Основы проектирования химических производств
ТРУБОПРОВОДЫ И ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА
На предприятиях химической промышленности трубопроводы являются неотъемлемой частью технологического оборудования. Затраты на их сооружение достигают 30% от стоимости предприятия. Суммарная длина всех трубопроводов завода составляет десятки и сотни километров.
С помощью трубопроводов передаются продукты в самых различных состояниях: жидкости, пары и газы, пластические и сыпучие материалы. Температура этих сред может находиться в пределах от низких (минусовых) до чрезвычайно высоких, а давление — от глубокого вакуума до десятков мегапаскаль.
Обычно трубопроводы классифицируют в зависимости от основного назначения:
— технологические, служащие для транспортировки различных химических соединений;
— тепловые и газовые сети, используемые для подвода инертного газа или пара;
— линии водоснабжения и канализации.
В зависимости от расположения по отношению к оборудованию трубопроводы делят на внутренние и внешние. Внутренние трубопроводы располагаются внугри агрегата и связывают в единое целое его отдельные элементы, например трубы котла или теплообменника. Внешние трубопроводы связывают отдельные агрегаты в единый про - и з вод стве Н Н Ы Й К О м I! л е КС.
В зависимости от параметров транспортируемой среды трубопроводы делят на пять категорий, которые подчиняются правилам Госгортехнадзора и Госстроя. Каждая категория трубопроводов характеризуется предельно-допустимыми значениями давлений и температур, причем самые низкие их значения соответствуют первой категории. Так, для транспортировки токсичных веществ применяют трубопроводы только 1-й и 2-й категории, легковоспламеняющихся веществ и горючих газов — трубопроводы первых четырех категорий, негорючих жидкостей и паров — трубопроводы всех пяти категорий.
Все трубопроводы после монтажа и испытания окрашивают масляной краской. Трубопроводы, покрытые изоляцией, допускается
Таблица 14.1. IIпета окраски трубопроводов и зависимости от назначения
|
Окрашивать клеевой краской. Окраска не только защищает трубы от коррозии и придает им эстетический вид, по и облегчает работу обслуживающего персонала, связанную с эксплуатацией и ремонтом трубопроводных систем. В табл. 14.) приведены цвета окраски трубопроводов в зависимости от их назначения.
При проектировании к трубопроводам предъявляются следующие требования:
— надежность и минимум расчетных затрат;
— унификация узлов и деталей;
— высокая маневренность (быстрое включение в работу);
— уменьшение тепловых потерь в трубах;
— снижение шумовых эффектов;
— уменьшение длины труб и соответственно гидравлических сопротивлений.
Для нахождения оптимального решения необходимо выполнить вариантные проектные разработки и произвести выбор наиболее выгодного в технико-экономическом отношении варианта.
Рабочее проектирование, по существу, сводится к подбору соответствующих элементов по действующим стандартам и нормалям. При этом важное значение имеют характеристики — условный проход и условное давление.
Условный проход (Д.) — величина, условно характеризующая внутренний диаметр элемента трубопровода, не обязательно совпадающая с его действительной величиной (ГОСТ 355—67). Если два элемента имеют одинаковые значения условного прохода, то они имеют присоединительные размеры, обеспечивающие их стыковку.
Условное давление (ру) — величина, характеризующая пригодность элемента для надежной эксплуатации при данных рабочих параметрах среды. При умеренной рабочей температуре (до 200 °С) условное давление равно рабочему. При более высокой рабочей температуре значение условного давления больше рабочего. Имеется специальный стандарт (ГОСТ 356—68) па условные, рабочие и пробные давления. При определении условного давления учитывается и марка материала.
Достаточно важным для обеспечения надежности и работоспособности трубопроводов является вопрос о правильном выборе материалов для труб и фасонных деталей.
Для изготовления трубопроводов в химической промышленности применяются чугуны, углеродистые и легированные стали, медь и ее сплавы, фарфор, стекло, пластмассы, угле графит и т. д. Некоторые сведения об указанных материалах приведены в гл. 12.
