Воздухоподогреватели
Рис. 19.6. Компоновка экономайзера. / — барабан; 2 — водоперепускные трубы; 3 — экономайзер; 4 — входные коллекторы. |
Рис. 19.8. Мембранная конвективная поверхность на1- грева. |
Условия работы и классификация воздухоподогревателей. Воздухоподогреватель является обязательным элементом современного мощного парового котла. Роль воздухоподогревателя возрастает с повышением единичной мощности агрегата. Это связано с тем, что температура продуктов сгорания за экономайзером еще значительна (350—400°С). Утилизация этой теплоты в воздухоподогревателе снижает температуру уходящих газов до 120—160°С. Подогрев воздуха повышает КПД котла.
Вместе с тем сам воздухоподогреватель работает в зоне наиболее низких температур продуктов сгорания, и это приводит к тому, что часть его поверхности (холодная часть) приобретает температуру, равную или меньшую температуры точки росы продуктов сгорания. В этих условиях холодная часть воздухоподогревателя покрывается влажной агрессивной пленкой и подвергается коррозии и загрязнениям. Эти отрицательные явления усиливаются особенно при сжигании высокосернистых мазутов при больших избытках воздуха. В газоплотных котлах, позволяющих сжигать топливо с малыми избытками воздуха, скорость коррозии меньше (см. § 16.3).
По принципу действия различают рекуперативные и регенеративные воздухоподогреватели. Рекуперативные воздухоподогреватели работают с неподвижной поверхностью нагрева, через которую непрерывно передается теплота от продуктов сгорания или другого источника к воздуху. В регенеративных воздухоподогревателях поверхность нагрева омывается попеременно то продуктами сгорания, нагреваясь при этом, то воздухом, отдавая ему теплоту.
Обогрев воздуха |
Промежуточным теплоносителем |
Продуктами драная |
А) |
О |
По способу обогрева различают воздухоподогреватели, обогреваемые продуктами сгорания непосредственно (рис. 19.9,а), обогреваемые продуктами сгорания, теплота которых переносится воздуху с помощью промежуточного теплоносителя — твердой насадки (рис. 19.9,6), и воздухоподогреватели, в которых источником теплоты для предварительного подогрева воздуха является горячая вода
(рис. 19.9,г) или пар регенеративных отборов турбин (рис. 19.9,в, д).
Прямой нагрев воздуха продуктами сгорания. Основным типом рекуперативных воздухоподогревателей является стальной трубчатый воздухоподогреватель (ТВП), который прост в изготовлении, но требует большого расхода металла и занимает большой объем.
Обычно ТВП выполняют в виде вертикальной трубной системы (рис. 19.10). Трубы стальные наружным диаметром 30— 40 мм при толщине стенки 1,2— 1,5 мм своими концами приварены к трубным доскам и расположены в шахматном порядке. Толщина нижней трубной доски 20—25 мм, верхней 15—20 мм.
Комбинированный |
Рис. 19.9. Классификация методов обогрева воздуха. А —трубчатый воздухоподогреватель; б — регенеративный воздухоподогреватель; в — предварительный подогрев воздуха в калорифере; г — система экономайзер низкого давления—калорифер; д — каскадный воздухоподогреватель; / — ТВП; 2 —продукты сгорания; 3— воздух; 4— РВП; 5 — экономайзер низкого давлення; 5 — калорифер; 7 — вода; S — пар; 9 — каскадная часть ТВП; 10 — основной ТВП; 11 — смеситель. |
Внутри труб проходят продукты сгорания (продольное омы - вание), теплота которых передается воздуху, движущемуся между трубами (поперечное омы - вание). При этом образуется перекрестный ток рабочих сред. Известно, что наиболее компактный теплообменник получается при чисто противоточной схеме движения сред, однако для такого теплообменника, каким является ТВП, ее реализация невозможна. При-
Продукты сгорания |
Горячий баздух |
Западный, воздух |
Уходящие газы |
Рис. 19.10. Трубчатый воздухоподогреватель. I — трубы; 2 и 5 — трубные доски; 3 — компенсатор; 4 — короб; 5 — промежуточные перегородки; 7 — каркас; в —рама. |
Рис. 19.11. Линзовое компенсационное уплотнение. 1 — трубная доска; 2 и 3 — линзовые компенсаторы; 4 — балка ■каркаса. |
Близиться к противоточной схеме можно, направив воздух в межтрубном пространстве с многократным перекрестным движением. Делением воздухоподогревателя промежуточными перегородками — досками на ряд последовательных по воздуху ходов достигается оптимальная по условиям теплопередачи скорость воздуха. В местах поворота воздуха из одного хода в другой установлены воздушные перепускные короба. Воздухоподогреватель имеет наружную стальную обшивку и нижней трубной доской опирается на раму, связанную с колоннами каркаса котла. Трубная система расширяется кверху, причем верхнюю трубную доску соединяют с расположенным выше газоходом линзовым компенсатором (рис. 19.11), обеспечивающим свободу термического расширения с сохранением герметичности. Трубчатый воздухоподогреватель выполняют в виде отдельных кубов (секций), удобных для транспорта и монтажа.
