Сбор первичных данных
Для поиска первичных данных наиболее эффективны следующие методы сбора: анкетирование, наблюдение, интервью с экспертами, проведение фокус-групп и тестирование. Эти методы исследований требуют специальной подготовки, и лучше обратиться к профессионалам (в исследовательские, маркетинговые или консалтинговые фирмы). Для малого бизнеса — можно произвести достаточно качественные опросы с помощью Интернета, телефона или наблюдения за покупателями. И это без затрат!
Рассмотрим некоторые методы сбора информации.
1. Наблюдение. Это метод сбора первичных данных используют для непосредственного наблюдения за людьми или обстановкой. Из преимуществ такого метода можно отметить такие: не нужно вступать в непосредственный контакт с респондентами и спрашивать на то их разрешения. Недостатки — субъективность наблюдателя. Используют такой метод все компании.
2. Интервью. Использование данного метода предполагает — задать небольшому числу людей много вопросов и получить не только ответы, но и всевозможные комментарии, личные замечания, примеры из опыта и т. д. Информация будет достаточно достоверной и необходимой для решения любых маркетинговых задач.
Интервью можно провести по телефону или посредством личного контакта. Интервью по телефону — лучший способ быстрого сбора необходимой информации.
Личное интервью — это самый универсальный метод проведения опроса. Опросите ваших сотрудников, друзей и знакомых.
Маркетинговая роль ваших сотрудников не исчерпывается продвижением — компания привлекает персонал еще и к тестированию новой продукции, создавая из работников, а иногда и членов их семей специальные контрольные группы. Например, дизайн упаковки новых брендов «JlyZrapHKH» (семечки) и «Bon Ami» (сухофрукты) разрабатывали с учетом мнений и пожеланий персонала. После фокус-групп люди сгорали от любопытства, что будет с брендом дальше. «Вы бы видели, какую гордость испытывали те, кто угадал с этикеткой!»,— радовались потом маркетологи. Лояльные работники — это еще и самые строгие критики. На внутреннем сайте они могут пожаловаться: «Я никак не мог вскрыть упаковку, дернул — и все орехи высыпались на пол». Компания, получив такой сигнал, начинает работать над сваркой шва. Если люди видят, что их мнением интересуются, они становятся ярыми поклонниками товара.
3. Интервью и экспертные оценки с помощью Интернета. То, что доктор прописал: дешево и сердито. В последнее время для проведения опросов покупателей и экспертов рынков используют возможности Интернета. Интернет дает много новых инструментов для опроса. Как проводят такие опросы?
Можно проводить опросы потенциальных покупателей или фокус-групп в режиме online. Число участников фокус-групп может быть разным — от 5 до 8 человек. Число участников опроса — любое.
Преимущества метода состоит в том, что можно обратиться к респондентам из разных стран и отслеживать ход опроса в офисе. Характерно то, что многих экспертов рынка без Интернета просто не найти. Они всегда в зоне недосягаемости и заняты. Многие из них недоступны так же и для проведения личных интервью.