ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ. И ОБОРУДОВАНИЯ
Классификация транспортных средств. для твердых материалов
По способу передачи усилия транспортируемому материалу транспортные средства делятся:
• на машины, которые перемещают материал под действием механической силы, передаваемой от привода;
• гравитационные устройства, в которых груз перемещается под действием силы тяжести;
• пневматические и гидравлические установки, в которых материал перемещается с помощью потока воздуха или жидкости.
По направлению перемещения транспортируемого материала различают:
• машины, способные перемещать материал по прямому горизонтальному или слегка наклонному (до 30°) участку (ленточные, пластинчатые, скребковые транспортеры);
• машины, перемещающие грузы по криволинейному или наклонному участку (скребковые, винтовые контейнеры и др.);
• машины, транспортирующие материал прямолинейно под большим углом к горизонту или вертикально (элеваторы, винтовые конвейеры специального исполнения);
• устройства, способные перемещать грузы только по наклонному участку с отрицательным углом наклона к горизонту (гравитационные установки, пневматические желоба, транспортные трубы);
• установки, способные транспортировать материал в любом направлении, под любым углом (пневмотранспорт, гидротранспорт). Для транспортировки зерновых, пылевидных, кусковых материалов и штучных грузов широкое распространение получили ленточные транспортеры. Ленточные конвейеры - это машины непрерывного транспорта, перемещающие груз на непрерывной ленте, которая является тяговым рабочим органом.
Основными достоинствами ленточных транспортеров являются:
• простота конструкции и высокая надежность;
• широкий диапазон производительностей (от 2,5 до 560 кг/с);
• значительная длина транспортеров (до 3,5 км).
Однако эти транспортные устройства непригодны для перемещения сильнопылящих, налипающих и горячих (>90 °С) материалов. Транспортировка материалов возможна лишь по прямолинейному участку и с незначительным углом наклона (не более 18°).
Для транспортировки сыпучих, зернистых и мелкокусковых материалов (колчедан, аммофос, суперфосфат, известь и др.) на сравнительно небольшие расстояния (не более 100 м) под большим (до 90°) углом наклона участка используются скребковые транспортеры. Скребковые транспортеры - это машины для непрерывного транспорта сыпучих материалов с помощью скребков, укрепленных на одной или двух тяговых цепях, движущихся по желобу или по трубе.
К достоинствам данной конструкции транспортеров можно отнести следующее:
• простота конструкции и возможность загрузки и выгрузки материала в любой точке по длине желоба;
• возможность совмещения транспортировки материала с другими технологическими операциями (охлаждение, промывка, нагревание);
• герметичность;
• значительный угол наклона (до 90°).
Однако повышенный расход энергии и износ скребков и желоба, а также малая длина перемещения и возможность измельчения хрупкого груза ограничивают применение скребковых транспортеров.
Для транспортировки зерновых, а также пастообразных материалов используют винтовые конвейеры (шнеки), в которых перемещение и перемешивание материалов происходит при помощи винта. В зависимости от свойств материала и назначения шнека используют винты разной конструкции. Например, для транспортировки порошкообразных и мелкокусковых материалов применяют сплошные винты, а для налипающих материалов - ленточные и лопастные.
К основным достоинствам винтовых конвейеров относятся:
• простота конструкции, надежность работы;
• герметичность;
• возможность проведения операции сушки, растворения и кристаллизации;
• большой (до 90°) угол наклона.
К недостаткам винтовых конвейеров следует отнести: повышенный расход энергии, износ винта, небольшая (до 40 м) длина участка перемещения, истирание и дробление материала, а также чувствительность к перегрузкам.
Для перемещения сыпучих материалов и штучных грузов в вертикальном направлении или под большим (более 60°) углом используют ковшовые и полочные элеваторы.
Достоинство ковшовых элеваторов в следующем:
• малые габаритные размеры;
• широкий диапазон производительности (от 5 до 600 м /ч);
• возможность совмещения технологических операций (обезвоживание, сушка, охлаждение);
• высота подъема до 60 м.
Выбор типа элеватора зависит от его назначения и свойств транспортируемого материала.
Широкое распространение на химических предприятиях для транспортировки сыпучих материалов получили установки пневмотранспорта, в которых материал перемещается по трубам струей воздуха.
К основным достоинствам этих установок следует отнести следующие:
• полная герметичность и надежность;
• высокая скорость транспортировки;
• возможность перемещения пылевидных, гигроскопических и пожароопасных материалов;
• незначительные потери материала.
Однако надо отметить, что установки пневмотранспорта не пригодны для перемещения влажных и абразивных материалов.
Пневматические установки делят на всасывающие, нагнетательные и смешанные.
Всасывающие - это установки, в которых материал перемещается по трубам при давлении воздуха ниже атмосферного (до 0,01 МПа). Материал через сопло вместе с воздухом засасывается в трубопровод. Основное количество материала отделяется в разделителе, затем в циклоне и фильтре. В установках этого типа наблюдается большой расход энергии при всасывании, главным образом, из-за малой концентрации твердой фазы в воздухе (10 кг/кг) и высокой скорости воздуха (20...30 м/с).
Нагнетательные - это установки, в которых материал перемещается по трубам сжатым до 0,8 МПа воздухом. Установки нагнетательного типа более экономичны, концентрация твердой фазы допускается до 100 кг/кг, возможно перемещение материала на большие расстояния (до 2000 м).
Установки смешанного типа - это установки, в которых часть трубопровода работает под разрежением, а другая часть - под давлением.
Любая установка пневмотранспорта состоит из загрузочного и разгрузочного устройства, трубопровода, аппаратов ддя очистки воздуха (циклоны, фильтры) и воздуходувной машины (вакуумный насос, воздуходувка или компрессор).
Основными исходными данными для выбора и расчета транспортных устройств являются:
• физико-химические характеристики насыпных грузов (дисперсность, размер кусков (зерен), удельный и насыпной вес, влажность, угол естественного откоса, абразивность);
• токсичность, пожароопасность и взрывоопасность материала;
• температура материала;
• возможность совмещения водных технологических операций (охлаждение, сушка, доизмельчение и др.);
• траектория перемещения материала;
• производительность;
• режим работы.