Схема развития и размещения производительных сил
Одной их важнейших задач государства в новых экономических условиях является выработка стратегии развития страны и, прежде всего, ее производительных сил. При этом государство должно четко определить свои стратегические интересы и приоритеты, выделить важнейшие составляющие экономического потенциала.
Свердловская область первой в России в 1999 г. осуществила конкретные действия по разработке стратегического документа на долгосрочную перспективу. Называется он «Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 г.» [21].
Главная цель экономического и социального развития Свердловской области заключается и создании многосекторной социально ориентированной рыночной экономики, базирующейся на новом научнотехническом укладе и информационно-индустриальных технологиях и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни и среды обитания населения области, строительство современного демократического общества.
Главная задача - формирование материальной, научнотехнологической, финансово-экономической и социальной базы, позволяющей выйти на траекторию устойчивого экономического роста и обеспечить рациональное размещение производительных сил на территории области, повысить благосостояние населения.
Основу стратегии составляет ориентация в основном на собственный совокупный ресурсный потенциал (производственный, научнотехнический, трудовой и природный), внутренние источники накопления, которые позволяют в ближайшие 10 - 15 лет закрепить стартовые условия
487
развития региона: энергетическая составляющая
необходимого экономического роста, продолжить реструктуризацию экономики на современной технико-экономической основе.
Основными составляющими стратегии являются [57]:
1) повышение качества трудовых ресурсов через развитие научнообразовательной сферы и укрепление системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, так как квалифицированные кадры и высокие технологии составляют основу современной экономики;
2) формирование отраслевой и территориальной структуры реального сектора, отвечающей современным требованиям экономического роста на основе инновационного обновления производства, повышения его эффективности и конкурентоспособности. Инновационное обновление производства целесообразно начать с приоритетных направлений, так называемых прорывных технологий, в которых Россия сохранила достаточно сильные позиции. Это металлургия и химия, радиотехническая промышленность и транспортное машиностроение, атомная энергетика и приборостроение, производство важнейших комплектующих для авиа - и ракетостроения;
3) осуществление модернизации производства с преимущественно сырьевой направленности на выпуск продукции высокой степени обработки и качества, увеличение в объеме конечного продукта доли потребительских товаров и услуг для населения на основе повышения роли науки, научно-технических достижений;
4) развитие и оптимизация производственной и социальной инфраструктуры, сглаживание межотраслевых диспропорций, усовершенствование территориальных пропорций экономического развития, улучшение социальных и экологических условий среды обитания.
В Схеме предусмотрены два варианта развития экономики области. Первый вариант основан, главным образом, на прогнозных показателях, разработанных непосредственно предприятиями. Он ориентирован
развития региона: энергетическая составляющая
на инерционное развитие в соответствии со складывающимися тенденциями в экономике России при закреплении существующей промышленной специализации региона. При формировании основных параметров экономического развития выдержана ориентация на максимальное использование собственных инвестиционных ресурсов, незагруженных производственных мощностей при сохранении кадрового потенциала и создании щадящего экологического режима хозяйственной деятельности.
Второй вариант предусматривает активизацию инвестиционной, природоохранной деятельности не только предприятий, но и субъектов рыночной инфраструктуры, науки, внешних инвесторов при ускоренном развитии сервисной экономики, превращении области в центр производства и потребления научно-исследовательских, инновационных, информационных, образовательных, финансовых, торговых, транспортных и других услуг.
На начальном этапе (до 2005 г.) предполагалась ориентация области в основном на использование экспортного потенциала черной, цветной металлургии, машиностроения, более полную загрузку эффективной части существующих производственных мощностей, проведение мер по ресурсосбережению, техническому перевооружению и повышению эффективности производства. В реальном секторе - закрепление достигнутого экономического роста, создание условий для накопления инвестиций и наращивания объемов производства наукоемкой, конкурентоспособной и востребованной рынком продукции и технологий.
