Гребной винт
Форма и размер винта показаны на рис. 28. Изгиб лопастей, или «шаг», винта нужно подобрать при испытании глиссера. Заранее это нельзя установить, так как шаг зависит от мощности турбины. Если турбина сделана тщательно и хорошо подобраны диаметры отверстий сопел, шаг винта может быть большим. Если турбина не дает большой мощности, шаг приходится брать поменьше.
Для вала проще всего взять велосипедную спицу. Ниппель спицы разрежьте пополам, одну половину навинтите наглухо до конца нарезки, затем наденьте винт и заверните его второй половиной ниппеля. Такая установка даст возможность легко менять винт да и облегчит в дальнейшем сборку всего глиссера.
Рис. 29. 1 —дейдвудная труба, 2 — масло, 3 — вал винта, 4— подшипники, 5 —упорная шайба, 6 — упор.
Сквозь корпус глиссера пропустите трубку, в которой будет вращаться вал винта. Это — дейдвудная труба (рис. 29). Дейдвудную трубу сверните из жести, внутрь ее с обоих концов вложите и впаяйте спиральные проволочные подшипники, свернутые на спице. Вал винта установите так, чтобы он образовал с днищем угол в 6° (рис. 30). Из жести вырежьте полоску 35 X 100 дш. В центре ее сделайте отверстие по наружному диаметру дейдвудной трубы. Прогните полоску у отверстия, как показано на рис. 29 и фото 31, где глиссер показан снизу. Дейдвудную трубу припаяйте к этой полоске, а полоску прибейте к днищу глиссера.
Чтобы конец вала с винтом не болтался, установите еще на корме жестяную пластинку с проволочной стойкой и спиральным подшипником — кронштейн. Конструкция кронштейна вполне понятна по отдельному фото 32, где конец кормы показан снизу. После окончательной установки винта на вал изнутри корпуса у конца дейдвудной трубы наденьте маленькую
Рис. 30.
Рис. ЗІ. Фото глиссера снизу. Местоположение винта и конца дейдвудной трубы.
шайбочку и припаяйте 2-3 витка проволоки, чтобы вал винта не мог выйти наружу. Внутрь его не пускает винт, упирающийся в кронштейн.
Конец вала винта соедините с валом турбины не жестко, а стальной проволочной спиралькой от «конструктора».
Рис. 32. Фото конца кормы снизу. Хорошо видна конструкция кронштейна и угол наклона лопастей винта.
Такое соединение необходимо: оно дает возможность не так тщательно устанавливать турбину. Все равно, если даже оси винта и турбины не будут продолжать одна другую, пружинка прекрасно передаст вращение валу винта.
При изготовлении дейдвудной трубы нужно иметь в виду вот что. Так как внутренний конец дейдвудной трубы получится ниже уровня осадки глиссера в воде—ниже ватерлинии,—ничто не помешает воде пройти сквозь щели подшипника внутрь дейдвудной трубы, а затем и внутрь глиссера. Чтобы этого не произошло, перед впайкой второго подшипника в дейдвудную трубу наполните ее густым маслом или вазелином. Хорошо еще, рассчитав, в какую сторону будет вращаться винт, так навернуть спирали подшипников, чтобы вал винта «выгонял» воду, вращаясь в подшипниках, будто винт в гайке.