Основы проектирования химических производств
Классификация транспортных средств для твердых материалов
По способу передачи усилия транспортируемому материалу транспортные средства делятся на:
— машины, которые перемешают материал под действием механической силы, передаваемой от привода;
— гравитационные устройства, в которых груз перемешается под действием силы тяжести;
— пневматические и гидравлические установки, в которых материал перемещается с помощью потока воздуха или жидкости.
По направлению перемещения транспортируемого материала различают:
— машины, способные перемешать материал по прямому горизонтальному или слегка наклонному (до 30°) участку (ленточные, пластинчатые, скребковые транспортеры);
— машины, перемещающие грузы по криволинейному или наклонному участку (скребковые, винтовые конвейеры и др.);
— машины, транспортирующие материал прямолинейно под большим углом к горизонту или вертикально (элеваторы, винтовые конвейеры специального исполнения);
— устройства, способные перемещать грузы только по наклонному участку с отрицательным углом наклона к горизонту (гравитационные установки, пневматические желоба, транспортные трубы);
— установки, способные транспортировать материал в любом направлении, под любым углом (пневмотранспорт, гидротранспорт),
Для транспортировки зерновых, пылевидных, кусковых материалов и штучных грузов широкое распространение получили ленточные транспортеры. Ленточные конвейеры — это машины непрерывного транспорта, перемещающие груз на непрерывной ленте, которая является тяговым рабочим органом.
Основными достоинствами ленточных транспортеров являются:
— простота конструкции и высокая надежность;
— широкий диапазон производительностей (от 2,5 до 560 кг/с);
— значительная длина транспортеров (до 3,5 км).
Однако эти транспортные устройства непригодны для перемещения сильнопылящих, налипающих и горячих (>90 °С) материалов. Транспортировка материалов возможна лишь по прямолинейному участку и с незначительным углом наклона (не более 18°).
Для транспортировки сыпучих, зернистых и мелкокусковых материалов (колчедан, аммофос, суперфосфат, известь и др.) на сравнительно небольшие расстояния (не более 100 м) под большим (до 60°) углом наклона участка используются скребковые транспортеры.
Скребковые транспортеры — это машины для непрерывного транспорта сыпучих материалов с помощью скребков, укрепленных на одной или двух тяговых пенях, движущихся по желобу или но трубе.
К достоинствам данной конструкции транспортеров можно отнести следующее:
— простота конструкции и возможность загрузки и выгрузки материала в любой точке подлине желоба;
— возможность совмещения транспортировки материала с другими технологическими операциями (охлаждение, промывка, нагревание);
— герметичность;
— значительный угол наклона (до 60°).
Однако повышенный расход энергии и и зное скребков и желоба, а также малая длина перемещения и возможность измельчения хрупкого груза ограничивают применение скребковых транспортеров.
Для транспортировки зерновых, а также пастообразных материалов используют винтовые конвейеры (шнеки), в которых перемещение и перемешивание материалов происходит при помощи винта. В зависимости от свойств материала и назначения шнека используют винты разной конструкции. Например, для транспортировки порошкообразных и мелкокусковых материалов применяют сплошные винты, а для налипающих материалов — ленточные и лопастные.
К основным достоинствам винтовых конвейеров относятся:
— простота конструкции, надежность работы;
— герметичность;
— возможность проведения операции сушки, растворения и кристаллизации;
— большой (до 90е) угол наклона.
К. недостаткам винтовых конвейеров следует отнести: повышенный расход энергии, износ винта, небольшая (до 40 м) длина участка перемещения, истирание и дробление материала, а также чувствительность к перегрузкам.
Для перемещения сыпучих материалов и штучных грузов в вертикальном направлении или под большим (более 60°) углом используют ковшовые и полочные элеваторы.
Достоинство ковшовых элеваторов в следующем:
— - малые габаритные размеры;
— широкий диапазон производительности (от 5 до 600 м-!/ч);
— возможность совмещения технологических операций (обезвоживание, сушка, охлаждение);
— высота подъема до 60 м.
Выбор типа элеватора зависит от его назначения и свойств транспортируемого материала. Широкое распространение на химических предприятиях для транспортировки сыпучих материалов получили установки пневмотранспорта, в которых материал переметается по трубам сгрусй воздуха.
К основным достоинствам этих установок следует отнести следующие;
— полная герметичность и надежность;
— высокая скорость транспортировки;
— возможность перемещения пылевидных, гигроскопических и пожароопасных материалов;
— незначительные потери материала.
Однако надо отметить, что установки пневмотранспорта не пригодны дли перемещения влажных и абразивных материалов.
Пневматические установки делят на всасывающие, нагнетательные и смешанные.
Всасывающие — это установки, в которых материал перемещается по трубам при давлении воздуха ниже атмосферного (до 0,01 МПа). Материал через сопло вместе с воздухом засасывается в трубопровод. Основное количество материала отделяется в разделителе, затем в циклоне и в фильтре. В установках этого типа наблюдается большой расход энергии при всасывании, главным образом, из-за малой концентрации твердой фазы в воздухе (10 кг/кг) и высокой скорости воздуха (20—30 м/с).
Нагнетательные — это установки, в которых материал перемещается по трубам сжатым до 0,8 МПа воздухом. Установки нагнетательного типа более экономичны, концентрация твердой фазы допускается до
100 кг/кг, возможно перемещение материала на большие расстояния (до 2000 м).
Установки смешанного типа — это установки, в которых часть трубопровода работает под разрежением, а другая часть — под давлением.
Любая установка пневмотранспорта состоит из загрузочного и разгрузочного устройства, трубопровода, аппаратов для очистки воздуха (циклоны, фильтры) и воздуходувной машины (вакуумный насос, воздуходувка или компрессор).
Основными исходными данными для выбора и расчета транспортных устройств являются:
— физико-химические характеристики насыпных грузов (дисперсность, размер кусков (зерен), удельный и насыпной вес, влажность, угол естественного откоса, абразивность);
— токсичность, пожароопасность и взрывоопасность материала;
— температура материала;
— возможность совмещения разных технологических операций (охлаждение, сушка, доизмельчение и др.);
— траектория перемещения материала;
— производительность;
— режим работы.