ГДЕ ИСТОЧНИКИ ВАШИХ ДЕНЕГ?
Где взять деньги для начала своего дела?
Вопрос на засыпку.
Однако не так страшен черт, как его малюют. Денег на свете много. Нужно просто знать самые денежные места.
Они достаточно известны, но вот воспользоваться этой манной небесной многим не суждено. Чтобы получить финансы для бизнеса, нужно кое-что предпринять.
Судя по моему опыту, опыту моих друзей и знакомых, деньги обычно дают при нескольких условиях:
1. Вас знают как человека, который способен поднять бизнес. Вы сумели это доказать.
2. У вас есть отличный продукт (товар или услуга), который нужен людям и рынку.
3. Существует документ, где подробно описан весь ваш бизнес. Можете называть его бизнес-планом или как вам удобно.
4. Вы умеете красиво рассказать о своем новом деле и о том, что это даст инвестору и как быстро.
5. Поиск денег ведется на многих уровнях (ЗТсі^Ксіх). Есть такой метод для поиска финансов — «Денежный лифт».
Можно представить, что поиск денежных средств напоминает поездку в лифте в многоэтажном доме.
Каждый этаж — место, где водятся деньги. Представляю свою версию такого дома, проверенную на практике — начиная с первого этажа и выше:
• Программы кредитования малого и среднего бизнеса.
• Безвозмездные гранты.
• Личные накопления.
• Друзей.
• Знакомых.
• Средства родных.
• «Бизнес-ангелы».
• Инвесторы («Капитала всегда хватает для тех, у кого есть реальный план его использования». Наполеон Хилл).
• Инвестиционные фонды.
• Инновационные фонды.
• Микрокредитование.
• Банковские кредиты. Банковская шутка: «Кредитуем всех начинающих предпринимателей старше 100 лет, у кого есть родители».
• Лотерея. Если вам везет.
Что еще, кроме вышеописанного, может дать
Вам стартовые деньги?
• Возможность получить товарный кредит от дистрибьюторов или производителей.
• Получить предоплату за свой продукт (в основном это касается некоторых видов услуг — юридические, консалтинговые, маркетинговые и др.).
• Применить бартерные схемы — обменять ваш продукт на другой продукт, а затем продать (можно назвать это расширением ассортимента). Например, разработка сайтов в обмен на продукты компаний, для которых идет разработка сайтов.
• Попасть в бизнес-инкубатор. Ваш бизнес-план и вы лично понравились людям, которые организовали бизнес-инкубатор. При этом повышаются ваши шансы участия в финансовых программах инкубатора. А если ваша идея займет призовое место, можно получить грант на ее развитие. Мечта стартапа — Сколково или Кремниевая долина!
Метод «Денежный лифт» предполагает, что нужно искать деньги на разных уровнях, с первого этажа — программ кредитования МСБ — до чердака — участия в лотереях. Где вы найдете нужную вам сумму денег для старта, заранее сказать нельзя. Может быть, у вас есть свои средства (далее приведены примеры), может быть, вы заняли у друзей и на этом остановились. Однако на самом деле останавливаться нельзя.
Пусть вас знают на всех этажах. Вы работаете как с банками, так и с инвесторами. Наработка таких связей не помешает, да и вы будете всегда в тонусе. Заодно наберетесь бесценного опыта общения с финансистами.
Еще одна особенность «лифта» в том, что по мере переезда с этажа на этаж увеличиваются и риски. Если у вас начнутся проблемы по обслуживанию заемных средств, это, вполне вероятно, не понравится кредиторам. И это не зависит от того, кто ваш кредитор — родственники, друзья или банк. Далее мы рассмотрим, каким рискам вы подвергаетесь на каждом этаже. Зная это, можно сразу готовить соглашения или договоры с учетом возможных проблем. Я не хочу сказать, что проблемы возникают у всех подряд. Но нужно знать: при наработке опыта работы с деньгами всякое может случиться. Лучше не расслабляться!
Если вы взяли деньги у знакомых или друзей, вы можете этих знакомых и друзей потерять и, что еще хуже, сделаться их врагами. Дальше начинается кошмар — суды, угрозы, рассказы о вас как о самом плохом человеке на свете. Хочу еще раз подчеркнуть: деньги — дело тонкое. Это основа материального благополучия. Терять их вашим знакомым и друзьям никак не хочется. И ее - ли у вас начинаются проблемы, и вы не можете возвратить заем или выплатить проценты с него, то люди думают, что их «кинули» или «развели как лохов» (народный финансовый сленг). Что будет дальше, понятно — вы становитесь врагом №1. Соответственно, против вас начинают боевые действия.