Основными факторами, определяющими выбор материала для труб и арматуры, являются; достаточная механическая прочность, тем - пературостойкость, коррозионная стойкость.
К частям трубопроводных систем относятся: трубы, их фасонные части, детали для крепления и соединения труб, компенсаторы температурных напряжений и трубопроводная арматура.
Трубы. Основным составляющим элементом трубопроводов являются трубы того или иного типа и размера, в зависимости от технологического назначения трубопровода.
В трубопроводах используются трубы бесшовные, сварные (с продольным или спиральным сварным швом), кованно-прессованные и кован но-сверленныс.
Сварные трубы имеют сварные швы, поэтому они менее надежны и используются для транспортировки воды, сжатого воздуха, газа, пара низкого давления и других веществ при температурах от —15 до +200 °С и давлениях до I МПа (обыкновенные) или до 1.6 МПа (усиленные).
Бесшовные трубы — цельнотянутые или цельнокатанные — более надежны и используются для транспортировки самых разных веществ в широком интервале температур (от —180 до 800 °С) и давлений до 200 МПа.
Способы соединения труб. Трубы соединяются между собой и с арматурой. Трубные соединения деля тся на разъемные и неразъемные. К неразъемным относятся соединения пайкой, сваркой и склеиванием. К разъемным же растровое соединение, которое может быть разобрано только путем разрушения элементов, заполняющих раструб.
К основным факторам, лежащим в основе выбора типа соединения, относятся следующие:
— материал соединяемых деталей;
— характер передаваемой среды (токсичность, огнеопасность, наличие осадка, склонность к застыванию);
— необходимость частых разборок—сборок;
— взрывоопасное гь;
— температура и давление рабочей среды.
Стальные, алюминиевые, свинцовые и титановые трубы чаще всего соединяются сваркой встык 3
V |
I |
I |
Рис. 14.1. Соединение труб пстык: 1,2 — трубы; 3 — сварной шов |
(рис. 14.1). Трубы из цветных металлов, их сплавов и пластмасс соединяются пайкой внахлестку или склеиванием с помощью надвижных муфт. Для чугунных, керамических, графитовых, а иногда и для фаолитовых труб используют раструбные соединения (рис. 14.2). Гладкий конец одной трубы вставляется в раструб другой. Кольцевое пространство заполняется пеньковой прядью, а затем увлажненным цементом.
Рис. 14.2. Раструбное соединение: А 2 ~ трубы; 3 ~ набивка 3 4 |
Резьбовое соединение применяется преимуществен но для стальных труб, но иногда и для винипласто - вых (рис. 14.3). Наиболее распространенным разъемным соединением
4
Рис. 14.4. Фланцевое соединение: 1,6 — трубы; 2— болт; 3, 4 - фланцы; .5 — п рокладка |
I
Рис. 14.3. Резьбовое соединение: 1,2— трубы; 3 - - муфта
В |
А |
|
Г |
Є |
Д
Рис 14.5. Фасонные части трубопроводов
Труб является фланцевое (рис. 14.4). Конструкция фланцев меняется в зависимости от материала трубы, рабочего давления в трубопроводе, температуры рабочей среды и от других факторов. Герметичност ь фланцевых соединений достигается с помошью прокладок, устанавливаемых между фланцами.
Фасонные части трубопроводов — служат для соединения отдельных отрезков труб или же выполняют следующие функции: изменение диаметра или направления трубопровода; ответвление от трубопровода одной или двух ли ний того же или меньшего диаметра. К ним относятся: отвод (а), колено (б), двойник (#). тройник (с>), крестовина (д) и переход (е) — нарис. 14.5.
Колена, отводы и угольники применяют для изменения направления трубопровода, переходы — для соединения т руб разного диаметра, а гройпики и крестовины — для создания одного или двух ответшіении. Соединительные части изготовляют путем гнутья труб или сварки заготовок из листового материала или отрезков труб.
