Параметры процесса горения топлива
Сжигание любого топлива есть процесс окисления органической части топлива с образованием продуктов сгорания. В качестве окислителя, как правило, используется атмосферный воздух, точнее кислород воздуха. Практически все расчеты необходимых количеств воздуха для горения, образующихся продуктов сгорания и т. п. ведутся по элементарному составу топлива, что является предметом специальных технических дисциплин. Приведем здесь самые общие данные и характеристики [6, 7].
Для каждого топлива определяют объем воздуха, нм /кг, теоретически необходимого для полного сгорания 1 кг этого топлива (нм3 - определяют как кубический метр воздуха, приведенный к 760 мм ртутного столба атмосферного давления и температуре 0 0С). Данный объем воздуха называют также стехиометрически необходимым для сгорания единицы массы топлива. Для ориентировочных расчетов можно пользоваться приближенной формулой Всесоюзного теплотехнического института (ВТИ), нм /кг:
V0 = [а / 1000] Qh + 6W), (1.6)
где а0 - опытный коэффициент: для антрацита - 1,11, каменных углей и мазута - 1,10; дров (W = 30 %) - 1,12; дров любой влажности - 1,05; торфа (W = 40 %) - 1,18; торфа средней влажности - 1,08; бурых углей - 1,15.
Действительное количество воздуха, подаваемое в топку, обычно несколько больше теоретически необходимого, нм3/кг:
Уд = aT-Vc, (1.7)
где ат - определяется как расход (избыток) воздуха в топочном пространстве котла, печи.
Для того чтобы дымовые газы не выбивались из топки и газоходов котла, в них поддерживается обычно минимальное разрежение. При этом через неплотности обмуровки в топку, газоходы котла подсасывается холодный воздух, который является паразитным и ухудшает показатели работы котла. Разность между величинами расходов воздуха в топке и в уходящих газах (в дымовой трубе) определяется как присос воздуха, равный
Да = аух - ат. (1.8)
Для ориентировочных расчетов полный объем дымовых газов можно
определить по упрощенной формуле ВТИ, нм /кг:
Уг = (С-а + В)- Q? н + 6Wр + 0,0124 W9, (1.9)
1000
где С и В - опытные коэффициенты, принимаемые из табл. 1.3.
При сжигании твердых топлив образуются также шлак и зола. Шлак удаляется через шлаковую шахту топки, а зола (унос) частично выноситься с дымовыми газами, загрязняя окружающую среду. Частично зола может улавливаться в газоходах котла, в том числе и в специальных пылегазоулавливающих установках.
Таблица 1.3
Опытные коэффициенты
Топливо |
Коэффициенты |
|
С |
В |
|
Мазут |
0,069 |
1,120 |
Антрациты и тощие угли |
0,020 |
1,118 |
Пламенные и бурые угли |
0,54 |
1,112 |
Торф |
0,108 |
1,094 |
Древесина |
0,142 |
1,066 |
Концентрацию золы в дымовых газах можно оценить по формуле,
г/нм3:
М = 10-аУн-^р / VT, (1.10)
где аун - доля золы топлива, уносимая с газами, принимается равной
• для пылеугольных топок с сухим шлакоудалением - 0,9;
• для шахтно-мельничных топок - 0,85;
• для слоевых топок при сжигании антрацита - 0,30;
• то же, при сжигании каменных и бурых углей - 0,2 - 0,25.
Состав продуктов сгорания. Для осуществления контроля над характером процесса горения (полное или неполное) топлива используется газовый анализ. В состав сухих продуктов сгорания входят
СО2 + SO2 + О2 + N2 + СО + Н2 = 100%. (1.11)
Полное содержание трехатомных газов СО2 + S02 = R02, а при а = 1 соответственно R02 мах. При полном сгорании топлива в составе дымовых газов отсутствуют продукты неполного горения СО, Н2 и другие.
Для приближенных расчетов коэффициент расхода воздуха а можно определить по составу продуктов полного сгорания топлива по формулам:
TOC o "1-5" h z азотной а = N2/(N2 - 3,76-О2), (112)
кислородной а = 21/(21 - О2), (113)
углекислотной а = RО2макс/RО2. (114)
Тепловой баланс. Тепловой баланс котла, как и любого теплотехнического агрегата, характеризуется равенством между количеством подведенной и расходной теплоты: QnpHx = Qpa^. Обычно тепловой баланс котла составляют на единицу массы сжигаемого топлива - 1 кг твердого или жидкого топлива, либо на 1 нм газообразного топлива. Основная составляющая приходной части баланса - это теплотворность топлива QV Остальные составляющие обычно невелики - физическая теплота топлива,
холодного воздуха и др. Расходуемое тепло можно определить суммой по-
3
лезно используемого тепла Q1 и тепловых потерь, ккал/кг (нм ):
(1.15) |
Qh = Q1 + Q2 + Q3 + Q4 + Q5 + Q6,
где Q2 - потеря тепла с уходящими газами;
Q3 - потеря тепла с химической неполнотой сгорания топлива;
Q4 - потеря тепла с механической неполнотой сгорания топлива;
Q5 - потеря тепла в окружающую среду;
Q6 - потеря с физическим теплом шлаков.
