Технические характеристики твердых топлив
Обеспечение экономичного сжигания топлив в паровых котлах зависит от знания и правильного учета ряда определяющих характеристик топлива, к которым, кроме теплоты сгорания, относятся зольность, влажность, выход летучих веществ.
Зольность. Минеральные примеси содержатся во всех видах твердого топлива. Большая их часть не связана с органической массой топлива. По происхождению примеси можно разделить на внутренние, накопившиеся в пластах топлива в процессе его образования, и внешние, попавшие в топливо из окружающей породы при его добыче.
При сжигании топлива его минеральная часть подвергается высокотемпературному преобразованию. Сложные минеральные соединения типа глинистых минералов А1203X 2Si02X2Н20, полевых шпатов К2ОХ XAl203X6Si02, сульфатов и карбонатов CaS04X2H20, CaMg(C03)2 и другие подвергаются разрушению с частичным доокислением за счет кислорода воздуха. В результате остаток после сгорания топлива — зола — состоит в основном из ряда окислов: Si02, А1203, Fe203, CaO, MgO, К20, Na20 и оказывается в среднем на 10% меньше исходной минеральной массы топлива. Процентное количество золового остатка по отношению к навеске натурального топлива называют зольностью топлива.
Свойства золы играют большую роль в организации работы парового котла. Мельчайшие твердые частицы ,золы подхватываются потоком топочных газов и уно
Сятся из топочной камеры, образуя летучую золу. Часть золы, расплавленной в ядре факела, выпадает в низ топочной камеры или прилипает к ограждающим стенам топки и при затвердевании образует шлаки, т. е. твердые растворы минералов, химический состав которых может отличаться от состава летучей золы.
Особое значение при организации процесса сжигания топлива имеют характеристики плавкости золы. Температуры плавления отдельных минералов и их сплавов сильно различны и находятся в пределах 2900-s-600°C. Поэтому плавление золы не происходит при какой-либо определенной температуре, а представляет процесс постепенного размягчения от твердого до жидкого состояния с ростом температуры. Температуры плавления золы определяют стандартным методом конусов, когда из золы прессуется пирамидка с заданными размерами (рис. 2.3) и помещается в печь. В процессе нагрева отмечают следующие характерные значения температуры:
Іt — начало деформации, когда появляется первое изменение формы пирамидки, tx= =1000^-1200°С;
T2 — размягчение, когда вершина пирамидки касается основания или принимает каплеобразную форму, f2=1100-s-1400°C;
U— жидкоплавкое состояние, соответствующее началу растекания по плоскости, ts= = 1200-н-1500°С.
Основным показателем поведения шлака является его вязкость.
Нормальное течение расплавленного шлака, находящегося в истіинно-жидком состоянии, вдоль вертикальной или наклонной стенки имеет место при вязкости менее 200 П (пуаз). Температуру жидкого шлака, при которой он свободно вытекает из отверстия, называют температурой нормального жидкого шлакоудаления tB. m. Температуры плавкости золы и характерные коэффициенты вязкости приводятся в таблицах энергетических теплив [8].
2* |
В процессе горения большая часть минерального состава топлива превращается в мелкую уносимую потоком газов летучую золу. В топках с различным тепловым режимом горения и шлакоудаления доля уноса летучей золы аун меняется от 0,85—0,95 до U,"I—ид. Остальная часть в виде шлака выпадает в нижнюю часть топки и удаляется из-под нее: аШл=1—аУн. Увеличение зольности топлива и количества летучей золы в потоке газов требует установки более дорогих золо- улавливающих устройств после котла для защиты воздушного бассейна от загрязнения. При этом уменьшают скорости газов в конвективных газоходах во избежание истирания труб, а загрязнение поверхностей нагрева частицами золы ухудшает теплообмен. Все это делает конструкцию котла более громоздкой.