«Обходитесь своими деньгами, если не хотите остаться без друзей».
► Относитесь к чужим деньгам честно. Ваша надежность как партнера и ваша честность при работе с кредиторами-друзьями сделают ваш бизнес успешнее и устойчивее. Вам будут доверять, что снижает различные риски.
► Каждый кредитор стремится забрать немного власти над вашим бизнесом. Поэтому сразу оговорите (юридически!) условия, при которых «командуете парадом» только вы. И никаких внешних вмешательств и поучений, как жить.
► Все кредиторы думают, что сразу должны попасть под денежный дождь. Объясните, что пока компания не выйдет на прибыль и на более или менее устойчивое развитие, думать о дивидендах глупо.
► Держите ваших друзей в курсе ваших дел. Многое недоговаривается по дружбе, а затем дружбе приходит конец. Деньги любят не только счет, но и информацию.
► Если вы берете кредитора в компаньоны по его настоянию, определитесь сразу, кто командует. Не допускайте этих людей к управлению вашим делом. Не нужно их прописывать в учредительных документах. Конечно, в том случае, если вы решили делать бизнес один.
► Не занимайте слишком много денег у знакомых и друзей. Пусть это будет 25% в вашем капитале. Есть такой положительный опыт — занимайте только четверть от своего оборота. Если у вас оборот миллион, то займите 250 тысяч. Тогда при неблагоприятных условиях, как, например, во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, отдать заем будет гораздо легче (если до этого дойдет).
► «Вкачивайте» средства в бизнес постепенно, малыми займами. Приобретите опыт работы с деньгами и кредитами.
► Принципы успеха Эдгара Фримантла (С. Кинг): «Не занимай суммы больше твоего ай-кью, помноженного на сто; не занимай у человека, который при первой же встрече начинает называть тебя по имени».
Занять деньги у родственников или использовать свои накопления?
Как уже говорилось, самое лучшее, что вы можете сделать, это использовать свои деньги.
Начинать нужно с себя, затем искать финансы у родственников.
Однако при займе у родственников происходит почти тоже самое, что и при займе у других людей и организаций. Вы вступаете в зону риска! Причем при различном развитии дальнейших взаимоотношений риски во многом одинаковы:
Можно испортить родственные связи.
Можно родственников сделать явными и неявными врагами.
Вам больше не дадут в долг.
О вас начнут рассказывать всякие гадости за глаза.
Вы нарушите связи, которыми вас наградила природа.
Могут начаться различные судебные разбирательства.
Самое плохое, что родственники могут нанять посредников для изъятия у вас своих финансов.
Можете придумать еще варианты рисков, а их достаточно!
Советы преуспевающих предпринимателей и компаний
ПРИМЕРЫ УДАЧНОГО ВЛОЖЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
На создание собственного бизнеса в разгар кризиса 30-летняя петербурженка Наталья Довгаль и ее партнеры потратили всего 12 ООО руб. За год оборот ее компании «Сити гифтс», специализирующейся на поставках сувенирной продукции и производстве рекламной полиграфии, превысил 5 млн. руб. «Я давно хотела создать бизнес. Присматривалась к разным сферам, особенно меня привлекали инвестиции, — рассказывает Довгаль, — но я четыре года проработала на рынке рекламы и подумала, что смогу сама развивать агентство». К решительному шагу Наталью фактически подтолкнул бывший работодатель, принявший решение в кризис закрыть компанию.
(По материалам газеты «Ведомости»)
Салоны красоты «Моне». Первоначальные вложения: 25 ООО долларов.
Чтобы открыть первый небольшой салон красоты в 1997 г., основателю бизнеса Александру Глуш - кову хватило личных сбережений. Деньги вернулись за считанные месяцы. Сегодня сеть, носящая имя французского импрессиониста, стала второй по величине в России и охватывает 30 салонов в трех городах. Доход компании за юбилейный 2007 г. превысил 13 млн долларов.
Сеть салонов «Евросеть». Первоначальный взнос — 5 500 долларов.
За 12 лет история создания крупнейшего российского мобильного ритейлера с выручкой за прошлый год свыше 5,7 млрд долларов успела обрасти легендами. Главная из них гласит: компания создавалась буквально из ничего. Впрочем, сам Евгений Чичвар - кин не раз рассказывал, что деньги на закупку первой партии аксессуаров для «Евросети» ему пришлось занимать у отца — 2000 долларов.
(По материалам сайта E-xecutive. ru)