АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ
Аэродинамический расчет систем вентиляции выполняют после расчета воздухообмена, а также решения трассировки воздуховодов и каналов. Для проведения аэродинамического расчета вычерчивают аксонометрическую схему системы вентиляции, на которой выделяют фасонные части воздуховодов. По аксонометрической схеме и планам строительной части проекта определяют протяженность отдельных ветвей системы.
Различают прямую и обратную задачи аэродинамического расчета вентиляционных систем. Цель аэродинамического расчета зависит от типа задачи: для прямой — это определение размеров сечений всех участков системы при заданном расходе воздуха через них; для обратной — это определение расходов воздуха при заданных размерах сечений всех участков.
При аэродинамическом расчете вентиляционных систем схему разбивают на отдельные расчетные участки. Расчетный участок характеризуется постоянным расходом воздуха. Границами между отдельными участками схемы служат тройники. Потери давления на участке зависят от скорости движения воздуха и складываются из потерь на трение и потерь в местных сопротивлениях.
Так же, как при гидравлическом расчете системы отопления, в системе вентиляции намечается основное расчетное йаправление — магистраль, представляющая собой цепочку последовательно расположенных участков от начала системы до наиболее удаленного ответвления. При наличии двух или более таких цепочек, одинаковых по протяженности, за магистральное направление принимается наиболее нагруженная (имеющая больший расход).
Потери давления в системе равны потерям давления по магистрали, слагающимся из потерь давления на всех последовательно расположенных участках, составляющих магистраль, и потерь давления в вентиляционном оборудовании (калориферы, фильтры и пр.).
Существует много различных способов расчета вентиляционных систем. Некоторые из них получили широкое распространение в проектной практике.
Мы рассмотрим лишь классические инженерные способы решения прямой и обратной задач аэродинамического расчета.
Аэродинамический расчет систем вентиляции с механическим побуждением движения воздуха несколько упрощен по сравнению ^гидравлическим расчетом систем отопления, так как в данном случае размеры поперечного сечения отдельных участков принимаются по допустимым (рекомендуемым) скоростям движения воздуха. Аэродинамический расчет вентиляционной системы, состоящий из двух этапов: расчета участков основного направления — магистрали и увязки всех остальных участков системЬі, проводится в такой последовательности.
1. Определение нагрузки отдельных расчетных участков. Систему разбивают на отдельные участки и определяют расход воздуха на каждом из них. Расходы определяют суммированием расходов на отдельных ответвлениях, начиная с периферийных участков. Значения расхода и длины каждого участка наносят на аксонометрическую схему.
2. Выбор основного (магистрального) направления. Выявляют наиболее протяженную цепочку последовательно расположенных расчетных участков. Фиксируют оборудование и устройства, в которых происходят потери давления: жалюзийные решетки, калориферы, фильтры и пр.
3. Нумерация участков магистрали. Участки основного направления нумеруют, начиная с участка с меньшим расходом. Расход и длину каждого участка основного направления заносят в таблицу аэродинамического расчета.
4. Определение размеров сечения расчетных участков магистрали. Площадь поперечного сечения расчетного участка, м2, определяют по формуле
— > (XI. 32)
Где Lp — расчетный расход воздуха на участке, м3/с; — рекомендуемая скорость движения воздуха на участке, м/с (принимается по табл. XI.3).
Рекомендуемые скорости определены из экономических соображений. Оптимальная скорость соответствует минимуму приведенных затрат — сумме капитальных затрат (стоимость воздуховодов, вентилятора, двигателя и пр.) и эксплуатационных расходов (электроэнергия) за период окупаемости. Кроме экономических соображений при определении рекомендуемых скоростей учтены технические требования. Например, из условий снижения шума скорость в воздуховодах в промышленных зданиях не рекомендуется более 10 м/с, в общественных зданиях 8 м/с. В системах с естественным побуждением движения воздуха рекомендуемые скорости ниже, так как в этих системах располагаемое давление ограничено. Воздуховоды сильно загромождают помещение, поэтому в отдельных частях системы принимают максимально допустимые скорости движения воздуха. Рекомендуется меньшую скорость принимать на концевых участках системы, постепенно увеличивая ее для других участков магистрали. На участке с большим расходом принимается большая скорость.
Таблица XI.3
Рекомендуемые скорости движения воздуха на участках и в элементах вентиляционных систем
|
По величине fp подбирают стандартные размеры воздуховода или% канала так, чтобы фактическая площадь поперечного сечения /ф«/р.
Результатом расчета в этом пункте являются величины d или аХЬ, соответствующие принятой площади поперечного сечения. Для прямоугольного воздуховода, кроме того, определяют эквивалентный диаметр. Эти величины заносят в расчетную таблицу.
