Сварка алюминия и его сплавов
Алюминий обладает малой плотностью, высокой тепло - и электропроводностью. Применяется как в чистом виде, так и в виде сплавов с марганцем, медью, магнием и кремнием. Наибольшее применение получили сплавы алюминия с марганцем марки АМц, сплавы алюминия с магнием марок АМг и АМгб. Из алюминиевомагниевокремиистых сплавов применяются АВ, В92 и АД 33.
Поверхность алюминия и его сплавов покрыта тугоплавкой оксидной пленкой, плавящейся при температуре 2050 °С. Эта пленка очень затрудняет сплавление основного и присадочного металлов, поэтому свариваемые кромки необходимо тщательно очистить механическим или чаще всего химическим способом. Следует иметь в виду, что при нагреве до 400...500 °С прочность алюминия резко падает и деталь может разрушиться даже под действием собственного веса.
Дуговую сварку строительных конструкций производят угольным или плавящимся электродом. При сварке угольным электродом присадочным материалом служат прутки из алюминия АО, А1 или сплавов АМц, АК - Наличие кремния в присадочном материале повышает текучесть металла, снижает усадку и уменьшает опасность образования трещин в металле шва. Сварку выполняют постоянным током прямой полярности. Диаметр электрода выбирают в пределах 6... 15 мм в зависимости от толщины свариваемых кромок. Сварочный ток соответственно составляет 150...500 А. Перед сваркой присадочный пруток и свариваемые кромки покрывают флюсом. При сварке плавящимся электродом применяют стержни из сварочной проволоки СвА97, СвАМц, СвАК5 (ГОСТ 7871—75) или проволоки из сплава того же состава, что и свариваемый металл. Сварку производят постоянным током обратной полярности возможно короткой дугой. Сварочный ток определяют из расчета 25...30 А на 1 мм диаметра электрода.
Для удаления оксидной пленки применяют флюс АФ-4А, содержащий 28% хлористого натрия, 50% хлористого калия, 14% хлористого лития и 8% фтористого натрия. При сварке металлическим электродом применяют различные покрытия, которые также в основном содержат хлористый натрий, хлористый калий, фтористый калий, фтористый натрий, криолит, сернокислый натрий, хлористый литий и др. В качестве связующего вещества применяют декстрин или густой раствор поваренной соли. Покрытие наносят на стержень электрода слоем толщиной 1... 1,2 мм. Листы толщиной до 3 мм сваривают с отбор - товкой, а при толщине металла
4.. .8 мм — без скоса кромок. Листы толщиной более 8 мм сваривают со скосом кромок с углом раскрытия 60—70°. Кромки листов толщиной более 8 мм перед сваркой нагревают до температуры 200...250 °С. После сварки швы тщательно очищают от шлаков и остатков флюса (промывка горячей водой, протирка щеткой и ветошью). Для более полной очистки применяют травление 5%-ным раствором азотной кислоты с последующей промывкой горячей водой и сушкой.
Автоматическую и полуавтоматическую сварку по флюсу применяют для листов и деталей с толщиной кромок более 8 мм. Применяют электродную проволоку СвАМц диаметром 2...3 мм. Флюс АН-А1, состоящий из 20% хлористого натрия, 50% хлористого калия и 30% криолита, наносят на свариваемый шов слоем толщиной 10...35 мм. Сварку производят постоянным током обратной полярности при напряжении дуги
38.. .44 В. Вылет электрода — 25...
40 мм. Ток составляет 300...450 А. Скорость сварки 12...20 м/ч.
Аргонодуговая сварка алюминия и его сплавов получила наибольшее распространение благодаря хорошим качествам сварного шва. При этом нет необходимости применять сложные флюсы и покрытия, остатки которых могут вызвать коррозию металла шва. Сварку производят постоянным током обратной полярности или переменным током, но с обязательным применением осциллятора и балластного реостата. Ручную сварку выполняют вольфрамовым электродом на установках УДГ-300 и УДГ-500.