Выход летучих веществ и коксовый остаток. Если сухую навеску твердого топлива положить в тигель и постепенно нагревать в инертной среде без доступа воздуха, то будет происходить уменьшение ее массы. При высоких температурах происходит разложение кислородсодержащих молекул топлива с образованием газообразных веществ, получивших название летучие вещества (СО, Н2, СН4 СОг и Др.). Выход летучих веществ из твердых топлив происходит в интервале температур 110—1100°С. Наибольший выход (до 95%) имеет место при температуре до 800°С (рис. 2.4). Поэтому условно за выход летучих веществ твердых топлив принимают уменьшение массы навески топлива после выдержки в тигле при Ь=850±25°С в течение 7 мин, отнесенное к горючей массе топлива
Vr, %.
Поскольку выход летучих веществ прежде всего определяется содержанием кислорода в топливе, то он тем больше, чем топливо моложе (рис. 2.1). Так, у бурых углей Уг=45-^- 50%, каменных Fr=25-^40%, а у антрацитов Vr=3—% •
Твердый горючий остаток после выхода летучих называется коксом. Он может быть плотным (спекшимся) или порошкообразным. В воздушной среде кокс воспламеняется при / = 900-М200°С. Летучие вещества, выделившиеся из топлива, обеспечивают более раннее воспламенение кокса, так как они сами воспламеняются при более низкой температуре, чем коксовый остаток (350—600°С), быстро
Повышая тем самым температуру коксовых
О частиц. Их влияние особенно велико на начальной стадии горения топлива. Чем выше выход летучих веществ, тем быстрее воспламеняется топливо и тем полнее оно выгорает.
Влажность. Различают внешнюю, адсорбционную, капиллярную и внутреннюю влагу. Все виды влаги, кроме внутренней, удаляются из топлива при нагреве до 102—105°С. Внутренняя или кристаллогидратная влага прочно связана с минеральной частью топлива, входя в состав кристаллов вещества.
В твердом ископаемом топливе содержится в основном адсорбционная влага, определяемая адсорбирующей способностью сложных коллоидов органической массы топлива. Наибольшей адсорбционной способностью обладают торф, бурые угли и ряд молодых каменных углей. Адсорбционная способность топлива определяет его гигроскопическую влажность №•". Косвенно эта влажность также характеризует возраст топлива: она тем меньше, чем топливо старше. Так, у бурых углей содержание Ц7ГИ= 10-г-13%, а у антрацитов №ги=1,5н-2,5%. Знание Wги необходимо для оценки допустимой влажности угольной пыли во избежание слипания частиц (при повышенной ее влажности) или взрывоопасное™ пересушенной пыли.
Внешняя или механически удерживаемая влага 'остается в топливе после контакта с водой и сохраняется на поверхности за счет смачивания. Ее количество зависит от степени измельчения топлива и внешних условий при транспорте и хранении топлива. Капиллярная влага определяется пористостью структуры топлива. Ее больше всего в торфе.
Большая влажность рабочей массы топлива вызывает много трудностей при сжигании. Снижается теплота сгорания, растут расходы топлива и объемы продуктов сгорания, увеличиваются потери теплоты ■с уходящими газами и затраты энергии на привод дымососов. Увеличение влажности газов вызывает усиление коррозии металла воздухоподогревателя, приводит к повышенному загрязнению поверхности нагрева. В тракте доставки топлива и при его переработке нарушается нормальное движение топлива вследствие потери сыпучести, а в зимнее время топливо смерзается. Влияние содержания серы в топливе на работу котла рассмотрено в § 2.4.
Маркировка твердых топлив. Топливам присваиваются различные марки в зависимости (главным образом) от количества влаги в рабочей массе топлива (бурые угли) и выхода летучих веществ (каменные угли). Так, бурые угли разделяются на три группы: Б1 — с содержанием влаги ^^40%; Б2— при №p=30-f-40% и БЗ — при №р<30%. В основу маркировки каменных углей положены выход летучих веществ и характеристика кокса (табл. 2.1).
Мелкие фракции топлива (отсевы), остающиеся после сортировки добываемого топлива, получают дополнительное буквенное обозначение: Ш — штыб — топливо размером фракций от 6 мм и менее; СШ — семечко со штыбом — топливо с размером фракций от 13 мм и менее; Р — рядовой — несортированное топливо. Так, распространенными являются топлива типа АШ — антрацит-штыб и ГСШ — газовый уголь, семечко со штыбом.
Таблица 2.1
|