Мировая практика нормирования энергосбережения
Проблема энергосбережения существовала всегда.
Но первые меры регулирующего воздействия государства на уровень энергопотребления в промышленно развитых странах появились только после возникновения в 1973 г. кризисной ситуации в нефтеснабжении. В нашей стране в тот период это событие получило определение первого энергетического кризиса в капиталистическом мире: т. е. нам это не грозит! Какие первые меры были приняты этими странами в 1974 г.? Это меры запрещающего характера, направленные на снижение расхода моторного топлива, введение ограничений на скорость движения автомобильного транспорта, на продажу бензина для личных автомобилей в выходные дни, на световую рекламу, объем ночного освещения и др.
Все эти действия вряд ли можно назвать популярными и соответствующими правам человека, поэтому началась и продолжается до сих пор разработка и реализация на государственном уровне комплекса административно-законодательных мер, направленных на повышение эффективности использования топлива и энергии в различных сферах экономики и, следовательно, на обеспечение своей энергетической безопасности.
Пожалуй, первый закон об энергосбережении был принят в Федеративной республике Германии (ФРГ) 28 июля 1976 года. Он регулировал следующие направления деятельности:
- теплоизоляцию зданий,
- энергосбережение отопительных установок,
- распределение оплаты за отопление.
Вызвано это было тем, что именно здесь сосредоточен основной потенциал энергосбережения, так как в ФРГ треть всего первичного потребления энергии составляют отопление и горячее водоснабжение.
В 1982 - 1986 гг. во Франции, Бельгии, Дании был сделан существенный прорыв в области управления спросом на энергию с целью ее экономии посредством введения новых систем тарифов, отличающихся от предыдущих более широкой дифференциацией по различным критериям. Новые тарифы на электроэнергию стимулируют снижение нагрузки потребителей в период зимнего максимума за счет действия льготных тарифов в остальное время года. Широкая дифференциация тарифов, при которых пиковая энергия в определенных условиях стоит более чем в 20 раз дороже базовой, а в летнее время в отдельных тарифных зонах электроэнергия отпускается потребителям по ценам ниже среднегодовой себестоимости по энергосистемам, привела к существенному изменению графика энергосистемы Франции: появился третий суточный максимум нагрузки в районе 1 часа ночи.
В настоящее время в Европейском союзе вопросы ресурсосбережения и экологии регулируются специальными директивами, которые являются обязательными для исполнения всеми странами ЕС.
В США действует широкий спектр федеральных актов и законов штатов, регулирующих отношения производителей и покупателей энергии и энергоресурсов. Защита прав потребителей осуществляется активно развитой юридической и судебной практикой.
В Японии законодательство в области энергетики формировалось непосредственно после Второй мировой войны под влиянием американского опыта. Его результативность подтверждается тем, что Япония, не имея собственных энергетических ресурсов, стала одной из самых энергоэффективных стран мира. Энергоемкость валового продукта Японии более чем в 3 раза ниже, чем в России. А в 1947 г. наши страны были практически на одном уровне энергопотребления в промышленном производстве.
Основными из законодательных мер, используемых в настоящее время правительствами стран Европейского Союза при наличии свободных цен на топливо и регулируемых государством в большинстве стран тарифов на энергию, являются:
• меры финансового (фискального) характера, поощряющие энергосбережение,
• организация рекламно-информационных и пропагандистских компаний,
• внедрение и периодическое ужесточение стандартов энергоэффективности и системы маркировки энергопотребляющего оборудования и приборов,
• поддержка и проведение энергетических обследований,
• поддержка новых исследований и разработок в сфере энергосбережения.
Очевидно, что идет процесс перевода рыночной экономики в директивно-рыночную.