Продукты сгорания Продукты сгорании і і і * |
Рис. 19.12. Схемы компоновки трубчатых воздухоподогревателей с различным подводом воздуха. І — вход холодного воздуха; 2— выход горячего воздуха. |
6) |
В котлах средней мощности в ТВП при однопоточной схеме подают воздух по его широкой стороне (рис. 19.10). В агрегатах большой мощности этого сечения недостаточно, и при однопоточной схеме высота воздушного
Рис. 19.13. Волнистая труба.
Хода достигает больших размеров. При этом уменьшается число ходов в каждой ступени воздухоподогревателя, что приводит к снижению температурного напора. Двухпоточная по воздуху схема (рис. 19.12,а) позволяет уменьшить высоту хода, увеличить число ходов и соответственно повысить температурный напор. Такая компоновка в совокупности с трубами малого диаметра и тесным шагом привела к созданию относительно малогабаритных ТВП. При очень большой мощности и двустороннего подвода воздуха может оказаться недостаточно, тогда переходят к многоканальному подводу (рис. 19.12,6).
При одинаковых акоростях продуктов сгорания и воздуха коэффициент теплоотдачи по газовой стороне ai (продольное обтекание) ниже коэффициента теплоотдачи С воздушной стороны СІ2 (поперечное обтекание). Интенсификации теплообмена можно добиться путем увеличения коэффициента ai при продольном обтекании. Это достигается в поверхностях нагрева, выполненных из волнистых труб, характеризующихся постоянной по значению и переменной по направлению кривизной (рис. 19.13). Во избежание забивания таких труб загрязнениями из газового потока этот воздухоподогреватель выполняют обращенным. В нем воздух движется внутри труб (продольное омывание), а продукты сгорания между ними (поперечное омывание).
Расчеты и первый опыт эксплуатации рекуперативных воздухоподогревателей обращенного типа из волнистых труб показывают, что их поверхность нагрева и масса меньше примерно в 2 раза по сравнению с традиционными ТВП. Хотя стоимость производства волнистых труб выше, но с учетом уменьшения их количества стоимость воздухоподогревателя ниже примерно в 1,5 раза. ТВП просты по конструкции, надежны в работе, значительно более плотны в сравнении с воздухоподогревателями других систем.
Нагрев воздуха продуктами сгорания с применением промежуточного теплоносителя.
С точки зрения теплотехники безразлично, каким образом осуществляется передача теплоты от продуктов сгорания к воздуху: непосредственно через стенку или сначала промежуточному теплоносителю, а далее от него к воздуху. В последнем случае каждый из процессов можно организовать независимо и поставить в оптимальные условия.
Для подогрева воздуха в качестве промежуточного теплоносителя применяются твердые насадки, обычно стальные листы, получающие теплоту от продуктов сгорания. Этот принцип реализуется в регенеративных воздухоподогревателях (РВП) имеющих широкое применение на электростанциях. Для установок с промежуточным теплоносителем характерно отсутствие влияния коррозионных
УГ ! а) |
>г$р Ч |
Іу ^^ |
V Ч. |
Рис. 19.14. Профили набивок РВП. А — набивка горячей части с волнистым дистанцнонирующим листом; б — набивка холодной части. |
Повреждений поверхностей нагрева воздухоподогревателя на присосы воздуха в газовый тракт котла.
