ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВАШЕЙ НИШИ?
Все, что требуется для разработки и освоения новой ниши, — это воображение в сочетании со следующими простыми методами.
Во-первых, сосредоточьтесь на подгруппе потребителей, в которой наблюдается определенная направленность в потреблении ваших товаров или услуг и которая несколько отличается от остального контингента на рынке.
Подумайте, как лучше всего обслужить эту группу потребителей, чтобы создать для них дополнительную стоимость, но без пропорционального увеличения цены, а может, даже и с уменьшением. Обычно это можно сделать путем вычленения элементов вашего товара или услуги, которые важны для рынка в целом, но не для выбранной вами потребительской группы.
Во-вторых, определите, какие проблемы могут волновать разные группы людей.
Уже понятно, что современный бизнес отличается особенной информационной насыщенностью. Поэтому для многих предпринимателей не обязательно заниматься изготовлением и реализацией тех или иных материальных ценностей, что требует больших и разнообразных затрат.
Речь идет о том, что на сегодняшний день «изделием» могут быть и услуги, и информация. Обычно они связаны с проблемой, которая беспокоит немалое количество людей. Вам нужно просто написать список проблем, которые сегодня волнуют общество. Перечислим некоторые для примера (вы можете дополнить или составить свой список): профессиональная карьера, покупка дома, покупка машины, как начать свой бизнес, строительство своего дома, кулинария, восстановление мебели, загрязнение окружающей среды, банковские кредиты, страхование, здоровье, ностальгия и так далее. Вы можете продолжать этот список достаточно долго. Любая из этих проблем открывает возможности для ее решения.
Советы преуспевающих предпринимателей и компаний
Например: основатель компании «Гелиос» Александр Лужников наглядно показал, как делать деньги из воздуха. Как-то ему привезли в подарок баночку с «воздухом Парижа». И сразу возникла идея: а почему бы не выпускать отечественный продукт?
В-третьих, составьте список собственных проблем-« болячек ».
Как лучше найти из всего многообразия дело по душе? Советуем сделать список своих собственных проблем-«болячек», а затем попытаться решить главную из них. Для этого нужно собрать всю необходимую информацию, продумать возможные варианты решения.
Обычно многих людей беспокоят похожие проблемы, поэтому нетривиальное решение одной из них сразу создаст вам обширную клиентуру.
Советы преуспевающих предпринимателей и компаний
Так, все пользуются медицинской «зеленкой» и йодом. Возникают некоторые трудности, а иногда и пятна. Но компания «Леккер» (директор Владимир Денисов, г. Москва) сделала приятным применение йода и зеленки — выпустила йод и зеленку в виде маркеров и тюбиков с кисточкой.
Еще нагляднее поступили Сергей Филонов и Дмитрий Козлов, основатели компании «Авиамаркет»: осуществили детскую мечту о полетах. Сергей Филонов всегда мечтал летать. Уже в зрелом возрасте Филонов нашел мечте применение и создал из нее новый бизнес, хотя у него были доли в компаниях «Информационная индустрия» и «Фьючер Телеком».
Задумавшись об открытии нового дела, Филонов вспомнил про свои мечты. Но выяснилось, что на рынке частных вертолетов в России уже работает несколько компаний — ниша почти занята. Филонов купил вертолет и научился им управлять. Далее последовало развитие бизнеса — создание связей как необходимый атрибут всякого успешного бизнеса: Сергей познакомился с профессиональными пилотами, наладил связи с бизнесменами и политиками - вертолетчиками.
После чего он и создал компанию «Авиамаркет», которая начала торговать сравнительно недорогими вертолетами «Робинзон» и за два года продала более 30 машин. Все идет нормально.
«А главное, теперь я впервые получаю от бизнеса большое удовольствие»,- говорит Сергей Филонов.
Посмотрим на другие примеры разработки новых ниш.
Лэнс Фрайд сидел дома и наблюдал в окно за виндсерферами на побережье. Тут ему и пришла мысль создать трЗ-плейер, с которым можно было бы погружаться под воду или кататься на сноуборде. Так появилась идея бизнеса компании «Фристайл - аудио».
В 1991 году Бен Фишмен и Дуг Карп ждали лекции в Бостонском университете. Наблюдая за собирающимися сокурсниками, они заметили, какие разнообразные бейсболки те носят. Найти в магазинах хорошую кепку было действительно непросто. Так и родилась идея магазинов для подростков «Лидс», в которых продаются только кепки — всех возможных стилей и моделей.
В-четвертых, выясните, в какой области знаний или умений вы превосходите средний уровень. Хотя бы одна такая область должна найтись. Поскольку в подобной сфере ваш уровень «выше среднего», значит, вы можете оказывать услуги тем, чей уровень уступает вашему.
