ПОДОБИЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Первым условием подобия аэродинамических процессов в натуре и на модели является геометрическое подобие здания и модели. Отношение соответственных размеров здания /н и модели /м называется масштабом линейных размеров:
= (XV.5)
Другие масштабные соотношения — масштаб скорости mv, масштаб плотности trip, масштаб динамической вязкости тц, масштаб давления тр — определяются отношением величин в натуре к соответственным величинам на модели. Для неустановившихся процессов применяют также масштаб времени тт.
Выбор конкретных размеров и характеристик потока для каждого случая проводят с учетом критериев подобия. В общем виде неустановившееся движение вязкой несжимаемой жидкости описывается системой уравнений Навье—Стокса и уравнения неразрывности с соответствующими начальными и граничными условиями. Пользуясь этими уравнениями, можно установить критерии подобия, определяющие рассматриваемый процесс: 1) критерий гомохронности процессов (Стру - халя) Sh==//(wx); 2) критерий Фруда Fr — v2!(gl) 3) критерий Рейнольдса Re — vlfv, 4) критерий Эйлера Ей —pj(pv2).
Критерий Струхаля Sh обычно применяют при изучении нестационарных процессов. Статическое давление на поверхности, а следовательно, и аэродинамический коэффициент не зависят от этого критерия.
Критерий Фруда Fr представляет собой отношение силы инерции единицы массы жидкости 1-и2// к силе тяжести І-g. Этот критерий применяют в случае обтекания тела двухфазной жидкостью или при исследовании процессов сопротивления среды на границе двух сред (например, для тел, плавающих на поверхности воды). На значение аэродинамического коэффициента критерий Фруда практически не оказывает влияния.
Критерий Рейнольдса Re показывает отношение силы инерции v2jl и силы внутреннего трения (вязкости) iv/pl2, действующих на единицу массы жидкости. Этот критерий играет важную роль в аэродинамических исследованиях.
Критерий Эйлера Ей представляет собой отношение силы давления (или перепада давления в двух характерных точках потока) к силе инерции потока. Критерий Эйлера иногда называют коэффициентом давления в данной точке. Физический смысл этого критерия аналогичен физическому смыслу получившего распространение в практике строительства аэродинамического коэффициента;
£аэр = 2Еи. (XV. 6)
Для турбулентного потока, газа свойственно нерегулярное изменение направления и скорости в каждой его точке. Характеристикой турбулентности, учитывающей пульсации, является степень турбулентности данного потока
E = V(py/v, (XV. 7)
Где у (о')2 —пульсационная скорость, осредненная по времени; v — осредненная по времени скорость потока воздуха.
При моделировании аэродинамических процессов в турбулентных потоках необходимо, чтобы в подобных потоках степени турбулентности были равны:
Єн = ем, (XV. 8)
Где Єн и 8м — степени турбулентности потоков в натуре и модели.
Таким образом, при моделировании аэродинамических процессов в турбулентных потоках однородной несжимаемой жидкости для соблюдения подобия необходимо выполнить условие равенства критериев Sh (только для процессов, зависящих от времени), Re, Eu и степени турбулентности є.
Результатом исследования аэродинамических характеристик зданий должна быть зависимость
&аэр = 2Eu = f (Re, е). (XV.9)
Исследования обтекания зданий и других плохо обтекаемых тел показали весьма слабую зависимость &аэр от критерия Re при значениях Re>103. Практическое отсутствие функциональной зависимости искомой величины от критерия называется автомодельностью относительно этого критерия. Автомодельность аэродинамического коэффициента относительно критерия Re объясняется явлением срыва потока с острых кромок и наличием интенсивных вихревых потоков. Автомодельность относительно Re позволила при определении аэродинамических коэффициентов на моделях зданий соблюдать лишь геометрический (линейный) масштаб, т. е. подбирать при моделировании любую скорость, удобную для проведения замеров.
Влияние степени турбулентности на значения &аэр обычно не учитывается, так как замеры степени турбулентности в потоке воздуха и регулирование этой степени требуют сложного оборудования и специального исследования. Этим объясняется разница в результатах, полученных для одинаковых моделей, обдуваемых в разных аэродинамических трубах.