, а при температуре 20° С - 1,205 кг. Вес дымовых газов при температуре 100° С равен 1,130 кг, а при 150° С - 1,086 кг.
Воздух и дымовые газы-при нагревании в печи становятся легче и поднимаются вверх, на их место поступает более тяжелый холодный воздух. Постоянно поднимаясь по дымооборотам и дымовой трубе, горячие газы заполняют ее полностью. Рассмотрим состояние газов в простой печи, представленной в виде схемы на рисунке 11. Мы имеем два сообщающихся сосуда - один ограничен стенками дымовой трубы и заполнен горячими дымовыми газами. Второй — столб наружного холодного воздуха такой же высоты. Вес массы воздуха выше дымовой трубы создает одинаковое давление на оба рассматриваемых столба, поэтому его можно не принимать во внимание. Условно допустим, что столб наружного воздуха и дымовых газов удерживаются в равновесии перегородкой А сечением 0,1 м2, а высота дымовой трубы -5 м. Объем столба наружного воздуха высотой 5 м с площадью основания 0,1 м2 составит 0,5 м3. При температуре 0° С такой столб будет весить 1,293 х х 0,5 = 0,6465 кг. Это значит, что наружный ёЬз - дух давит на перегородку А с силой 0,6465 кг. Давление на перегородку А со стороны дымовых газов при температуре их 150° С будет: 1,086 х 0,5 = = 0,5430 кг. Следовательно, перегородка А будет испытывать давление со стороны холодного воздуха, равное разности веса столбов холодного воздуха и дымовых газов равное: 0,6465 - 0,5430 = 0,1035 кг. Это и будет та сила, которая заставляет холодный воздух поступать в топливник, а горячие дымовые газы подниматься вверх по трубе. Сила тяги тем
Рис. 11. Схема простой печи: А — условная перегородка |
Больше, чем больше разность температур наружного воздуха и дымовых газов в трубе и чем выше дымовая труба. Сила тяги зависит от формы, поперечного сечения, состояния внутренних стенок, материала дымовой трубы, силы и направления ветра. Чтобы повысить силу тяги, надо повысить температуру выходящих дымовых газов или увеличить высоту дымовой трубы. Повышение температуры уходящих дымовых газов невыгодно, так как они унесут много тепла. Увеличение высоты дымовой трубы не всегда возможно или возможно до определенных пределов. Поэтому надо делать такие печи, которые нормально работают при малой тяге, то есть имеют небольшое сопротивление дымовых каналов. Но температура отходящих дымовых газовы не должна быть ниже 110-120° С. В дымовых газах всегда содержатся водяные пары. При более низкой температуре на стенках дымовой трубы будет выпадать конденсат, как и любая жидкость, он будет стекать вниз и в виде ржавых пятен выступать на поверхности печи.