В этот же период предполагалось подготовить условия для выхода на передовые рубежи машиностроения, которое может быть востребовано в связи с нарастанием процесса массового выбытия активной части основных фондов, например, в сельском хозяйстве, железнодорожном и трубопроводном транспорте, энергетике, гражданской авиации и т. д.
2- й этап (2006 - 2010). Стратегия использования производственнотехнологического потенциала переходит в стратегию обновления. Она
развития региона: энергетическая составляющая
формируется с учетом возможности широкомасштабной реконструкции действующих и обновления неиспользованных мощностей с целью выпуска конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Такими мощностями в Свердловской области обладают предприятия машиностроения, легкой промышленности, по производству конструкционных материалов.
Реализация стратегии обновления потребует роста инновационной активности, дополнительных мер поддержки со стороны правительства области как производителей, так и потребителей новой техники и услуг. При этом должны резко возрасти расходы самих предприятий на исследования и освоение нововведений. Такие меры, как система налоговых преференций и др., позволят получить положительные результаты от реализации стратегии обновления за счет приростов объемов производства и расширения номенклатуры товаров и услуг, увеличения налогооблагаемой базы, а следовательно, и увеличения бюджетного эффекта.
Этап до 2010 г. будет сопровождаться более ускоренным и широкомасштабным развертыванием инвестиционной деятельности, качественными изменениями в отраслевой и технологической структуре производства на инновационной основе.
3- й этап (до 2015 г.) должен стать прорывным: стратегия замены должна быть направлена на последовательное замещение производственно-технологического потенциала, созданного на первых двух этапах, инновационно емкими производствами с целью преодоления технологического отставания и повышения конкурентоспособности экономики.
На рис. 15.1 представлены макроэкономические ориентиры основного стратегического документа. Схема развития предполагает, что к 2015 г. в целом по Свердловской области в сопоставимых с 2000 г. условиях валовой региональный продукт вырастет примерно втрое, продукция промышленности по ряду крупных и средних предприятий в 2,5 - 2,7 раза, валовая продукция сельского хозяйства более чем вдвое, объем инвестиций в ос-
Н. И. Данилов, Я. М. Щелоков Основы энергосбережения Глава 15. Стратегия социально-экономического
развития региона: энергетическая составляющая
новной капитал в 6,5 - 7,5 раз, оборот розничной торговли в 3 - 4 раза. Реальная заработная плата за этот период возрастет в 3,7 - 4 раза.
Среди базовых вариантов формирования созидательной стратегии развития для Свердловской области можно выделить два возможных подхода: экспортно-наукоемкий и ресурсно-наукоемкий.
инерционный вариант; ■ инновационный вариант |
Экспортно-наукоемкий подход, предусматривающий увеличение объемов экспорта наукоемкой продукции на мировые рынки, представляется мало-реалистичным (с позиции его возможности выступать в качестве основы созидательной стратегии). Это связано, во-первых, с высоким уровнем конкуренции и защитой международных рынков от внешних (в том числе и от российских) конкурентов, во-вторых, с неготовностью национальных производителей к массовому выпуску экспортно ориентированной наукоемкой продукции.
Рис. 15.1. Рост макроэкономических показателей экономики Свердловской области к 2015 г.: |
развития региона: энергетическая составляющая
Ресурсно-наукоемкий подход к формированию созидательной стратегии экономического развития представляется более реалистичным. В его основе лежит главное условие - последовательное сокращение доли экспорта продукции первичного передела с целью увеличения объема внутренней эффективной ее переработки с последующим наращиванием экспорта конечной продукции с высокой долей овеществленного труда.
Как показали итоги работы в 2001 - 2004 гг. и прогнозные оценки на 2005 г., использование части первичных ресурсов для оживления областной перерабатывающей промышленности позитивно повлияло на смежные с ней секторы: обрабатывающую промышленность, инфраструктуру, промышленное и гражданское строительство и др.
