Эластичность спроса к цене
Как будут себя вести покупатели, если менять цены?
Куда пойдет кривая спроса, под каким углом «сломается» и повлияет на объем продаж?
Это можно выяснить, изучив ценовую эластичность и эластичность по доходу.
Важно знать, насколько чувствителен спрос на ваши продукты к изменению цены.
Если цена выросла на 10%, а спрос упал на 20%, то эластичность равна — 2. Это высокая эластичность со знаком минус, так как минус говорит о том, что при росте цены объем продаж снижается и наоборот.
Эластичность спроса к цене — отношение процентного изменения объема продаж (спроса) в натуральном выражении к процентному изменению цены.
Нужно посмотреть, насколько сильно реагирует спрос на различные уровни цены нового продукта.
«Во-первых, чем менее эластичен спрос, тем более высокую цену можно установить на продукт. Во-вторых, чем эластичнее спрос, тем вероятнее использовать политику занижения первоначальной цены. В-третьих, степень изменения спроса зависит не только от уровня цены, но и от динамики ее изменения во времени (цена растет, т. к, постоянно растут издержки). Также нужно учесть, что есть краткосрочная и долгосрочная эластичность спроса».
Метод оценки эластичности спроса
Простой подход к оценке эластичности заключается в тестировании серии различных цен на продукт и измерении интереса к продукту или намерения купить продукт по определенной цене. Суммируя ответы респондентов, можно вывести кривую спроса, которая демонстрирует соотношение между ценой и желанием купить продукт (или объемом покупок).
Общий обзор исследований показывает что средняя ценовая эластичность по данным Дж. Телли - са = — 2,5, по С. Бродбенту = — 1,6, по Ж. Ж. Лам - бену = — 1,74.
Примеры оценок ценовой эластичности спроса для расчетов:
-0,83 -1,2 -1,3 -1,54 -2,07 |
Спрос на автомобили:
► Субкомпактный класс
► Компактный класс
► Промежуточный класс
-0,75 -1,4 -2,1 |
► Полноразмерный класс
► Представительский класс
Спрос на авиаперевозки:
► Первый класс
► Экономический класс
► Льготный тариф
Спрос на различные товары широкого потребления:
► TOC o "1-3" h z Туалетная бумага, свежезамороженные продукты, «хот-доги» -0,6
► Шампуни, сухие смеси для обеда, миксеры, кондиционеры -0,85
► Подсолнечное масло, супы, соусы
Для спагетти -1,3
► Джинсы, одежда, обувь, аксессуары -3,5
► Продукты в обычных продовольственных магазинах -4,5
► Кока-Кола, молотый кофе «Чейз
И Сенборн» -5,5
► Молотый кофе «Максвелл Хаус» -9,0
► Продукты и товары в универсальных магазинах -10,0
(По кн.: Игорь Березин, «Маркетинговый анализ», «Эксмо», 2002, стр.69).
Определение оптимальных цен на продукцию требует вдумчивого анализа и размышлений. Не берите пример с тех, кто ставит цену, исходя из средних цен рынка, «средней температуре по больнице». Малая маржа не приведет к росту вашего бизнеса.