ВИДЫ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Любые виды инноваций, о которых говорится ниже, можно использовать в малом бизнесе. Может быть, вы и не сделаете прорывной инновации (хотя «чем черт не шутит»), но продуктовые, процессные, бизнес-процессные инновации — это ваш хлеб с маслом. Нужно все время совершенствоваться, иначе вас постигнет судьба 80-90% предприятий малого бизнеса. Они исчезают. Быстро или медленно, но неотвратимо.
«Без постоянного стремления к совершенству путем изменений ваша компания пойдет ко дну».
Какие виды инноваций подойдут малому бизнесу?
Подрывные (и радикальные). Малый бизнес редко способен на такие свершения. Но чем черт не шутит. Дерзайте!
Это наиболее успешный вид инноваций, дающий компаниям новое конкурентное преимущество и зачастую создающий новые рынки. В этом случае возникает новый продукт, основанный, например, на каких-либо изобретениях. Пример — «Моторола» и первое поколение сотовых телефонов.
Советы преуспевающих предпринимателей и компаний
Компания «Проктер энд Гэмбл» создала бизнес по выпуску в США одноразовых подгузников. Компания «Эппл Компьютер» стала создателем индустрии персональных компьютеров. Пиво «Миллер-лайт», по утверждению пивоваренной компании «Миллер», — первая в мире марка низкокалорийного пива. Компания «Блэк энд Деккер», предоставила новую серию инструментов для дома и сада в пластиковых
Корпусах с подзарядкой. Электронная почта вытесняет традиционную.
Радикальные инновации дают возможность создания новых направлений деятельности для многих компаний. Например, Интернет. Или развитие нанотехнологий (для различных отраслей). Единственный минус таких инноваций — это время ее разработки и коммерческого применения: от 10 до 25 лет. Например, компания «Сони» первой выпустила транзисторную бытовую электронику, вытеснив ламповую аппаратуру.
Инновация в форме подрыва представляет собой модель, суть которой — как всегда, ярко и понятно — выразил И. Шумпетер: «Инновация есть изменение. Это изменение рождается внутри экономики и сдвигает точку равновесия данной системы. При этом инновация не может состояться, если новая точка равновесия будет расположена на минимальном расстоянии от старой. Ведь если выстроить цепочку из гужевых почтовых повозок, то железной дороги не получится». Явное отличие новой точки равновесия от старой и есть «подрывная» инновация. Основная же группа инноваций в компаниях происходит путем постепенных и постоянных усовершенствований. Непрерывный инновационный процесс обычно состоит из цепочки мелких изменений и осуществляется за счет последовательного совершенствования.
Продуктовые (товар или услуга). Это про вас и вашу компанию — когда предприятие выпускает новый продукт в рамках уже созданной серии, скажем, «Интел» — новый процессор или «Тойота» — новый автомобиль.
Советы преуспевающих предпринимателей и компаний
Инновации в технологиях и маркетинге вывели на рынок принципиально новые товары для красоты и здоровья. Американский ученый Филип Коэн разработал несколько новых видов шоколада: один — для очистки кожи, другой —успокаивающий в период менопаузы, третий — с кальцием для укрепления костей. Французская компания «Норева» изобрела мармелад, содержащий производное от ботокса вещество, которое вызывает локальное расслабление мускулатуры и разглаживает морщины.
В борьбу за покупателей вступили не только молодые малоизвестные компании, но и давно существующие на рынке гиганты. Например, итальянский концерн «Пармалат» производит молоко и йогурт с витамином Е и коэнзимом Q-10. Считается, что эти вещества борются со свободными радикалами, разрушающими ДНК клеток. «Кока-Кола» производит напиток, который сжигает калории и увеличивает грудь. Пока он продается только в Японии. Но в будущем году совместно с косметическим брендом «Л'Ореаль» компания планирует выпустить на российский рынок другую новинку— напиток «Lumae», замедляющий процесс старения.
В России тоже производят антивозрастные продукты. Соки «Сохрани молодость» и «Будь в форме», обогащенные витаминами, появились у торговой марки «Тонус». Компания «Данон» не так давно представила на нашем рынке йогурт «Essensis», содержащий экстракт зеленого чая и масло семян огуречника, который оказывает благотворное влияние на цвет лица. Кисель «Золотой шар» содержит бета - каротин, фолиевую и пантотеновую кислоты, биотин, улучшающие функционирование иммунной системы и клеточный обмен.
В качестве обобщения рассмотрим некоторые инновационные решения, которые применяются на наших рынках:
1. Изменение какой-то характеристики товара. (Для соков — витаминизированные, с мякотью или без. Для жидкокристаллического экрана — теперь он может не только отображать картинку, но и служить в качестве солнечной батареи).
2. Изменение объема упаковки. (Молочные продукты, алкогольные и безалкогольные напитки в различной упаковке).
3. Изменения дизайна. (Часы, автомобили, мотоциклы).
4. Дополнения в основной товар. (Мыло с увлажняющими компонентами. Жевательная резинка с ксилитом. Печенье с различными добавками. Косметика с кислородом).
5. Эти же изменения и дополнения можно применить и к различным услугам — от фитнеса до банковских.
Процессные. Такие инновации подходят для малого бизнеса. Они увеличивают эффективность бизнес-процессов — например, оптимизация цепочки поставок или переход к Интернет-торговле. Кроме того, этот вид инноваций направлен на повышение производительности труда, рост прибыльности и сокращение затрат.