Можно уверенно сказать, что все контрольные задания первого этапа Схемы развития (2001 - 2005) Свердловской областью будут не только достигнуты, но и перевыполнены. Предварительные расчеты показывают:
- прирост валового регионального продукта Свердловской области в 2005 г. по сравнению с 2000 г. будет превышен на 14 - 18 процентных пунктов относительно установок стратегии, табл. 15.1;
- индекс физического объема промышленного производства превысит параметры Схемы на 20 процентных пунктов и составит в 2005 г. 143,5 - 145,3 % к уровню 2000 г.;
- в пределах параметров стратегии будет обеспечено привлечение инвестиций в экономику области, в 2005 г. с учетом российских и иностранных инвестиций это более 4 млрд. дол. США;
- оборот розничной торговли в 2005 г. более чем в 2 раза превысит уровень 2000 г., что выше параметров Схемы на 70 процентных пунктов;
- начисленная заработная плата в 2005 г. по отношению к 2000 г. увеличится в 3,6 - 3,7 раза, что на 43 - 58 процентных пунктов выше проектировок Схемы [57].
При разработке Схемы правительство области исходило из того, что человеческий потенциал, не столько его количество, сколько качество -
Прогноз динамики ВРП Свердловской области до 2015 г. (в ценах 2000 г.)
Показатель |
Отчет |
Прогноз |
||||||||||||
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2005 |
2010 |
2015 |
||||
I вариант |
II вариант |
I вариант |
II вариант |
I вариант |
II вариант |
|||||||||
Валовой региональный продукт, млрд. руб. |
163 |
158 |
145 |
148 |
166 |
180 |
188 |
212 |
210 |
220 |
310 |
360 |
460 |
560 |
Темпы роста ВРП к 2000 г., % |
98 |
95 |
87 |
89 |
100 |
108 |
112 |
127 |
128 |
134 |
188 |
216 |
280 |
339 |
Темпы роста ВРП за пятилетие, % |
- |
- |
- |
- |
102 |
- |
- |
- |
128 |
134 |
147 |
161 |
150 |
157 |
Среднегодовой темп прироста ВРП за пятилетие, % |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
5 |
6 |
8 |
10 |
8,5 |
9,5 |
Первичное топливо, тыс. т у. т. |
35225 |
33185 |
32859 |
32454 |
36185 |
36004 |
36263 |
36495 |
41250 |
42335 |
52105 |
57172 |
68750 |
79608 |
493 |
развития региона: энергетическая составляющая
квалификация, здоровье и культура, - является основополагающим фактором развития.
Выполненный демографический прогноз и баланс трудовых ресурсов показали, что при сохранении существующих тенденций естественного и миграционного движения населения численность жителей области за 15 лет может сократиться на 9 %, или более чем на 400 тыс. человек. Этого допустить нельзя.
Сегодняшнее положение дел в обществе требует коренного изменения социально-экономической политики всех уровней власти, поворот ее к нуждам людей. Приоритетами должны стать «инвестиции в человека». Только подъем экономики в конце концов приведет к росту ассигнований в социальную сферу.
Модернизация и техническое перевооружение производства позволят повысить производительность труда, сделают труд привлекательным. Тем самым будет решена обострившаяся проблема воспроизводства трудовых ресурсов и повышения качества кадрового потенциала.
Исходя из этого параллельно с разработкой Схемы в области разработана «Концепция сбережения населения Свердловской области». Главным в ее содержании являются принципы и механизмы создания благоприятных условий для роста численности, образовательного уровня, благосостояния, мобильности и активности населения.
Заложенные в Схеме существенное улучшение и оптимизация социальной инфраструктуры позволят обеспечить всеобщую доступность и высокое качество основных социальных благ - медицинского обслуживания, общего образования, пенсионного обеспечения, адресных форм социальной поддержки населения, улучшить медико-демографическую ситуацию в области. Это позволит стабилизировать численность населения области к 2015 г. и значительно улучшить качество его жизни.
развития региона: энергетическая составляющая