Режимы останова и сброса нагрузки котла
Нормальному (неаварийному) останову котла (блока) предшествует его разгрузка. При останове в резерв на короткое время (например, на ночь) стремятся в наибольшей степени сохранить тепловое состояние оборудования, в связи с чем указанную разгрузку ограничивают/ (обычно не ниже 50% номинальной). При останове на более длительный срок стремятся в наибольшей степени использовать аккумулирующую способность котла. Этому способствует глубокая разгрузка блока на скользящем давлении свежего пара. Кроме того, с этой целью часто после погашения топки котла турбогенератор еще в течение некоторого времени остается включенным в сеть, срабатывая аккумулированный в котле пар. Режим разгрузки барабанного котла определяется исходя из скорости снижения температуры насыщения в барабане не выше 1,5—2°С/мин. Темп разгрузки прямоточного котла под воздействием системы автоматического управления определяется лишь его динамическими свойствами.
Останов котла осуществляют прекращением подачи топлива ко всем горелкам (форсункам) топки и питания котла водой. На барабанном котле барабан предварительно подпи- тывается до верхнего рабочего уровня. После погасания топки для исключения скопления взрывоопасной смеси тягодутьевое оборудование в течение 10—15 мин остается в работе, и вентилируется газовоздушный тракт котла. В период простоя стремятся исключить конденсацию пара в трубах пароперегревателя, так как это усложняет в последующем режим растопки котла и снижает его надежность. С учетом изложенного при останове в резерв прямоточного котла после прекращения его питания водой «консервируют» тракт до ВЗ (закрывают питательный клапан, ВЗ, арматуру ВС) и обеспаривают пароперегреватель (через ПСБУ) и промперегреватель (через сбросную линию из ГПП) в конденсатор. При останове барабанного котла давление в котле постепенно снижают (сбрасывают пар через ПСБУ или РОУ), исходя из поддержания температуры насыщения ниже температуры дымовых газов в области пароперегревателя. При таких условиях конденсация свежего пара в пароперегревателе не происходит.
Барабан периодически подпитывается водой. Промперегреватель обеспаривается так же, как и на прямоточном котле.
При необходимости останова блока с расхолаживанием всего оборудования разгрузку его ведут со снижением давления свежего пара. На прямоточном котле при нагрузке около 60% номинальной закрывают ВЗ, и давление в тракте до нее поддерживают постоянным. Независимо от типа котла параллельно со снижением давления свежего пара снижают его температуру со скоростью, определяемой допустимыми термическими напряжениями в металлоемких элементах котла, паропроводов и турбины. Одновременно снижают и температуру вторично-перегретого пара. Пароперегреватель и паропроводы расхолаживают таким способом примерно до 300°С.
При необходимости расхолаживания для ремонта барабанного котла и паропроводов после погашения топки котла и отключения турбины производят выпуск. аккумулированного в котле пара в станционную магистраль, конденсатор или атмосферу. Уровень воды в барабане повышают до верхнего предела (примерно на 200 мм ниже верхней образующей), что снижает разность температур «верх —■ низ» барабана (предельное ее- значение 40°С). При давлении в котле 0,6—0,8 МПа проводят усиленную вентиляцию газовоздушного тракта. Прямоточный котел не содержит таких металлоемких элементов, как барабан, и его можно расхолаживать быстрее. Разгрузку блока вплоть до погашения топки и отключения турбины ведут на номинальном давлении свежего пара. На котлах СКД затем начинают выпуск пара через дренаж паропровода перед главной паровой задвижкой ГЛЗ при закрытом ПСБУ. После снижения температуры свежего пара примерно до 420°С возобновляют питание котла водой с расходом 10—15% номинального. При этом благодаря использованию аккумулированной в котле теплоты температуры среды по тракту снижаются плавно. При снижении температуры среды примерно до 300°С расход питательной воды увеличивают примерно до 30% номинального и продолжают ее прокачку через весь тракт до полного расхолаживания котла и паропроводов. На блоках ДКД применяют режим расхолаживания прямоточного котла и паропроводов путем постепенного снижения температуры насыщения среды на выходе из пароперегревателя. Для этого после возобновления питания котла водой с расходом 10—15% номинального давление в котле поддерживают постоянным (с помощью ПСБУ), пока температура среды на выходе из котла не снизится до температуры насыщения. Затем расход питательной воды увеличивают до 30—40% номинального, и вследствие использования аккумулированной теплоты на выходе из котла в течение достаточно длительного времени среда находится в состоянии пароводяной смеси. Регулированием темпа снижения давления среды обеспечивается соответствующий темп снижения температуры насыщения, а следовательно, и расхолаживания оборудования. Способы, аналогичные изложенным, используются и при расхолаживании тракта прямоточного котла до ВЗ.
В случае возникновения аварийной ситуации производят так называемый останов с «консервацией давления» в котле. При этом после погашения топки закрывают регулирующий питательный клапан (РПК) и /773; турбогенератор отключают от сети; ПСБУ сохраняют в закрытом положении, если давление свежего пара ниже давления срабатывания предохранительных клапанов котла. При таком способе останова давление и температуры среды по тракту котла сначала сохраняются на том же уровне, что и в условиях нормальной эксплуатации. Затем происходит лх постепенное снижение, определяемое отдачей теплоты в окружающую среду или неплотностью арматуры водопарового тракта. Такой •способ останова позволяет при быстром устранении его причины провести растопку котла из состояния горячего резерва. В противном случае продолжаются операции по останову котла с обеспариванием пароперегревателя.