При толщине свариваемых кромок до 6 мм применяют электроды диаметром до 4 мм, а для кромок больших толщин — до 6 мм. Сварочный ток определяют из расчета
30.. .45 А на 1 мм диаметра электрода. Расход аргона составляет 6... 15 л/мин. Сварку производят при минимальной длине дуги (менее 2 мм). Это обеспечивает энергичное разрушение оксидной пленки вследствие катодного распыления и улучшенную защиту зоны сварки аргоном. Сварку выполняют на специализированном автомате АДСВ-2.
Полуавтоматическую и автоматическую сварку в аргоне плавящимся электродом выполняют специальными шланговыми полуавтоматами и автоматами. Сварку производят постоянным током обратной полярности. Применяют сварочную проволоку марок СвА97, СвАМц, СвАК или того же состава, что и свариваемый металл. Металл толщиной до 10 мм сваривают без разделки кромок, при больших толщинах кромок применяют V - и Х-образные разделки шва. Сварочный ток при электродной проволоке диаметром 2,0 мм составляет 250... 300 А. Скорость сварки достигает 30... 40 м/ч.
Газовая сварка алюминия и его сплавов дает хорошие результаты при правильном выборе режима сварки и применении флюсов. Листы толщиной до 3 мм сваривают с от - бортовкой кромок на высоту при-
мерно утроенной толщины лжта. При толщине листов до 5 ми, сварку производят без скосе хромок с зазором до 0,5 мм. Листы толщиной
5.. .15 мм сваривают с односторонним, а при большей толщине — с двусторонним скосом кромок. Уюд разделки составляет GO...70® Сварку нахлестанных соединений применять Не следует, тчк как флюс, затекающий а зазор между листами, вызывает коррозию и разрушение ні ва. Кромки соединения и присадочную проволоку очишэюг от оксидной пленки механические п.. и химическим способом Механическую очистку производят обезжнри-зйньем в щелочном растворе с последующей очисткой метал лнческой. щеткой. Сварку следует выполнять нс позднее чем через 2 ч росле очистки. Хнмичегхую очистку производят в такой последовательности: кромки обезжиривают и про - гравливяют в 5%-неи растворе каустическом соды; затем і оеднняемые части промывают водой, насухо
ПМШЮСП lOJKUIIW, Л/Ч Mberiueild,
П'ж сварке силуминов рекомендуется предварительно нагреть изделие до 200. ,250 °С. а после сварки произвести оржиг при температуре
300.. .350° С с последующим медленным охлаждением. Шаы на сварных протирают тряпкой и просушивают. Сварку следует выполнять «е позднее чем через 8 ч после очистки. Флюс накосят на свариваемые кромки и присадочную проволоку в виде насты или насыпают а разделку шаа в виде порошка. Флюсы хранят в герметически закрытых сосудах. так как они очень интенсивно поглотают влагу »п воздуха.
Сварку выполняют левым способом нормальным пламенем или с небольшим избытком ацетилена. Следует учесть, что большой избыток ацетилена способствует образованию пор в сварном шве. Большую опасность представляет избыток кислорода, который значительно затрудняет сварку, интенсивно окисляя алюминий. Угол наклона мундштука горелки в начале сварки устанавливают 70„.80°, а за - іем уменьшают до нормального значения 30...45“ Мощность сварочного пламени зависит от толщины метал-
1 1.5..2 3...4 G..8
75 150 .300 >00 Ш 760.1Й0С
соединениях из проката проковывают легсими ударами в холодном состоянии Остатки флюса и шлака ицатель - ко удаляют с помощью металлической щетки и горячей воды.
