Машины для стыковой контактной сварки
Для стыковой сварки применяют контактные машины универсальные — общего назначения и специальные — для сварки арматуры железобетона, трубопроводов и др.
В строительной промышленности для стыковой сварки применяются универсальные машины типа АСИФ, МСР, МСМ и МСГ. Машина АСИФ - 75 показана на рис. 105. Чугунные стойки машины 1 и 2 соединены между собой стяжками 3. На стойке 2 укреплена неподвижная плита 4 она изолирована от стойки гетинак - совой прокладкой. Подвижная плита 6 укреплена на цилиндрических направляющих 7. Перемещение плиты по направляющим производится коленчатым рычагом 9 через регулирующий механизм 8. Для закрепления свариваемых деталей имеются винтовые зажимные приспособления 5. Включение и выключение сварочного тока происходит в такой последовательности. Рукоятка 13 укреплена на рычаге 9 и связана через тягу 12 с нажимным роликом 10. Нажимая на рукоятку, опускают ролик, который через сегмент 11 поворачивает систему рычагов и включает контактор 14. Выключение контактора происходит в момент осадки, когда при соответствующем повороте рычага ролик сходит с сегмента. Сила осадки, составляет примерно 29,4 кН. Расстояние между плитами 80 мм, ход подвижной плиты 30 мм.
Сварочный трансформатор имеет первичную обмотку с шестиступенчатым переключателем, позволяющим изменять вторичное напряжение в
пределах 3,5...7 В. Вторичная обмотка представляет собой трубчатый виток, охлаждаемый проточной водой. Машина позволяет сваривать детали с площадью сечения до 1000 мм2.
Машины стыковой сварки, более совершенные и большей мощности, оборудованы механизированным приводом осадочно-подающего механизма и пневматическими или пневмогид - равлическими зажимными устройствами. На рис. 106 представлены общий вид (а) и схема (б) машины МСМУ - 150, предназначенной для сварки труб, стержней и других изделий из низкоуглеродистой стали площадью сечения до 2000 мм2. Машина производит сварку непрерывным оплавлением в автоматическом режиме и полуавтоматическом с предварительным нагревом торцов свариваемых деталей вручную. Машина имеет станину из двух стоек и горизонтальной плиты; зажимы радиального типа с пневматическим приводом. Левый неподвижный зажим 1 изолирован от станины. Правый подвижный зажим 2 закреплен на двух направляющих. Зажимы 118 имеют по два пневматических цилиндра 3, расположенных последовательно в едином блоке. Воздух подается в цилиндры через вентиль 7, воздушный редуктор 6, лубрикатор 5 и электромагнитный клапан 4.
При оплавлении. и осадке подвижный зажим перемещается электромеханическим приводом, состоящим из электродвигателя 9, вариатора скорости 8, двух сменных шестерен 11, редуктора 12 и кулачка 13, связанного с подвижной плитой роликом 14. Скорость вращения кулачка регулируется либо маховичком 10, который перемещает электродвигатель вдоль оси и тем самым изменяет диаметр вариатора скорости, либо с помощью сменных шестерен 11. Пневматические цилиндры 16 служат для возвращения подвижного зажима в исходное положение. Расстояние между колодками зажимов устанавливается винтом 15. Управление машиной автоматическое. В настоящее время взамен машин МСМУ-150 выпускаются конструктивно улучшенные машины того же назначения МС-2008.
Для сварки оплавлением и оплавлением с подогревом деталей больших сечений из низкоуглеродистой и низколегированной сталей применяются машины МСГА-300 (до 3000 мм2), МСГА-500 и МСГУ-500 (до 8000 мм2), отличающиеся мощностью сварочного трансформатора. Машины снабжены гидравлическим приводом, позволяющим получать различные скорости при подогреве, оплавлении и осадке. Контактные плиты имеют пневмогид - равлические зажимы, позволяющие закреплять детали практически любой длины. Управление процессом автоматическое — электронным реле времени.. Машины могут выполнять до 20 сварок в час.