ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
МЕХАНИЗМЫ УПРОЧНЕНИЯ МЕТАЛЛА
Согласно табл. 1.3 это фактор, с которым связано около 11% всех аварий конструкций.
5.1.1.
ВЛИЯНИЕ СТАРЕНИЯ ОКОЛОШОВНОЙ ЗОНЫ НА УДАРНУЮ ВЯЗКОСТЬ
Словацкий исследователь И. Чабелка (1910-1987) исследовал ударную вязкость металла околошовной зоны сварных соединений низкоуглеродистых конструкционных сталей при комнатной температуре (схема вырезки образцов и схема их испытаний показана на рис. 5.1). На кривой зависимости ударной вязкости KCV от расстояния до центра шва у был обнаружен провал — он показан на графике в нижней правой части рис. 5.1.
Результат, полученный Чабелкой, был очень важен, так как частично объяснял ранее непонятные хрупкие разрушения крупных сварных конструкций. В последующие годы в разных странах были предприняты более детальные исследования. Так, было известно, что на падение ударной вязкости влияет не только ста-
Рис. 5.1 Схема вырезки образцов из стыкового сварного соединения и зависимость ударной вязкости от расстояния до центра шва для низкоуглеродистой стали |
а |
б
KCV |
Верхний шельф |
кр-н |
кр. в |
KCV |
Т, "С |
АТ, |
А Т, |
кр н |
кр-н |
Т, "С |
Рис. 5.2
Схемы обработки результатов сериальных испытаний стали на ударный изгиб (а) 20 образцов; (б) 3000 образцов
рение металла, но и снижение температуры. Поэтому исследования Чабелки следовало повторить для ряда более низких температур. Во многих лабораториях начали исследовать температурные зависимости ударной вязкости металла на различных расстояниях от сварного шва.
В нашей стране на одну температурную зависимость ударной вязкости принято испытывать около 20 образцов на ударный изгиб. Следовательно, для повторения работы Чабелки количество образцов нужно было бы увеличить в 20 раз. Вслед за Н. Н. Да - виденковым испытания серий образцов для получения температурной зависимости ударной вязкости стали называть сериальными испытаниями.
Экспериментальные результаты сериальных испытаний представлены в виде графика на рис. 5.2а.
По экспериментальным точкам проводят кривую (сплошная жирная линия), похожую на очертания дна океана на границе с материком. На этой линии выделяют три участка:
1) верхний, почти горизонтальный — верхний шельф;
2) нижний, почти горизонтальный — нижний шельф;
3) межкритический, или переходный участок кривой, на котором линия температурной зависимости ударной вязкости падает со снижением температуры.
Со стороны высоких температур переходный участок кривой ограничивает верхняя критическая (переходная) температура Ткр. в. Со стороны нижнего шельфа переходный участок ограничивается нижней критической (переходной) температурой Ткр. н.
Результаты исследований показали, что собственно снижения ударной вязкости в околошовной зоне сварных соединений не происходит, а при сварке в результате старения металла имеет место сдвиг всей кривой на АТкр в сторону более высоких температур. При этом примерно на АТкр повышаются и верхняя, и нижняя критические температуры. Уровни верхнего и нижнего шельфов остаются практически постоянными.
Чабелке повезло, так как он взял такую сталь, что верхняя критическая температура для околошовной зоны сварных соединений оказалась выше, а нижняя критическая температура металла око- лошовной зоны — ниже комнатной температуры, при которой он производил испытания. Если бы исследования производились в температурном интервале верхнего или нижнего шельфа, никакого влияния сварки на ударную вязкость он бы не обнаружил.
На этой стадии интерпретация работы Чабелки ясна. Но, оказывается, все не так просто.
Как-то в ЛПИ выступал с докладом молодой немецкий исследователь. Ему поручили сертифицировать разработанные в ГДР электроды, отвечающие требованиям Регистра Ллойда, — полагаю, чтобы иметь возможность ремонтировать в ГДР иностранные корабли. Для этого необходимо было провести испытания 3000 образцов и по результатам построить сериальную кривую ударной вязкости. Получившийся график показан на рис. 5.26. Большинство экспериментальных точек легло в достаточно узкие полосы разброса на линиях верхнего и нижнего шельфов, которые перекрывали друг друга в межкритическом интервале температур. И только незначительное их количество оказалось между этими линиями.
кси Т, ‘С Рис. 5.3 Схема температурной зависимости KCU по Н. Н. Давиденкову |
Немецкий исследователь пришел к выводу, что никакой плавной кривой, нанесенной на рис. 5.2а в межкритическом интервале у температурной зависимости ударной вязкости, не существует. Вместо линии — поле разброса редких точек. Но наших исследователей данный вывод не удивил. Еще в начале 30-х годов ХХ века Н. Н. Давиден - ков (Физико-технический институт) исследовал температурную зависимость ударной вязкости сталей и пришел к выводу, что она имеет вид, показанный на рис. 5.3, и опубликовал данные эксперимента не только в статьях, но и в учебнике.
Однако неизвестно, сколько образцов испытывал Давиденков. Предположительно их было
много (и специалисты Ллойда об этом знали), поэтому требовали испытаний 3000 образцов на одну кривую.
Следовательно, никакой сплошной кривой на графике (рис. 5.1) у Чабелки не должно быть! Там, где на кривой имеется провал, должно быть просто поле разброса экспериментальных точек с тенденцией снижения среднего значения этого разброса с понижением критических температур рассматриваемой зоны сварного соединения. Так как сдвиг критических температур ударной вязкости вызывается наклепом и старением металла околошовной зоны, естественным надежным критерием интенсивности старения является АТкр, а не снижение ударной вязкости в результате старения. Но определять АТкр с учетом рис. 5.26 трудоемко.
Испытания на ударный изгиб производятся на стандартных образцах со стандартным надрезом глубиной 2 мм. Скорость удара также стандартная, около 1 м/с. В конструкции, свойства металла которой мы пытаемся прогнозировать на основании этих испытаний, концентраторы имеют другую форму, размеры сечений у элементов конструкции не 10 х 10 мм и скорости нагружения совсем другие. Возникает вопрос: в какой степени обнаруженный при испытаниях на ударную вязкость сдвиг критических температур можно переносить на конструкцию? Ответа на этот вопрос нет.