Регенеративные воздухоподогреватели. Наиболее употребительны на электростанциях вращающиеся РВП, у которых поверхностью теплообмена служит набивка из тонких гофрированных и плоских стальных листов, образующих каналы малого эквивалентного диаметра (d3=6н-9 мм) для прохода продуктов сгорания и воздуха (рис. 19.14). Набивкой заполняют цилиндрический пустотелый ротор, разделенный глухими радиальными перегородками на изолированные друг от друга секторы. Ротор воздухоподогревателя, показанный на рис. 19.15, медленно (с частотой вращения 0,008—0,065 с~4) вращается на валу приводом от электродвигателя через шестеренчатую или цевочную передачу.
Верхней и нижней секторными плитами корпус разделен на две части. В одну из них через горловину в крышке поступают продукты сгорания, а в другую, также через горловину, — воздух. Движение газового и воздушного потоков раздельное и непрерывное, а набивка попеременно проходит эти потоки. При непрерывном вращении ротора в металлической набивке какого-либо сектора теплота аккумулируется, а затем отдается при прохождении через него воздушного потока. Тот же процесс повторяется при перемещении следующего сектора с набивкой. В итоге организуется непрерывный нагрев воздуха переносом теплоты, аккумулированной набивкой в газовом потоке. Взаимное движение потоков противоточное. Набивка укладывается в виде пакетов листов разного профиля с радиальным или тангенциальным расположением.
Основные требования, предъявляемые к набивкам: возможно большая интенсивность теплообмена и минимальное аэродинамическое сопротивление. Из большого многообразия наиболее эффективны набивки, показанные на рис. 19.14. Профиль набивки зависит от температурных условий. Для горячей части применяют интенсифицирующую набивку (рис. 19.14,а), состоящую из листов двух типов: волнистых и дистанционирующих, имеющих на поверхности между гофрами волны, наклоненные под углом 30° к направлению потока. Для холодной части РВП применяют упрощенный профиль набивки (рис. 19.14,6), состоящий из чередующихся гладких дистанционирующих и прямых листов. Соответствующее взаимное расположение листов набивки тур- булизирует поток и усиливает теплопередачу.
Во всех конструкциях набивки поверхность нагрева РВП состоит из системы шероховатых каналов, в которых шероховатость создается высотой волн дистанционирующих и волнистых листов. Следовательно, интенсификация конвективного теплообмена в РВП осуществляется значительно проще, чем в ТВП. В отличие от последних создание набивки РВП с волнистыми каналами сложной формы технологически проще и выполняется прокаткой или штамповкой больших листов.
Качество укладки набивки в роторе оказывает существенное влияние на коэффициент использования поверхности нагрева. При плохом заполнении ротора возможно шунтирование части продуктов сгорания и воздуха мимо теплообменной поверхности.
Поверхность нагрева 1 м3 набивки составляет 300— 340 м2. Длительность пребывания набивки в газовом и воздушном потоках ограничена (менее 30 с). От набивки требуется быстрый нагрев в газовом потоке и столь же быстрое охлаждение в воздушном потоке. При толщине набивочного материала всего лишь 0,6—1,2 мм переносится достаточно много теплоты. Тонкие листы набивки удобные еще тем, что в процессе обдувки воздухом они вибрируют и легче освобождаются от загрязнений. Эффективны также шариковые набивки из металла, керамики или стекла.
Недостатки набивки из гофрированных металлических листов: тонкие листы быстро корродируют и изнашиваются, коэффициенты теплопередачи при продольном обтекании поверхности нагрева сравнительно невелики.
Регенеративные воздухоподогреватели выполняют обычно с вертикальной осью вращения диаметром до 10 м, а в очень мощных установках — 15—17 м. Повышение их мощности требует изготовления сверхтяжелого упорно-радиального подшипника качения. Регенеративные воздухоподогреватели с горизонтальной осью позволяют распределить нагрузку ротора на два сферических подшипника меньших размеров; они также лучше ком-
Рис. 19.15. Регенеративный вращающийся воздухоподогреватель. в — продольный разрез. б — ротор; в — места перетока воздуха; 1 — ротор; 2 — неподвижный корпус; 3 — набивка; 4 — большая шестсрня (венец): 5 —малая (приводная) шестерня; Є — редуктор; 7 — электропривод; S, и — верхняя и нижняя секторные плиты, разделяющие газовый и воздушный потоки; перетоки воздуха.