ГЛАЗА 18 СВАРКА ЧУГУНА
5 S2.~ Особенности сварки чугуна
Чугуцы иредставляют - обой железоуглеродистые енланы, о кото пых содержание углерода превышает ,7%. Цугуны, првмеянемые, в промышленности и строительстве, имеют следующие примеси: 2,0...4.0% углерода; 0,5..-1.6% марганца; 0,5,..4% кремния; 0,02 .0,2% серы н 0,02...0,2% фосфора, Спепивльные чугуцы имеют также легирующие примеси: никель, хром, медь, титан, алюминий
Углерод в чугуне может находиться в виде карбида железе FejC (первичный к вторичный цементит) Такой чугун, называемый «белым чугуном», обладает повышенной твердостью и плохо поддается механической обработке в сером чугуне углерод находятся э свободном состоянии в анде прослоек графита и только частично может быть в виде вторичных карбидов (пер. тит). Кремний способствует гра - фнгизацвя чугуна и увеличению размеров графитовых включений Мар - гакб-х ярн содержанки а чугуне ДО 0,7% сласо способствует грвфнтиза - ця о, а при содержанки свыше I % препятствуй распаду карбида железа. Сера явлзктся вредной примесью: она ровшгеет ту‘.тот'.:<уч»"ть чугуна, ухудшает литейные качества н дает соединение FeaS, способствующее образованию трещин при сварке. Сера препятствует распаду карбида железа и выделению свободного углерода. Фосфор является слабым графнтнаатором; он улучшает литейные качества чугуна, повышая жнд - котекучесть. Из легирующих яримесей Сильным графнтнза горой является алюминий. Выделению графита способствуют также никель, кобальт, медь, титан Хром, ванадий и молибден препятствуя распаду карбида железа, Действуют как рвзмельчителк зерна
Большое применена; получили мо - дяфмцировзнные и высокопрочные чу - туны, имеющие феррцтную зли перлит Чую основу или кх сочетание. Эти чугунм обладают высокими механическими свойствами н применяются ор» нзгогоалення ответственных деталей машин. Их высокие механкчеекнк свойства обусловлены тем, что вместо вытянутых пластинок н прожилок графита, карушвюшн» кед ост нос гь металлической основы (кеч в сером чуіуке), графят в высокопрочном чугуне имеет ГЛО - булиряую форму, обеспечивающую наибольшую сплошность металлической основы.
Основные трудности, возникающие ори сварке чугупоа, обуедпп Леды их фнзихо-мехаиическимя свой
быстрое охлаждение жидкого мета ел а в зоне сваркв, а также выго - ранае мремимя из расплаав шва сво - •еобстеует месткому «отбеливанию» деталла шва к околошовиой зоны, ". е. способствуют переходу графита в химическое соединение с железом — цементит, плохо поддающийся механической обработке;
отсутствие периода пластического состояния и высокая хрупкость приводят дследетянг неравномерного нагрева и охлаждения, а также неравномерной усадки металла к правлению больших внутренних напряжений к трещин как в. самом сварном шве, так и н околошовиой зоне, икгкая температура плавления, непосредственный перевод чугуна из твердой фазы е жидкую, и наоборот, затрудняют выход гаэоа из металла шва, и шов получается пористым;
высокая жидкотекучесть чугуна не позволяет производить сварку не только в вертикальном, но и в наклонном положении шва
І S3. Горячая сварка чугуна Горячей сваркой чугуна принято называть сварку чугунных изделий с предварительным их нагревом. Предварительный нагрев уменьшает разность температур основного металла и металла в зоне соединения и тем самым снижает температурные напряжения при сварке - Вместе с этим снижается скорость охлаждения сплава пусле сварки, что способствует предупреждению отбела и получению шва хорошего качества
Подготовка к сварке еоетоит из вскрытия, вырубки, зачистки и разделки ііі еа или дефектного места. Вскрытие и чистку выполняют механическим путем — вырубкой нла сверлением. Разделка трещин — V - иди U-образной формы. Разделка дефектного участка должав иметь плавные округленные формы. Для предупреждения вытекания металла и придания шву нужного очертания вокруг разделки выкладывают форму яэ плотно првлегаюших к изделию и друг к jppyi у графитовых кли угольных пластин Применяют также кварцевый песок, замешанный на жидком стекле (10(1.151) г. на 1 кг песка) и просушенный при температуре 40.. (Ю °С При сварке излома необходимо ПрИчИНЯТгг приспособления, фиксирующие относительное расположение свариваемых частей н обеспечивающие точность сварки
В зависимости от назначения к конфигурации детали, характера дефекта и марки чугуна применяют
4 6 8 10 12 14 16 250 350 450 450 50 600, 700 |
обший или местный подогрев. При массовом производстве для общего подогрева деталей и последующего их охлаждения после сварки применяют методические печи конвейерного типа. Для подогрева отдельных крупных деталей применяют нагревательные колодцы или ямы, выложенные огнеупорным кирпичом. Для местного подогрева зоны соединения (полугорячая сварка) используют горны, газовые и сварочные горелки, индукционные нагреватели и др. Температура нагрева должна быть в пределах 400...700 °С. Подогрев должен производиться медленно и равномерно, чтобы не вызвать в детали больших внутренних напряжений и трещин.