(116) |
Уравнение (для твердого топлива) теплового баланса, выраженное в процентах от Qfh, запишется
g1 + g2 + g3 + g4 + g5 + g6 = 100 %.
Полезное тепло Q1 - это тепло выработанной тепловой энергии в горячей воде для водогрейного котла или в паре для парового котла.
Потерю тепла с уходящими газами можно определить как разность теплосодержаний уходящих из котла газов и холодного воздуха
g2 = 0,0^'^ух - t„), |
(1.17)
где ґух, tE - соответственно температура уходящих газов и холодного возду-
ха, 0С; g2 - см. таблицу:
g2 3,75аух + 0,9 3,95аух + 1,0 3,85аух + 0,55 3,63аух + 0,2 3,66аух + 0,1 3,63аух + 0,2 3,63аух + 0,4 3,63аух + 0,2 |
Топливо Древесина Торф Бурые угли Каменные угли Антрациты Мазуты: |
паровое распыливание Природный газ |
механическое распыливание |
Даже при достаточно низкой температуре уходящих газов 110 - 120 0С величина g2 составляет не менее 8 - 10 %.
Потеря тепла от химической неполноты горения в котле g3 зависит от содержания продуктов неполного горения в дымовых газах (СО, Н2, СН4 и др.). При правильно организованном процессе горения величина g3 близка к нулю. Но в котлах со слоевыми топками и ручной заброской топлива (ручные топки) организовать полное сгорание топлива невозможно. В этом случае потери g3 могут составлять, %, в зависимости от вида топлива:
TOC o "1-5" h z антрациты.......................................................... 2,0;
каменные угли.................................................. 3,0;
бурые угли........................................................ 3,5;
торф.................................................................... 3,0;
щепа.................................................................... 2,5;
дрова................................................................... 3,0.
Потеря тепла от механической неполноты сгорания g4 обусловливается недожогом топлива в шлаках, уносе (золе). Применительно к самым несовершенным топкам величина g4 составляет от 7 до 12 %.
Потеря тепла в окружающую среду g5 зависит от большого количества факторов: вида и состояния обмуровки котла, производительности агрегата, наличия так называемых хвостовых (конвективных) поверхностей нагрева и т. п. Для котлов малой производительности при их номинальной нагрузке g5 равно не менее 2 %. При этом со снижением фактической нагрузки котла величина g5 возрастает обратно пропорционально.
Потеря с физическим теплом шлаков g6 особенно заметна опять же для ручных топок - 1,0 - 1,5 %.
Отношение полезно использованного тепла в котле к располагаемому называется коэффициентом полезного действия (брутто). Он может быть определен, %, по прямому тепловому балансу
П = 100Q1/Qpн, (1.18)
по обратному тепловому балансу
П = 100 - Eg, (1.19)
где Eg - сумма тепловых потерь котла, %.
Для ручной топки п котла приближенно составит с учетом выше сделанных оценок
П = 100 - 9 - 3,5 - 11 - 3 - 1 = 72,5 %.
Коэффициент полезного действия, %, учитывающий расходы электроэнергии и тепла на собственные нужды, называется КПД нетто:
Пн = П - g™, (1.20)
где gra - общий расход энергии (электрической и тепловой) на собственные нужды котла, отнесенный к располагаемому теплу, %.
Нормативы расходов тепла на собственные нужды, в % от номинальной нагрузки котельной, составляют: газообразное топливо - 2,3 - 2,4;
слоевые и факельно-слоевые топки - 5,1 - 2,6; жидкое топливо - 9,7 - 3,9.
Удельные расходы электроэнергии на выработку и транспортирование тепла для отопительных котельных составляет 18 - 20 кВт-ч/Гкал, или около 1,7 %.
Таким образом, в настоящее время в котельных с котлами со слоевым сжиганием топлива КПД нетто составляет, как правило, не более
Пн = 72,5 - 5 - 1,7 = 65,8 %, т. е. полезно используется только около половины сжигаемого топлива.