Рис. 19.16. Уплотнение РВП. |
' — стенка газоподводящего патрубка; 2— фланец крышки корпуса; 3 — колодка; 4— пружина; 5 — направляющая планка, привинченная к фланцу; 6 — колпачок, привинченный к флан - цу; 7 — фланец ротора; 8 — цилиндрический наружный кожух; д — зазор.
Понуются с котлом и позволяют упростить газовоздушные тракты.
Воздушный и газовый потоки в элементах РВП создают значительный перепад давления. Этот перепад одинаков для газовоздушного тракта с уравновешенной тягой н с наддувом н составляет 7—8 кПа. При значительных размерах мест сопряжения ротора с неподвижными конструкциями перепад давления приводит к перетоку части воздуха на сторону продуктов сгорания. Кроме того, наблюдаются присос холодного воздуха по периферии газовой части РВП и аналогичная потеря воздуха в воздушной части РВП (см. рис. 19,15,в).Суммарные нормированные присосы в РВП составляют около 20%. В эксплуатации они могут быть выше. Защита от перетоков достигается уплотнениями, устанавливаемыми во входной и выходной частях ротора. Уплотнения различают; периферийное кольцевое на внешней поверхности ротора, внутреннее кольцевое вокруг вала РВП и радиальное, разделяющее воздушный и газовый потоки. На рис. 19.16 показано периферийное уплотнение серийного РВП. Оно выполняется в виде разрезного уплотнительного кольца, элементы которого образуют с вращающимся фланцем ротора очень малый зазор б. Зазор регулируется натягом пружин, закрываемых герметичными колпачками. Аналогично выполняют внутреннее кольцевое и радиальное уплотнения. Заметное значение составляет перенос воздуха в газовый тракт (и газов в воздушный тракт) за счет объема между пластинами во вращающемся роторе. Для борьбы с присосами иногда применяют отсос воздуха, перетекающего через уплотнения. Этот воздух возвращают в воздушный тракт на всас дутьевого вентилятора.
Регенеративные воздухоподогреватели получили широкое применение на крупных энергоблоках. Эти воздухоподогреватели конструктивно сложнее, но они компактны, требуют меньшего расхода металла, имеют невысокое аэродинамическое сопротивление, коррозия поверхностей нагрева не приводит к увеличению присосов воздуха. Регенеративные воздухоподогреватели имеют конструктивные и эксплуатационные недостатки: наличие вращающихся элементов (ротора), сложность уплотнений, разделяющих газовый и воздуш-
Рис. 19.17. Регенеративный Продукты Горячий
Г сгорания доз
Воздухоподогреватель с разделенными потоками подогрева воздуха.
/ — горячая набивка; 2 — холодная набивка; 3 — первичный воздух; 4 — вторичный воздух; 5 — шибер; I н Л — отсекн первичного и вторичного воздуха.
Ный потоки, и повышенный переток воздуха в газовый поток. Существенным недостатком РВП с гофрированной набивкой является невозможность подогрева воздуха выше 300—350° С из-за ее коробления.
В ряде установок, например, при сжигании топлив с малым выходом летучих (типа АШ) или высоковлажных топлив (типа Б) целесообразно первичный воздух нагревать до более высокой температуры, чем вторичный. В других установках, например пылесистемах с промежуточным бункером, бывает существенно различное аэродинамическое сопротивление трактов первичного и вторичного воздуха. В этих случаях целесообразны РВП с разделением потоков воздуха и продуктов сгорания на секции (рис. 19.17). В аппарате предусматривают разделительное кольцо с соответствующим дополнительным уплотнением. Место установки разделительного кольца определяется соотношением сечений, необходимых для расходов первичного и вторичного воздуха. Кольцевое разделение охватывает как воздушный, так и газовый потоки. Для регулирования темературы воздуха предусмотрены шиберы в газовом потоке, а его расхода — шиберы в воздушном потоке.