Для производителей процессные инновации обеспечивают новые методы производства и технологий, которые повысят или дадут новое качество продуктам при сокращении издержек и времени разработки. А у компаний-поставщиков услуг совершенствуется обслуживание потребителей и разрабатываются новые услуги.
4Р. (Маркетинговые) Улучшение маркетинговой коммуникации с потребителями (например, использование Интернет-роликов для рекламы фильма).
Бизнес-модельные. Такие инновации меняют стратегию создания ценности для потребителей, дают возможность открыть новые рынки и потребителей. Меняют подходы к маркетинговому комплексу 4Р — реформируют маркетинг, рекламу, ценовые предложения, а также способы продвижения и продаж. Например, бизнес-модельные инновации влияют на позицию компании в цепочке поставок — в пример можно привести выход компании «Эппл» и «Делл» на рынок розничной торговли.
Советы преуспевающих предпринимателей и компаний
В компании «Речной дозор», занимающейся водными грузовыми перевозками, рассказали об одной такой инновации, затронувшей их бизнес, который называется «вторым древнейшим в мире»: «Возить товары вверх-вниз по реке — вот и весь наш бизнес. Но для клиентов крайне важно было знать, где их груз находится в каждый конкретный момент и когда именно он будет доставлен в место назначения».
Чтобы заполнить этот пробел, компания использовала комбинацию технологий GPS и электронных баз данных, предоставив клиентам в реальном времени отчеты о точном местонахождении их груза и приблизительных сроках доставки. Эта инновация закрепила отношения между компанией и клиентами, предотвратив их уход к конкурентам. В дальнейшем компания планирует использовать еще одну новацию — перейти на систему GPS-«nriOHacc».
Я изменил названия некоторых российских компаний, которые привожу вам в пример. Но это не мешает реально существующим игрокам обозначенного рынка воспользоваться данными стратегиями. Тем более что они уже применяются в разных странах и России.
Приобретения и поглощения. Поскольку эта сфера находится исключительно в компетенции главы компании, то здесь на первый план выходит его лидерский потенциал.
Основная цель слияний и поглощений — увеличить долю рынка, сократив издержки, связанные с производством, дистрибуцией и т. д. Но возникают трудности — резко увеличиваются затраты на изменение структуры или не уживаются друг с другом корпоративные культуры. Есть и много других сложностей. Слияния и поглощения хороши как инновации, если обе стороны подготовились заранее и разработали четкий план действий. Хорош и другой вариант — более крупная компания покупает маленькую инновационную фирму.
«В жизнедеятельности компаний все виды инноваций переплетены между собой в различных сочетаниях, что делает любой бизнес индивидуальным. Можно применять одновременно несколько видов инноваций. Все зависит от оценки состояния компании, ее положения на рынке и ее продуктов. Кроме того, компании постоянно находятся в движении, переходя от одного типа инновации к другому - при «старении» продукта товарные нововведения должны уступить место изменениям в управлении процессами и маркетинге».
Советы преуспевающих предпринимателей и компаний
КОМПАНИЯ «ГЛОРИЯ джине».
Все считают, что ассортимент надо сокращать, чтобы нормально им управлять, а компания его увеличивает, создавая по 40 новых моделей в неделю. Взят курс на кастомизацию. В некоторых магазинах действует дизайн-центр: купив джинсы, посетитель вместе с дизайнером может нанести на них разные надписи и рисунки по вкусу, чтобы сделать покупку не похожей ни на что другое.
Мельников позаимствовал идею дизайн-центра за границей. Он совершает четыре кругосветных путешествия в год, чтобы, по его собственному выражению, «нюхать, как ищейка» — искать все самое суперинновационное, что делается в мировой джинсовой индустрии, и привозить это в Россию, внедрять в своей компании. Каждая «кругосветка» длится неделю-две, всякий раз он привозит образцы новых супермоделей, примеры суперпостеров и целые бизнес-концепции. Результаты налицо.
► Уникальный продукт: компания заимствует лучшие инновации в дизайне джинсовой одежды, собирая образцы по всему миру.
► Уникальный ассортимент.
► Уникальные продажи: фирма сумела сократить цикл жизни продукта до полутора месяцев, чтобы постоянно обновлять ассортимент в магазинах.
► Уникальный бренд: компания поддерживает бренд рекламой, при этом создает дешевый продукт, конкурирующий с китайским немарочным товаром.
► Уникальный менеджмент: руководству удается постоянно изменять и перестраивать всю компанию, не дожидаясь кризисов. К управлению привлекают иностранных специалистов.
Из ответов Владимира Мельникова на вопросы журналистов:
В чем уникальность «Глории Джине»?
В изменениях.
Вы думаете, остальные не меняются?
Мы хотим меняться быстрее.
Ежемесячно, еженедельно?
Ежечасно.
Это же невозможно?
Совершенно верно. Поэтому мы и хотим.
Изменения для Мельникова гораздо больше простого обновления продукта. Это философия его бизнеса. Компании, не добившиеся успехов, по его терминологии, «отстали от изменений» Люди, не достигающие своей цели, просто не готовы меняться, а преуспевающие менеджеры просто умеют убеждать меняться. Наконец, управление компанией — это «управление изменениями».
Но в минуту особого душевного состояния глава фирмы и сам признается, что боится изменений так же сильно, как и желает их. «Но надо мужаться. Когда человек мужается, у него сердце укрепляется. Когда сердце укрепляется, становится легче. Идешь дальше» — говорит Мельников, друг инноваций.
(По материалам сайта компании «Глория Джине»)