Опоры трубопроводов. Внутрицеховые трубопроводы крепятся к стенам, колоннам, балкам и перекрытиям. Межцеховые трубопроводы часто укладываются на эстакадах.
Все вилы опор делятся на неподвижные и скользящие. Скользящие опоры поддерживают вес трубопровода и одновременно позволяют'ему свободно перемещаться в осевом направлении для компенсации температурных удлинений. На рис. 14.6 показаны примеры крепления трубопроводов на горизонтальных опорах. На рис. 14.7 изображена подвеска, позволяющая крепить трубопровод к высоко расположенным элементам здания.
-р |
— |
||||||||
А - |
І |
І-- |
4 |
>■ |
♦ 4 |
І —і_.. |
* |
||
1т |
------- і------ |
І |
4 3 |
Рис. 14.6. Конструкции горизонтальных опор; а — неподвижная; 6— подпижная; /, 4— опорные уголки; 2 — хомут; 3— башмак
|
Рис. 14.7. Крепление горизонтальных и вертикальных трубопровода*
На подвесках
Подвески могут применяться для крепления труб малого диаметра к трубопроводу большого диаметра. Крепление труб к стснке осуществляется с помощью кронштейна.
Температурные компенсаторы. Трубопроводы подвержены колебаниям температуры в зависимости от времени года, температуры транспортируемой среды и состояния теплоизоляции.
Рис. 14.8. Компенсаторы: А — волнообразный: / — грубы; 2— кожух; 3 — ограничительные кольца; 4 гофр прокипи ый гибкий элемент; 5 —стакан: о — сальниковый: / — опора; 2— набивка; 3 — корпус ельника: 4 - грунд-букса; 5 внутренняя труба |
|
![]() |
При изменении температуры трубопровода, жестко закрепленного в опорах, по сравнению с температурой, при которой производился сто монтаж, в стенке труб возникают температурные напряжения и деформации. Для их компенсации используют специальные устройства — компенсаторы.
По принципу действия и особенностям устройства компенсаторы можно разделить па два класса: компенсаторы деформирования (гофрированные) и компенсаторы проскальзывания (сальниковые). Компенсаторы первого класса понижают температурные напряжения в трубопроводе за счет деформации своих гибких элементов. Компенсаторы второго класса являются разрезными и допускают проскальзывание концов трубопровода. Конструкции наиболее распространенных компенсаторов приведены па рис. 14.8.
Трубопроводная арматура. Арматура — это устройства, устанавливаемые на трубопроводах, аппаратах, емкостях и обеспечивающие управление потоком сред. По функциональному назначению трубопроводную арматуру подразделяют на следующие классы:
— запорная — для перекрытия потока среды (составляет около 80% от всей арматур!.!);
— регулирующая — для изменения параметров среды (температуры, давления и т. д.);
— предохранительная — для предотвращения аварийного повышения давления в системе;
— защитная (отсечная) — для защиты оборудования от аварийных изменений параметров среды отключением обслуживающей линии;
-- фазоразделитсльная — для удаления конденсата из паре - и газопроводов.
Арматура любого класса включает гри основных элемента: корпус, привод и рабочий о pian (запорный, регулирующий и т. д.), состоящий из седла и перемещающегося или поворачивающегося относительно него затвора (золотника).
По конструкции корпуса арматуру подразделяют на проходную, в которой среда не меняет направления своего движения на выходе по сравнению с входом, и угловую, в которой это направление меняется на угол до 90°.
В зависимости от способа герметизации рабочего органа в корпусе различают сальниковую, сильфонную и мембранную арматуру. В первой герметичность обеспечивается сальником, во второй — сильфо - ном, а в третьей — мембраной. В зависимости от конструкции привода рабочего органа арматуру подразделяют на автоматически действующую, в которой привод осуществляется самим потоком среды, и управляемую, с ручным или механическим (электрическим, пневматическим и др.) приводом.
