Полная гидравлическая характеристика парообразующих труб и ее значение для оценки надежности циркуляции
Полная гидравлическая характеристика парообразующей трубы выражает зависимость полезного напора циркуляции от расхода и включает подъемное и опускное движение рабочей среды. Для ее построения рассмотрим сначала закономерности распределения плотности пароводяной смеси в парообразующей трубе в зависимости от скорости циркуляции при постоянной интенсивности обогрева.
На рис. 12.7 показано, что без учета относительной скорости пара wr (ф={3) и трения в трубах Артр кривая рсм симметрична, опирается своей вершиной в точке, отвечающей скорости циркуляции Wo=0 и граничной плотности р". Это означает, что при нулевом расходе воды труба заполнена только паром. Увеличение расхода воды при данном обогреве приводит к росту плотности пароводяной смеси, которая при больших w0 асимптотически приближается к своему предельному значению р'.
Полная гидравлическая характеристика парообразующей трубы контура циркуляции для указанных выше условий (wr=0; Дртр=0) представляет собой зеркальное изображение
Рис. 12.7. Характер изменения плотности пароводяной смеси рсм в зависимости от wо в режимах подъемного и опускного движения. |
Кривой рсм (кривая 1 на рис. 12.8). Для этих условий ф=р.
По мере уменьшения скорости циркуляции w0 полезный напор симметрично увеличивается и в пределе стремится к своему максимальному значению
На полезный напор циркуляции большое влияние оказывает относительная скорость пара. В зависимости от направления потока это влияние различно. В подъемном движении смеси wr уменьшает ср, увеличивает ром и потому уменьшает Snon, а в опускном, наоборот, увеличивает ср, снижает рсм и потому увеличивает Snon (кривая 2). Однако наибольшее значение полезного напора циркуляции по мере приближения к нулевой скорости циркуляции будет меньше, чем определенное по (12.18).
Силы трения всегда направлены против движения, в связи с чем в подъемном движении потери напора на трение уменьшают 5П0л, а в опускном — увеличивают его (кривая 3).
Понятие нулевой скорости циркуляции условное, поскольку подъемная труба обогревается и потому выдает пар в количестве, отвечающем приобретенной теплоте. Для выработки пара она должна получать воду. Скорость поступающей в подъемные трубы воды, которая восполняет расход пара при обогреве в отсутствие циркуляции, называется скоростью подпитки АУподп - Скорость подпитки означает, во-первых, малое количество воды, поступающей в парообразующую трубу снизу, и, во-вторых, предполагает возможность поступления в нее воды сверху. В этих условиях в парообразующей трубе возможно и подъемное и опускное движение. Область очень малых положительных н отрицательных скоростей циркуляции (заштрихованная область на рис. 12.8) обычно исключается из рассмотрения.
Правая ветвь полной гидравлической характеристики отвечает подъемному движению среды, левая — опускному (опрокинутому). Взаимное расположение ветвей характеристики зависит от давления в контуре. При низком давлении велико влияние относительной скорости пара и потому левая ветвь характеристики располагается на диаграмме выше любой точки правой ветви (рис. 12.9,а). При высоком давлении, наоборот, относительная
Рис. 12.10. Схемы подвода парообразующих труб в барабан. А — в водяной объем; б — в паровой объем. |
Скорость пара невелика, меньше гидравлическое сопротивление и, следовательно, значительная область левой ветви характеристики ориентируется ниже части правой ветви кривой, отвечающей малым скоростям циркуляции (рис. 12.9,6). На правой ветви характеристики можно выделить точку В, отвечающую расходу воды при скорости подпитки (шр)подп. Ордината этой точки выражает полезный напор застоя 530СТ, при котором дви-
Жение среды практически прекращается и возникает явление застоя циркуляции. Застой циркуляции охватывает область очень медленного движения воды в обогреваемой трубе вверх или вниз, однако пар движется только вверх, барботируя через столб находящейся в трубе воды. Застой циркуляции возникает в контуре с парообразующими трубами, включенными в водяной объем барабана, т. е. ниже уровня в нем воды (рис. 12.10,а). При подводе труб в паровой объем барабана (рис. 12.10,6) в условиях очень медленного движения в них воды полезный напор недостаточен для преодоления сопротивления опускных труб и подъема среды до высшей отметки подъемных труб контура. В этих условиях в них образуется свободный уровень воды. Левая ветвь характеристики, описывающая устойчивое опускное движение, имеет минимум в точке Б (см. рис. 12.9). Процесс перехода от подъемного движения к опускному проходит через нулевую скорость и носит название опрокидывания циркуляции. Ордината точки Б выражает полезный напор опрокидывания при котором восходящее движение в парообразующих трубах сменяется опускным.
Расстояние между горизонтальной линией ГД (рис. 12.9) и осью абсцисс выражает перепад давления в опускных трубах Ар0п= = который согласно уравнению (12.8)
Дает рабочую точку А диаграммы циркуляции. По мере увеличения этого перепада давления (линия Г'Д' на рис. 12.9) расход воды уменьшается, однако при низком давлении раньше
Рис. 12.11. Конструктивные особенности топочных экранов, вызывающие неравномерность тепловосприятия параллельных труб. А—по ширине экрана; б— по высоте вследствие затененности труб в местах разводки для образования амбразуры горелочных устройств. |
Рис. 12.12. Неравномерность тепловосприятия экранных труб, вызываемая шлакованием (а) и выходом из ранжира отдельных труо экрана (б).