Для сварки чугунов по ГОСТ 2671—80 рекомендуется применять чугунные прутки следующих ма-
Диаметр
Длина
В практике при сварке применяют различные графитизирующие покрытия, содержащие графит, ферросилиций, мрамор, титановую руду, замешанные на жидком стекле. В покрытие иногда вводят термит. Это способствует медленному остыванию металла шва. Толщина покрытия —
1.5.. .2.0 мм. Сварку выполняют постоянным током прямой полярности, однако можно сваривать и переменным током. При толщине металла до 20 мм сварку производят электродами диаметром 6 мм; при толщине
20.. .40 мм применяют электроды диаметром 8 мм, а при толщине свыше 40 мм можно рекомендовать электроды диаметром 10 мм. Сварочный ток определяют из расчета
50.. .60 А на 1 мм диаметра электрода.
Сварку можно выполнять угольными электродами диаметром 6... 12 мм в зависимости от толщины свариваемой детали. Сварочный ток составляет 200...450 А. Присадочным материалом служат чугунные прутки ПЧ 1, ПЧ 2, ПЧ 3 и ПЧВ, а флюсом — бура или смесь буры (50%) и соды рок: ПЧ 1 и ПЧ 2 — для газовой сварки серого чугуна с перлитной и перлитно-ферритной основой; ПЧ 3 — для газовой сварки серого чугуна с ферритной структурой; ПЧН 1 и ПЧН 2 — для пайкосварки; ПЧИ — для износостойкой наплавки; ПЧВ — для газовой сварки высокопрочных чугунов с шаровидным графитом.
Для изготовления электродов применяют прутки ПЧ 1, ПЧ 2, ПЧ 3 и ПЧВ, имеющие согласно ГОСТ 2671—80 покрытие толщиной 1 — 1,5 мм, состоящее из графита серебристого (25%), плавикового шпата (30%), карбида кремния (40%) и алюминиевого порошка (5%), замешанных на жидком стекле (60% от сухих компонентов). Прутки изготовляют следующих размеров, мм:
(50%); ток — постоянный прямой полярности или переменный.
Важным условием качественной сварки является поддержание ванны наплавляемого металла в жидком состоянии в течение всего периода сварки. Для этого весь объем сварочных работ выполняют без перерыва процесса сварки. После окончания сварки деталь подвергают медленному охлаждению. Для этого заваренные участки засыпают слоем мелкого древесного угля и накрывают асбестом, что предупреждает отбел чугуна и исключает возникновение больших внутренних напряжений и трещин. Затем изделие очищают и контролируют качество сварки.
Сварка с предварительным нагревом является самым надежным способом предупреждения дефектов чугунных изделий любого размера и конфигурации. При точном соблюдении технологического процесса сварки можно получить плотный и прочный шов, хорошо поддающийся механической обработке и по своим механическим свойствам не уступающий основному металлу.