Котел должен быть немедленно (аварийно) остановлен и отключен в случаях:
1) недопустимого отклонения уровня воды в барабане или прекращения питания любого из потоков прямоточного котла более чем на 30 с;
2) выхода из строя водоуказательных колонок ба - .рабанного или расходомеров питательной воды прямоточного котла;
3) прекращения расхода пара через промежуточный перегреватель;
4) недопустимого повышения, а для прямоточного котла и снижения давления в котле;
5) разрыва труб или образования сквозных трещин в элементах водопарового тракта;
6) погасания факела в топке, взрыва в топке или газоходах, загорания горючих отложений в конвективных поверхностях нагрева;
7) недопустимого понижения давления газа или мазута за регулирующим клапаном;
8) пожара, угрожающего персоналу или оборудованию;
9) исчезновения напряжения на устройствах дистанционного или аварийного управления и на всех контрольно-измерительных приборах;
10) отключения турбины (в блочных установках) или группы вспомогательного оборудования (дымососов, дутьевых вентиляторов и т. п.).
Во всех этих ситуациях задержка с остановом котла может привести к развитию аварии с тяжелыми последствиями, и поэтому правилами [6] предусматривается «станов котла без предварительного согласования с руководством электростанции или диспетчером энергосистемы.
Аварийный останов котла производится под воздействием технологических защит, получающих сигнал о возникновении той или иной аварийной ситуации. В случае отказа защитного устройства необходимые операции должны быть проведены эксплуатационным персоналом. Для облегчения выполнения этих функций на блочном щите управления предусматривается светозвуковая сигнализация.
В некоторых ситуациях останов котла допускается после согласования с руководством электростанции, так •как развитие аварии и тяжелые последствия возможны лишь по истечении некоторого времени. К ИХ числу относятся случаи появления мелких повреждений (свищей) элементов водопарового тракта, повышения температуры металла отдельных поверхностей нагрева, ухудшения качества питательной воды, неисправности ответственных технологических защит, автоматических регуляторов, КИП, дистанционного управления и т. п. В этих случаях сначала принимаются возможные меры для устранения возникших неполадок, а если это не удается, то устанавливается допустимая длительность работы котла до останова.
При частичном отключении вспомогательного оборудования необходима срочная разгрузка котла. В противном случае неизбежны тяжелые аварийные последствия. Так, в случае отключения одного из двух дымососов пламя «выбивает» через смотровые лючки, отверстия для обдувочных аппаратов и т. п., вследствие чего возможны пожар в котельной, разрушение каркаса котла и т. п. При отключении одного из двух дутьевых вентиляторов возможны погасание факела, скопление в топке несгоревшего топлива и его взрыв с тяжелыми последствиями. Из приведенных примеров следует, что в рассматриваемых ситуациях первостепенной задачей является уменьшение расхода топлива до значения, соответствующего производительности оставшегося в работе оборудования. Параллельно необходимо вести регулирование расхода питательной воды, температур свежего и вторично-перегретого пара, а также соответственно изменить нагрузку потребителя пара и оставшегося в работе вспомогательного оборудования. В ряде случаев необходимо дополнительно произвести переключения в схемах водопарового и газовоздушного трактов. Выполнение всех этих многочисленных операций возлагается на технологические защиты или специальные системы автоматической разгрузки блока. Вместе с тем эксплуатационный персонал всегда должен быть готов произвести необходимые операции, пользуясь лишь органами дистанционного управления. Поэтому периодически проводятся так называемые «аварийные игры». Наиболее эффективна проверка подготовленности персонала на специальном тренажере.
Предельным случаем из числа рассматриваемых является сброс нагрузки блока до холостого хода или нагрузки собственных нужд — возмущение режима здесь максимально.
Испытания показали, что барабанный котел в этом случае может быть остановлен, а работа турбогенератора обеспечивается потреблением аккумулированного в котле пара. На блоке с прямоточным котлом нагрузка последнего в рассматриваемой ситуации быстро снижается до растопочной (около 30% номинальной). На котлах, сжигающих твердое топливо, при этом отключаются часть горелок и часть топливоподающего оборудования и включаются мазутные форсунки для «подсветки» факела. В ряде случаев необходим полный перевод топки на растопочное топливо. Параллельно необходимо выполнение тех же операций, что и при частичных сбросах нагрузки, но вследствие большего возмущения режима труднее обеспечить его стабилизацию. При недостаточно четком проведении операций возможны аварийные последствия. Особенно важно при одно - байпасной пусковой схеме обеспечить быстрое снижение расхода топлива, так как в противном случае возможен «пережог» труб промперегревателя. С учетом этого в рассмариваемой ситуации правилами [6] предусматривается удерживать блок в работе только в случае работоспособности соответствующих технологических защит и системы автоматического управления.