Рис. 14.9. Конический пробковый кран: 1 — корпус; 2— пробка; 3 — сальник |
Запорная арматура. Серийно выпускают запорную арматуру следующих типов: краны, вентили, задвижки и заслонки.
Крапами называется арматура с затвором в форме тела вращения, который может поворачиваться вокруг оси, перпендикулярной направлению потока.
Пример пробкового крана представлен на рис. !4.9. К. раиы имеют малое гидравлическое сопротивление; на трубопроводе могут устанавливаться в любом положении, однако они требуют постоянного ухода и периодического смазывания, в противном случае пробка может «прикипеть» к корпусу.
Вентили представляют собой запорную арматуру с затвором в виде плоской или конической тарелки (золотника), которая перемещается возвратно-поступательно вместе со шпинделем относительно седла (рис. 14.10). Вентили выполняются с ручным управлением или с электроприводом. Вентили на трубопроводе устанавливаются так, ч тобы среда в них попадала из-под золотника. Область применения вентилей весьма обширна.
Заслонками называют арматуру, в которой затвор выполнен в виде диска, поворачивающегося на оси, перпендикулярной потоку и про-
Ходящей через диаметр диска. Их используют обычно на трубопроводах большого диаметра при малом давлении среды и нежестких требованиях к герметичности запорного органа. Их устанавливают на паро - и водопроводах, на линиях транспортирования, не загрязненных осадками жидкостей, так как твердые частицы, попадая под седло, могут нарушить его герметичность.
Рис. 14.10. Проходной вентиль I— корпус; 2— уплотнительное кольцо; 3 ~ золотник; 4~ прокладка; 5—крышка |
Задвижка — это арматура, в которой затвор в виде диска или клина перемещается вдоль уплотнительной поверхности перпендикулярно оси потока (рис. 14.11).
Рис. 14.11. Задвижка параллельная: I — корпус; 2— клин; 3— шибер |
Предохранительная арматура исключает возможность возникновения недопустимо больших давлений в трубопроводах и в аппаратах. Предохранительные клапаны бывают ръь чажно-грузовы. ми (рис. 14.12) и пружинными (рис. 14.13).
Регулирующая арматура. Это, прежде всего, регулирующие клапаны и вентили, смесительные клапаны, редукционные клапаны и регуляторы уровня. В системах автоматического регулирования регулирующие клапаны управляют расходом среды в соответствии с поступающей командой.
Фазоразделительная арматура состоит в основном из конденсато - отводчиков, используемых для вывода из трубопроводной системы конденсата. В настоящее время преимущественно используют термостатические и поплавковые конденсато - отводчики.
Рис. 14.13. Пружинный кланан: / резьбовая втулка; 2— колпак; 3 — пружина; 4 — крышка; 5—корпус; <5—золотник |
Рис. 14.12. Рычажно-грузовой клапан: / — груз; 2— рычаг; 3 — крышка; 4~ шток; 5 — корпус; 6— золотник |
![]() |
Выбор трубопроводной арматуры. Основной тип запорной арматуры, рекомендуемый для трубопроводов диаметром от 50 мм и более, —
задвижка; она имеет минимальное гидравлическое сопротивление, надежное уплотнение затвора и допускает изменение направления движения среды.
Вентили рекомендуется устанавливать на трубопроводах диаметром до 50 мм; при диаметре более 50 мм вентили используют главным образом н случаях, когда по условиям технологического процесса требуется ручное дросселирование. Основное преимущество вентилей — отсутствие трения уплотнительных поверхностей, что позволяет их использование при более высоких давлениях, В связи с этим вентили устанавливаются на трубопроводах высокого давления.
Краны используют, когда требуются запорные устройства, обладающие незначительным гидравлическим сопротивлением или способные управлять несколькими расходящимися потоками, в последнем случае используют трех - или четырехходовые крапы.