Советы преуспевающих предпринимателей и компаний
В качестве примера расскажу интересную историю о бизнесе Сергея Мебельщикова (мебельная фирма «Два Эталона»). Как-то Сергей задумался о собственном деле и после недолгих размышлений решил обосноваться в мебельном бизнесе. Он провел предварительный анализ рынка, разобрался, почему у одних дела идут лучше, у других не так хорошо, как предполагалось. Обнаружил еще не совсем занятую нишу — изготовление индивидуальной мебели. Деньги на оборудование занял у знакомых. Решил делать мебель по индивидуальным проектам, мебель, которую не увидишь в магазине стандартной мебели (вспомните однообразие деревянных ящиков!). Как говорит сам Сергей: «Я стал представлять себе, что такое удобная мебель в моей квартире? Чем бы можно было улучшить ее, чтобы было удобно и уютно, чтобы шкафы не нависали над тобой тяжелой глыбой, сделать их воздушными и легкими, раздвинув зрительно пространство, чтобы стало одновременно стильно и современно. Экстраполируя различные варианты на большой сегмент подобных квартир, я стал понимать, что необходимо среднему потребителю. И еще я вывел путем проб и ошибок маркетинговое кредо своего бизнеса — если клиент просит что-то улучшить в его мебели, он это получит». Понятно, что, решив проблемы людей, живущих отнюдь не в хоромах, Сергей решил и свои материальные проблемы.
Рыночная игра в подобных случаях как бы переводится «на свое поле», что дает ряд преимуществ в конкурентной борьбе.
Итак, ваша основная задача на первоначальном этапе открытия своего бизнеса состоит в следующем: разобраться в себе, посмотреть, какие у вас есть способности; определиться с выбором идей, которые будут отражать эти способности; рассмотреть какие ниши бизнеса могут охватить ваши идеи; рассмотреть внимательно найденные ниши (нишу), т. е, определить сколько людей (потенциальных покупателей) в нише и какие продукты они хотят, в чем нуждаются. (В главе о маркетинге рассказано, как зондировать рынок, искать покупателей и определять их потребности).
Советы преуспевающих предпринимателей и компаний
Евгений Протопопов, владелец крупнейшего в России производства бижутерии ЗАО "Женави" с оборотом 20 миллионов долларов, выпускающего 500 тыс. изделий в месяц, говорит: «Мой успех — это результат отношения к жизни и умения правильно медитировать. Я открыт к миру и дружелюбен, мир отвечает мне тем же.
Я никогда не сравниваю свои успехи с успехами конкурентов. Я просто открываю отделы продаж, разрабатываю коллекции, не мешаю дизайнерам создавать красивые вещи»
Несмотря на то, что в ЗАО "Женави" работает 1000 человек, предприятие остается семейным бизнесом. Руководят им Евгений Протопопов и его жена Виктория, арт-директор компании.
(По материалам сайта dp. ru)
«Предпринимателя от обывателя отличает любовь к риску. Сегодня у меня есть 50 миллионов долларов, я их инвестирую. Нужно быть готовым к тому, что, возможно, завтра у меня не будет ни одного доллара. Это нормально. Сейчас банк, в который я вложил деньги, не стоит пятидесяти миллионов. Но я живу с этим, сплю с этим, и за это меня уважают. Ну и конечно, чтобы преуспеть в бизнесе, надо иметь железные яйца. Что буду делать, когда через 3-4 года продам банк (а мне хочется это сделать)? Что-нибудь придумаем. Бренд «Tinkoff» будем продавать. Идея хорошая, спрос есть. Брэнсон, по сути, сейчас про-
Дает бренд, ничего другого не делает. Tinkoff-кефир,
Tinkoff-джинсы... почему нет?». Тезисы Тинькова:
• Успеха не добьешься, не попробовав. Можно всю жизнь сомневаться, но когда-то надо и рискнуть, если есть желание стать предпринимателем. Бывает, что человеку хорошо в роли менеджера, это тоже вариант.
• Не бывает успехов без неудач. Уважения достоин начавший дело, но потерпевший неудачу, чем тот, кто даже не попробовал.
• Не гонитесь за низкой ценой. Сделайте качество, и ваш товар будут покупать по более высокой цене, чем у конкурентов.
• Чиновники и силовики — не такая большая проблема, как принято думать. Делайте бизнес законно, и тогда не будет необходимости ни от кого откупаться.
• Базовое образование дает теоретические знания, однако предпринимателям нужны практические знания. Их лучше получать из опыта своего и чужого, из СМИ, из анализа всех этих знаний. Нужно заниматься самообразованием, хорошо разбираться в своем бизнесе.
• Ложно утверждение, что «все ниши заняты». Всегда можно найти маленькую нишу, в которой можно зарабатывать. Главное понять, в чем ваш продукт или услуга лучше, чем у конкурентов.
• Утверждение о том, что спрос создает предложение неверно. Предложение новой услуги или товара само по себе создает спрос на него. Пример — «Тинькофф» (Самара).
• Ориентируйтесь на бизнес с большой маржой. Он «простит» неизбежные ошибки.
• Ошибки обязательно будут, без них не бывает движения вперед. Надо, чтобы ошибки не стали фатальными, а после этих ошибок надо двигаться вперед.
• Работайте на рынке, который знаете и понимаете. Разница в менталитете и маленькие детали могут сделать неуспешным бизнес в другом регионе или за границей.
• Умейте делегировать, но контролировать.
• Если идея хорошая, деньги привлечь можно: если не в кредит, то путем партнерства.
• Не каждый сможет стать с нуля настоящим предпринимателем. Для этого нужно победить лень, работать по 20 часов, заниматься самообразованием.
(По материалам сайтов Http://www. bishelp. ru/svoe_delo/ oshibki/2004_win. php, dp. ru)