5. Определение фактической скорости. Фактическую скорость определяют по формуле
/Ф
По этой величине вычисляют динамическое давление на участке.
6. Определение потерь давления на трение. По номограммам или по таблицам определяют R=f(v, d) и (Зш. Потери давления на трение на расчетном участке равны R (заносятся в расчетную таблицу).
7. Определение потерь давления в местных сопротивлениях. Для каждого вида местного сопротивления на участке по таблицам определяют коэффициент местного сопротивления По
И динамическому давлению определяют потери давления в местных сопротивлениях на участке:
Pv2
Z = 2Ј,~. ' (XI.34)
Если окажется, что коэффициент местного сопротивления относится не к скорости на расчетном участке, то необходимо сделать пересчет
С/«с т(~)а. (Х1-35)
Где £т — табличное значение коэффициента местного сопротивления; ут — скорость воздуха, рекомендуемая в таблицах для определения г.
8. Определение потерь давления на расчетном участке. Потери давления на і-м участке равны
9. Определение потерь давления в системе. Общие потери давления в системе
N
ДРп = Е (ярш 1 + г)і + 2Дроб, (ХІ.36)
Г=1
Где 1 — N — номера участков основного (магистрального) направления; Аров — потери давления в оборудовании и других устройствах вентиляционной системы.
При расчете вентиляционных систем для многоэтажных зданий или систем, обслуживающих несколько помещений, в которых поддерживается разное давление, необходимо учитывать избыточный подпор или разрежение в обслуживаемом помещении. Значение подпора или разрежения (±Л/?пом) определяется при расчете воздушного режима здания и добавляется к общим потерям давления. Тогда
N
ДРп = s (ЯРш / + г){ + 2Дроб ± Дрпом. (XI.36')
Г=1
На этом кончается первый этап расчета системы; значение Арп служит для подбора вентиляторов.
10. Увязку всех остальных участков системы проводят, начиная с самых протяженных ответвлений. Методика увязки ответвлений аналогична расчету участков основного направления. Разница состоит лишь в том, что при увязке каждого ответвления известны потери в нем. Потери от точки разветвления до конца ответвления должны быть равны потерям от этой же точки до конца главной магистрали, т. е. (R$ml--z)отв~ (/?рш'+г)парап. уч. Для расчета ответвлений применяется способ последовательного подбора. Размеры сечений ответвле - ний считаются подобранными, если относительная невязка потерь не превышает 15%:
(ЯРш I + г)отв — (ЯРш I + 2)парал-Уч jqq ^ ^
№ ш ^ ~Ь г)парал. уч
В случае, если избыточные давления в помещениях, обслуживаемых концевыми участками главной магистрали и ответвления, разные, при увязке учитываются значения этих давлений:
(ЯР ш I [6])отв ^РпОМ'отв — (ЯР ш I + 2)парал. уч ~Ь ^Рпом-маг •
Относительная невязка в этом случае также определяется с учетом этих давлений.
По конструктивным соображениям и из условий типизации деталей размеры поперечного сечения ответвлений принимаются одинаковыми. При этом для увязки отдельных ветвей устанавливают диафрагмы, назначение которых погасить разницу между (#fW4-z)oTB и (#|W-f - ~h2) парал. уч-
Аэродинамический расчет вытяжных систем вентиляции с естественным побуждением движения воздуха отличается малыми значениями рекомендуемых скоростей и заданным располагаемым давлением. В этом случае основное расчетное направление должно проходить через наиболее удаленную ветвь системы, имеющую наименьшее располагаемое давление:
Ppacn=tf«APg, (XI. 38)
Где Ні — расстояние от вытяжной решетки на входе воздуха в расчетное ответвление до среза вытяжной шахты; Ар — расчетная разность плотности наружного и внутреннего воздуха.
Потери давления по основному расчетному направлению до'лжны быть меньше ррасп на величину запаса 5—10%, т. е.
5 ^ Ррасп (Ярш t + г)сист 100 < 10% ^ (Х1 39)
Ррасп
Увязку ответвлений с основным направлением проводят с учетом разницы располагаемого давления для отдельных ответвлений.
Пример ХЇ.2. Рассчитать систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением движения воздуха (рис. XI.6). Нагрузка и длины отдельных участков системы показаны на рисунке. Плотность воздуха рв = 1,2 кг/м3 (при? B = 20°C), рн = 1,27 кг/м3 (при tB=5°C). Вертикальные каналы в стенах кирпичные оштукатуренные — /С=5мм. Горизонтальные короба шлакогипсовые — К= 1 мм. Шахта изнутри оштукатурена по сетке — К—10 мм.
