КАК ОЦЕНИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ
Чего нельзя измерить, тем нельзя управлять.
Изречение американских менеджеров.
Если язык чисел вам понятен, вы читаете уже не числа, подобно тому, как в книге вы читаете не слова. Вы сразу читаете смысл.
Г. Дженин.
Американский менеджер.
Важная задача руководителя — оценка бизнеса, его развития.
Вы можете оценивать весь бизнес, смотреть, как он развивается с точки зрения вашей мечты — стратегии. Стали ли вы былиже к своей цели или нет?
Можете оценивать финансовые результаты деятельности компании.
И оценивать операции, составляющие всего бизнес-процесса, всего того, чем вы занимаетесь каждый день (а то и ночь).
Финансовые измерения в начале существования предприятия проводятся довольно часто. Следует ежедневно смотреть отчет вашего бухгалтера. Поскольку сразу, только начав вникать в финансовые дела, вы не сможете явно представить себе реальную картину движения денег, стоит уделить время обучению. Узнать, что такое баланс и как его расшифровывать. Посмотреть отчеты о прибыли и расходах. Отчеты о движении денежной наличности. Не скажу, что это интересно. Но надо себя заставлять.
Такая практика даст вам возможность самим оценивать состояние вашей денежной системы. Вы сможете распознавать, где происходит утечка ресурсов, а где образуется их приток. Это нужная вещь. Тем более, что кабальная зависимость от бухгалтера не приносит ничего хорошего. Да и бухгалтеры частенько меняются. Многие предприниматели нанимают приходящих бухгалтеров на полставки. Поэтому вам стоит узнать хотя бы минимум о финансах и их жизни как можно быстрее.
Еще один плюс — вы свободно рассказываете своим работникам о финансовых показателях работы и показываете, куда нужно двигаться, чтобы приблизиться к цели.
Анализируя финансовые отчеты, можно увидеть тонкие места в операционной деятельности.
Где, в каких операциях возникает низкая прибыльность? Это уже управление операциями.
Вы занялись определенным бизнесом. Скорее всего, ваша компания не первая на рынке. Это поможет определить основные показатели в вашем бизнесе. Посмотрите, как работают другие и какие используют показатели. Что такое ключевые показатели? Вешки, по которым вы же и определите, как идет бизнес и что он вам приносит. Например, вы занимаетесь сборкой компьютеров и отгрузкой их потребителям: посмотрите, сколько компьютеров вы собираете и отгружаете в день. Или посчитайте количество обслуженных на вашей автомойке автомобилей за день, ежесуточное число посетителей в вашем ресторане или кафе. В общем, показатели — это то, что дает вам оценку деятельности бизнеса и его прибыльности.
Как показывает практика, список показателей может быть длинным. Показателей много, к тому же они не регламентированы (в отличие от финансовых показателей и отчетности). Ваша задача — выбрать для себя с десяток основных и следить за ними. Потом, по мере накопления опыта и развития интуиции, что-то поменяется. Какие бывают группы показателей?
• Производство и производительность — объем произведенной продукции за период (день, неделя....), простои, произведенный брак, товарные запасы, сырье и комплектующие, производительность труда (единиц продукции на человеко-час) и др.
• Удовлетворенность потребителей — поток покупателей, оценка работы, возврат товаров, спорные ситуации и др.
• Состояние рынка — целевая аудитория и ее
Численность, потенциал рынка, доля рынка,
Привлекательность рынка и др.
• Привлечение персонала.
Как выбрать те показатели, которые нужны вам сегодня?
Ответ простой — спросите себя: «Что нужно и можно сделать для того, чтобы увеличить прибыль? Каковы факторы (показатели) этой прибыли?» Например, это могут быть такие цифры, как количество выписанных счет-фактур за день, количество звонков от потребителей, объем продаж за день, объем продаж в расчете на одного продавца, валовые продажи за месяц. То есть все то, что можно отобразить количественно и в деньгах.
Знакомые предприниматели, у которых дела идут хорошо, рассказывают о своей работе с показателями примерно одно и то же. Обычно они выбирают несколько показателей (пять — шесть). Затем собирают информацию по этим показателям. Вносят их в таблицу и анализируют их динамику (за неделю, месяц..). Затем делают выводы и спрашивают себя и коллектив, что нужно сделать, чтобы улучшить выбранные показатели. И так постоянно. Они постоянно изучают группы значимых для их бизнеса показателей и внедряют новации для их улучшения. Это входит в привычку и дает хороший инструмент управления компанией. Как часто надо собирать информацию по показателям? Это, естественно, зависит от рода деятельности, например, в розничной торговле — каждый день или даже чаще. При производстве продукции необходимы ежедневные данные, а о простоях — немного реже, «по мере поступления». Все зависит от предпочтений и необходимости такой
Информации для слежения за работой компании и ее прибылями.
Главное при такой работе — «не откусить слишком много». Анализ многих показателей лишь внесет хаос и неразбериху в деятельность компании. Начинайте с малого.