ВЫ — РУКОВОДИТЕЛЬ, ОН ЖЕ «ОТЕЦ РОДНОЙ»
Создавая свой бизнес, вы берете на себя всю ответственность как за дело, так и за всех людей, с которыми вам придется работать. Посмотрите в зеркало — и увидите себя в нескольких ипостасях. Вы и предприниматель, и финансист, и маркетолог, и продавец, и, что еще важнее, вы — руководитель! И создатель этого чудесного образа — тоже вы сами. Хорошо, если до создания бизнеса вы кем-то руководили. Это пригодится. Если опыта нет, то придется набивать шишки. Однако, все через это проходят.
Советы преуспевающих предпринимателей и компаний
Лирическое отступление. Сразу скажу, что набивание шишек в бизнесе, а возможно, и его потеря — дело житейское. Практически все хорошие предприниматели не один раз теряли бизнес, а затем снова и снова открывали другой, пока не выпадал «джекпот»! И так будет продолжаться до бесконечности. Так что знайте, из-за всяких пустяков (разорилось предприятие) останавливаться нельзя. Начнем с начала.
Вы начинаете руководить. А это значит, что вы начинаете рисковать своей репутацией. Вступаете на тонкий лед, где все ваши действия будут оценивать другие люди. И, самое интересное, вам своих оценок никто не скажет. Появляется незримый барьер. Вас будут обсуждать в коллективе, но о чем будут разговаривать ваши сотрудники, вы, вероятно, так и не узнаете.
В голове появятся мысли —правильно ли я все делаю?
Вы замыкаетесь в себе, и ваша стезя — быть в одиночестве. Это нормально.
Вы как пастырь — должны найти правильные слова, чтобы вдохновить ваших сотрудников на великие дела. Поставить перед всеми выполнимые и невыполнимые задачи. Принять правильные решения и выполнить их. Кстати, за все решения отвечаете вы лично — и перед самим собой, и перед сотрудниками. Нельзя будет все спихнуть на других, как вы это делали в прошлой жизни (когда были наемным работником). Вы отвечаете один за всех. А это трудно без подготовки. Помню, когда я открыл первую компанию по сборке и продаже компьютеров, было трудно принимать решения и отвечать за их исполнение. Все норовил найти крайних. Прошло некоторое время, я открыл еще пару новых компаний и начал давать себе отчет, что виноват в каких-то промахах только я сам. У вас все еще впереди! Кто-то метко подметил, что руководители похожи на бегунов. И если их выкинуть из бизнеса, они продолжают бежать на месте, рыть землю и рассказывать сказки о своем бизнесе.
Методы руководства и правила одни и те же — что в малом бизнесе, что в большом.
Нужно их знать и действовать, опираясь на эти знания.
Из чего состоит Руководитель?
Что он должен делать и что знать, чтобы это делать?
Вкратце: «Основные функции руководителя: во-первых, создать систему коммуникаций, во - вторых, создать условия для выполнения действий, в-третьих, сформулировать и объяснить предназначение бизнеса» (Честер Бернард, «Функции директоров»).
Исследуя опыт, который я приобрел за долгие годы руководства компаниями и опыт других предпринимателей и руководителей, могу выделить целый набор того, что вам необходимо знать — для того, чтобы успешно руководить своим бизнесом.
Во-первых, как руководитель вы отвечаете за все происходящее в вашей компании. Так КсіК ВсІМ ЬСсі^К - дый день приходится отвечать за много всего, то лучше выделить только основные дела. И на них сосредоточить все свое внимание. Умение определять, что сегодня для вас самое важное, — и есть одно из умений руководителя. Далее нужно вникнуть в проблему. И работать — то есть принимать решения, быть руководителем. Как говорится, делай важные дела по мере их поступления. Не забывайте, что кроме вас никто ваши проблемы решать не будет. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. На этом этапе нужно четко осознать, что вы и есть руководитель.
Еще задача. Определить для себя, что у вас за бизнес, и донести до всех остальных ваше видение бизнеса. Нужна миссия бизнеса, хотя многие говорят, будто миссия невыполнима. Думаю, для каждого руководителя малого бизнеса миссия просто необходима (мы об этом уже говорили). Знание того, каким вы видите свой бизнес через 10 лет и для чего он нужен этому миру, и есть тот источник энергии, без которого работать трудно и неинтересно.
Донести эмоционально миссию бизнеса до каждого работающего у вас — это задача руководителя. Командира. Пусть люди сразу осознают, к чему нужно стремиться и что они получат в дальнейшем. Кстати, это существенно влияет на коллектив и на текучесть кадров. Люди любят лидеров и их веру в светлое будущее.