Комбинированный нагрев воздуха. В отличие от традиционного подогрева воздуха низкотемпературной теплотой продуктов сгорания, при паровом обогреве воздух подогревается в калориферах (теплообменниках) низкотемпературной теплотой пара системы регенерации турбины. Это облегчает борьбу с низкотемпературной коррозией и загрязнениями при сжигании высокосернистых топлив. В калорифере используется скрытая теплота парообразования отработавшего в турбине пара, благодаря чему уменьшаются потери теплоты в цикле. Воздух можно подогревать и горячей водой, получаемой за счет низкотемпературной теплоты уходящих продуктов сгорания в экономайзере низкого давления. Калориферные установки и экономайзеры низкого давления обычно применяются для предварительного подогрева воздуха, а до необходимой температуры его доводят в традиционных воздухоподогревателях.
В современных котлах большой мощности предварительный подогрев воздуха обеспечивается в паровых калориферах (трубчатых теплообменниках), размещаемых между напорной стороной дутьевого вентилятора и входной ступенью воздухоподогревателя (рис. 19.18). Внутрь трубчатой системы подают пар из отбора турбины при температуре
Продукты сгорания |
Горячий Воздух |
Рис. 19.18. Схема предварительного подогрева воздуха в паровом калорифере. 1 — паровой калорифер; 2 — дутьевой вентилятор. |
Около 120°C, снаружи она омывается поперечным потоком воздуха.
В зимнее время при значительной отрицательной температуре атмосферного воздуха (—15°С и ниже) на входных трубах калорифера образуется иней, замораживаются дренажные линии конденсата. Разработаны схемы предварительного подогрева воздуха для работы в энергетических блоках при различных климатических условиях.
В системе экономайзер низкого давления — калорифер воздух подогревают в калорифере водой экономайзера низкого давления. Такие системы работают по замкнутой схеме, в которой происходит предварительный подогрев воздуха, а окончательный его подогрев осуществляется в ТВП, обогреваемом продуктами сгорания (рис. 19.19). Достоинство схемы — резкое сокращение присоса воздуха. Во избежание загрязнения конденсата продуктами коррозии систему выполняют замкнутой, в которой с помощью насоса циркулирует деаэрированная вода. Температура воды несколько выше ^т. р, что исключает коррозию экономайзера низкого давления.
4- |
В каскадном воздухоподогревателе (КВП) все кубы, кроме выходного, по газам обогреваются полным расходом продуктов сгорания и охлаждаются полным расходом воздуха. Для предотвращения или ослабления коррозии низкотемпературной его части создаются
Рис. 19.19. Система предварительного подогрева воздуха экономайзер низкого давления — калорифер, я — экономайзер низкого " ідавлення; 2 — экономайзер высокого давления; 3 — калорифер; 4 — циркуляционный насос; 5 — воздухоподогреватель; 6— питательный насос; 7 — продукты сгорания; 8 — воздух.
TxS tc„ Vyx ti.6 6) Рис. 19.20. Каскадный воздухоподогреватель. а — схема включения; б — температурный график; 1 — воздуходувка; 2 — калорифер; 3 — каскадная часть воздухоподогревателя; 4 — основная часть воздухоподогревателя; 5 — смеситель; 6 — линия байпаса; 7 — воздух; 8 — продукты сгорания. |
Условия работы, при которых температура металла превышала бы точку росы продуктов сгорания. Эти. условия создаются выделением выходного по газам и входного по воздуху куба, работающего на полном расходе продуктов сгорания и малом расходе воздуха (рис. 19.20,а). Холодный воздух делится на два потока. Меньший (30—40% расхода) проходит через калорифер и последовательно включенную с ним каскадную ступень воздухоподогревателя; второй поток больший (70— 60% расхода), байпасируется и смешивается с первым потоком после каскадной ступени. После смешения суммарный поток воздуха движется противопотоком через горячие ступени квп.
Упрощенный температурный график КВП показан на рис. 19.20,6. Видно, что в калорифере и каскадной ступени температура воздуха растет быстрее в связи с малым расходом через них воздуха. Поэтому поверхности нагрева этих элементов достаточно компактны. Продукты сгорания в каскадной ступени охлаждаются меньше, а их температура выше.