Наступает напор застоя и потому более вероятен застой циркуляции или свободный уровень в зависимости от способа подвода пароводяных струй в барабан (рис. 12.9,а), а при высоком давлении раньше достигается напор опрокидывания и потому более вероятно опрокидывание циркуляции (рис. 12.9,6).
Контуры циркуляции представляют собой системы параллельно включенных труб, которые реально обогреваются по-разному. Неодинаковый обогрев отдельных труб может вызываться конструктивными особенностями системы или условиями эксплуатации. Так, по конструктивным особенностям угловые трубы систематически получают примерно в 2 раза меньше тепла, чем срединные (рис. 12.11,а), в месте разводки труб у амбразур горелок на некоторой высоте часть труб оказываются затененными от воздействия прямого излучения факела (рис. 12.11,6). В эксплуатации, например, при сжигании твердого топлива и нарушении топочного режима отдельные участки топочных экранов как по ширине, так и по высоте могут покрываться слоем шлака (рис. 12.12,а), через который трубам передается существенно меньше теплоты из-за малой его теплопроводности. В ряде случаев из-за нарушения креплений возможен выход из ранжира отдельных труб экрана (рис. 12.12,6), которые оказываются более освещенными и получающими больше теплоты, а другие — затененными и получающими меньше теплоты.
V S/2 Л/2 Я/Z В=0 |
Рис. 12.13. Влияние характера шлакования парообразующих труб на количество образующегося в них пара.
На рис. 12.13,а показана система параллельно включенных подъемных труб контура циркуляции, геометрические и конструктивные характеристики которых одинаковы. Предположим, что некоторые трубы системы зашлакованы. Незашлакованные трубы работают в расчетном режиме, получают расчетное количество теплоты и выдают расчетное количество пара D (например, труба 1). Допустим, что труба 2 зашлакована только на верхней половине, но так, что в этой части трубы не образуется пар, а нижняя — получает половинное количество теплоты и потому труба в целом выдает пар D/2. В трубе 3 также образуется пар в количестве D/2, но в отличие от трубы 2 она зашлакована только в нижней половине. Труба 4 зашлакована равномерно по всей высоте, но в такой степени, что выдает пар также в количестве D/2. И, наконец, труба 5 на всей высоте зашлакована настолько, что она не получает теплоты и потому D=0. Полагая обогрев всех труб по высоте равномерным, можно принять линейный характер приращения количества в них пара (рис. 12.13,6). Из этого же рисунка следует, что трубы с разным обогревом выдают разное количество пара я, следовательно, в них развивается различный движущий напор циркуляции; трубы незашлакованные выдают расчетное количество пара и в них развивается наибольший движущий напор: 5дв=Япарф(р'—p")g - Вместе с тем трубы, получающие одинаковое количество теплоты и потому выдающие равное количество пара (в приведенном примере D/2), но зашлакованные на различных участках, развивают не только меньший движущий напор, но и различный по значению, так как при данном тепловосприятии труб и соответствующем рд пар будет заполнять трубы на разной высоте: трубу 3 только в ее верхней половине Я/2, трубу 4 по всей высоте Я, трубу 2 также по всей высоте, но с меньшей плотностью.
~ V |
На рис. 12.14 приведены кривые полезных ■ напоров циркуляции для системы труб с разным обогревом. Как было показано, в них развиваются различные движущие напоры циркуляции. Для такой системы характерно, что все подъемные трубы включены в общие коллекторы и работают они в общем для всех вынужденном перепаде давления Ар, равном 5пол (см. 12.8). Отсюда следует, что полезный напор циркуляции для всех труб контура одинаков. Однако этот общий для всех труб контура полезный напор при неодинаковом обогреве подъемных труб отвечает разному расходу циркулирующей в этих трубах воды. При наиболее слабообогреваемых труб (отдельные
Общем благополучии температурного режима основной массы труб из-за значительной неравномерности обогрева в некоторых из них может проходить мало воды и в них возможны нарушения циркуляции в виде появления застоя (или образования свободного уровня) или даже опрокидывания циркуляции.
Надежность циркуляции контуров проверяется по критериям надежности. Проверка отсутствия нарушения циркуляции выполняется для труб с наименьшим обогревом (с учетом 10% запаса). Производят проверку: застоя циркуляции
5заст/5конт>1 j пол ' пол
Опрокидывания циркуляции
Sonp/SKOHT>U пол пол
Свободного уровня
/ рзаст А / О1 (5пол - ДА, у)/5
Где Арв. у — потеря на подъем смеси выше уровня воды в барабане /гв. у (см. рис. 12.10).
Перечисленные явления крайне опасны, так как застой циркуляции или свободный уровень приводит к прекращению движения воды в контуре циркуляции, а опрокидывание циркуляции связано с переходом подъемного движения в опускное, т. е. с прохождением скоростей через нулевое значение. Все эти режимы приводят к нарушению устойчивого отвода теплоты от внутренней стенки парообразующих труб и возможности их перегрева.
Ш0]0 w0l |
Рис. 12.14. Влияние неравномерности обогрева параллельно включенных парообразующих труб циркуляционного контура на направление движения и скорость циркуляции. 1— snon сильнообогреваемых труб (основная масса труб контура): 2— $пол слабообогреваемых труб (отдельные трубы кон- |
Для контуров с давлением р>11 МПа или местными тепловосприятиями обогреваемых труб <7>400 кВт/м2 еще производится проверка на предотвращение возможности появления в них ухудшенного теплообмена (см. § 10.3).