Чем хороша мечта?
Ваши представления о бизнесе, его развитии и о том, каким вы мечтаете его увидеть через неопределенное число лет, вдохновят людей на подвиги.
Если есть видение и мечта, то мир поворачивается к вам передом, а не задом. И происходят неожиданные события: вдруг появляются финансы и внешняя помощь. Это как «Синдром красной машины» — если вы купите красную машину, то вокруг вас появляется много красных машин. Раньше вы этого не замечали.
Во-вторых, руководитель — это стратег. О стратегии говорят все, но только не в малом бизнесе. Это и есть ошибка на взлете! Как руководитель вы обязаны различать ваши стратегические и тактические планы. Тактика — ваша каждодневная деятельность.
Что есть стратегия?
Основатель «BCG» Брюс Хендерсон говорил, что нужно найти уникальность бизнеса и развивать ее во времени.
Каждый предприниматель, если он всерьез занялся бизнесом, думает, на чем его бизнес держится — определяет, в чем заключается его бизнес и его уникальность. Что он дает определенным людям (целевая группа) и как эти люди (покупатели) относятся к бизнесу. Затем надо обдумать, при помощи каких методов все это реализовать на практике. То есть разрабатывается стратегия. Может
6 Библия малого бизнеса
Быть, кто-то думает, будто у него нет стратегии? Это заблуждение. Примерно такое же, как то, когда предприниматель думает, что у него нет маркетинга. Ан нет — маркетинг пронизывает весь его бизнес с головы до пяток. Так же и стратегия.
«Нет стратегии бизнеса - нет перспектив его развития»
Все преуспевающие — подчеркну, ВСЕ ПРЕУСПЕВАЮЩИЕ КОМПАНИИ — реализуют определенную стратегию, даже если основатели таких компаний и не подозревают об этом.
Гиганты бизнеса когда-то начинали с идеи и с допущения, что нечто в принципе возможно. Ставили перед собой грандиозные цели! После этого они создавали компании, чтобы воплотить идеи в жизнь и реализовать цели.
Например, основатель «Сони» Акио Морита поставил себе цель обогнать западную отрасль электроники. Билл Гейтс выразил свое видение в формуле «Компьютер на каждом столе и в каждом доме». Стив Джобе и его партнер Стив Возняк начали свой бизнес с вопроса «Каким я хочу видеть компьютер?».
Советы преуспевающих предпринимателей и компаний
10 СОСТАВЛЯЮЩИХ СТРАТЕГИИ ПО МАЙКЛУ ПОРТЕРУ
Будьте уникальными.
Ваша основная цель — стать номером 1 или 2 в вашей нише (рынке). Цель — стать уникальными.
«Не-стратегии»:
► цели;
► видение;
► реструктуризация;
► слияния и поглощения;
► альянсы и партнерства;
► технологии;
► инновации;
► аутсорсинг;
► обучение.
Стратегия — это:
► уникальное ценностное предложение;
► отличающаяся от конкурентов цепочка создания ценности;
► четкие компромиссы и определение того, чего компания НЕ будет делать;
► действия, которые сочетаются друг с другом и взаимно усиливают эффект;
► постоянство позиционирования.
(По материалам сайта dp. ru).
В-третьих, руководитель — это новатор. Вы постоянно ищете, как бы улучшить работу вашей компании.
Что такое инновации и как с ними работать, я расскажу в главе об инновациях. Как говорил П. Друкер, у предприятия есть только две важные функции — это маркетинг и инновации. Вам необходимо освоить и то и другое.
В* |
В-четвертых, руководитель должен уметь уживаться (если нет возможности бороться) с тем, что вам не подконтрольно.
В-пятых, руководитель — мастер общения. Если вы начали бизнес, значит, вступили на путь, где придется каждый час с кем-то общаться — с работниками, с инвесторами, с поставщиками, с покупателями. Многие предприниматели не осознают того, насколько много в их деятельности зависит от навыков коммуникации.
Общению можно научиться. Необходимо пойти на курсы по ораторскому искусству. Такие курсы есть практически в любом городе. И читайте книги — книг об искусстве говорить много. Язык мой — не враг мой!
Как говорил Д. Рокфеллер: «Умение общаться с людьми — это товар, который можно купить точно так же, как сахар или кофе. И я заплачу за него больше, чем за любой другой товар».
Не забудьте — ваша способность общаться и есть одно из основных качеств выдающегося руководителя.