Решение. 1. Выбор и расчет магистрального направления Располагаемое давление для ответвления верхнего этажа (Н= 2,3 м)
Ррасп = 2,3 (1,27 — 1,2) 9,8 = 1,58 Па.
Магистральное направление выбирается через участки 1—3. Результаты расчета занесены в табл. XI.4. Коэффициенты местных сопротивлений для расчетных участков t приняты по [44]:
Участок 1 — для жалюзийной решетки С=0,3, для колена £=1,2, для тройника на всасывании (ответвление) при fo/fa~0,0196/0,06=0,33 и L0fLc— 70/210 = 0,33 коэффициент С=0,9;
Участок 2 — для тройника прямоугольного на всасывании при f0/fa — 0,06/0,16 = = 0,38 и L0/Lc= 210/360=0,58 коэффициент £=1,05;
Участок 3 — для колена £=1,2, для дефлектора ЦАГИ С=0,6.
Потери давления по трем участкам равны 2,6 Па (графа 15), т. е. больше располагаемого давления. Следовательно, необходимо увеличить сечение каналов. Изменим сечение участка 1. После пересчета
W)f
10
'Ф |
'(jy
Рис. XI.6 Расчетная схема к примеру XI 2
У |
1 — дефлектор; 2 — утепленный короб; 3 — кирпичный канал; 4 — регулируемая решетка, цифры в кружках номера учасіков
Таблица ХІ.4
Расчет к примеру ХІ.2
|
Пересчет участка 1
|
Запас
1,58 — 1,44
------------------------------ ——----- 100% =8,9% (допустимая величина).
1
2,45
--------------------------------- —----- 100% = — 2,9% (допустимая величина).
2,38
Участки 6 и 7. Располагаемое давление для ответвлений первого этажа
РІасп = Ррасп + 2Кт APS = 1 >58 + 2-2,7.0,07.9,8 = 5,28 Па. Располагаемое давление для расчета участков 6 и 7
Ррасп б, 7 = Ррасп - 2 1 + 2Ь, з,5 - 5,28 - (0,63 + 0,42 + 0,32) = а,9 Па.
Участок 6 — для жалюзийной решетки £=0,3, для колена (2 шт) £=1,"2-2 Участок 7 — для тройника на всасывании (проход) при foilп=0,33 и Lo/Lc—0,5 коэффициент £=1,8. Невязка
3 g______________________ 2 89
100% = 25,9% (недопустимая величина).
3,9
Дополнительное сопротивление 3,9—2,89 = 1,01 Па вводится при наладке системы путем уменьшения сечения на входе в канал первого этажа
Обратная задача. Эту задачу называют иногда задачей о потоко - ,распределении. Формулируется она так: даны разветвленная сеть и давление, создаваемое вентилятором (или известна его характеристика), требуется определить расход воздуха, проходящего через все участки системы. Необходимость решения этой задачи возникает при реконструкции системы, когда отключаются некоторые ответвления или подключаются новые ответвления, т. е. меняется геометрия системы. Иногда в существующей вентиляционной сети достаточно поменять частоту вращения вентилятора (или сменить его), и вентиляция будет удовлетворять поставленным требованиям. Необходимость в такого рода расчетах возникает при изменении расположения технологического оборудования в цехе или при изменении назначения помещения.
Известны три способа решения обратной задачи. *
Способ эквивалентных отверстий (или сопел), разработанный в конце прошлого столетия, заключается в условной замене участков системы эквивалентными по потере давления отверстиями. Вычислив площади эквивалентных отверстий каждого участка и применяя правило сложения площадей параллельно расположенных отверстий и правило экви - валентирования (замены одним) отверстий, расположенных последовательно, можно вычислить площадь отверстия, эквивалентного всей системе. Определив расход воздуха через это отверстие по заданному перепаду давлений, можно вычислить расходы во всех ответвлениях системы.
Профессор П. Н. Каменев для решения обратной задачи предложил способ перемещения единицы объема. Этим способом удобно пользоваться, когда задан общий расход воздуха и требуется определить его распределение по отдельным ветвям. Так же, как и предыдущий, этот способ описан в работе [20] и др.
Способ характеристик, предложенный проф. С. Е. Бутаковьгм [15], заключается в определении характеристик сопротивления каждого участка и последующем их сложении с учетом параллельного или последовательного расположения участков. Характеристикой сопротивления автор назвал коэффициент пропорциональности ^ в уравнении
Apt=ktL% (XI. 40)
Где Арг — потери давления на участке i; Lt — расход воздуха через участок.
Значение ki определяется через коэффициенты трения и местных сопротивлений.
Этот способ был впоследствии развит Н. Н. Разумовым, сумевшим свести решение обратной задачи к сравнительно простому графоаналитическому расчету.