Энергетический паспорт
Для того чтобы на объекте (здание, производство) и тем более на предприятии развивать комплексную систему эффективного энергопотребления, необходимо прежде всего создать соответствующую систему контроля эффективности потребления энергоресурсов как на предприятии, так и на отдельных его производствах. В основу такой комплексной системы контроля должен быть положен документ, регистрирующий энергоэффективность объекта. В нашей стране накоплен большой опыт по подготовке подобных документов: разработаны и ведутся паспорта, особенно в коммунальном хозяйстве городов и населенных пунктов. Однако энергетические паспорта практически не получили развития вследствие незначительной доли энергетических затрат в коммунальных расходах и практически полного отсутствия какого-либо учета и тем более регулирования расхода энергоресурсов в коммунальной сфере.
Ввиду резкого роста в последние годы расходов на тепло - и энергоснабжение жилого, бюджетного фондов, остро встал вопрос о разработке энергетических паспортов зданий и сооружений. Типовая форма такого документа была разработана в 1992 - 1994 гг. в НИИ строительной физики (г. Москва). В 1994 г. требование об энергетической паспортизации было включено в московские городские строительные нормы МГСН 2.01-94 «Энергосбережение в зданиях». Но в ряде регионов России, в том числе в Свердловской области, энергетические паспорта получили широкое распространение как документ, регистрирующий энергоэффективность предприятия, муниципального образования и субъекта Федерации в целом.
Введение энергетических паспортов, например, на территории
Свердловской области связано, прежде всего, с попытками наведения элементарного порядка в системе производства и потребления топливноэнергетических ресурсов (ТЭР). Для решения данной задачи необходимо как минимум владеть достоверной информацией по производству и потреблению ТЭР и иметь возможность регулировать этот процесс.
Основные предпосылки для разработки энергетических паспортов
[72]:
- необходимость внесения изменений в сложившуюся систему социальных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по разделам, связанным с расходами на коммунальные услуги (центральное отопление, горячее водоснабжение) для муниципальных образований и бюджетных организаций;
- введение лимитов на топливно-энергетические ресурсы для организаций, финансируемых из бюджетов различного уровня, имеющих льготы по налогам и (или) за получаемые топливно-энергетические ресурсы;
- необходимость организации контроля тарифов на услуги энергоснабжающих организаций;
- отсутствие достоверной информации по производству и потреблению топливно-энергетических ресурсов в муниципальных образованиях и бюджетных организациях.
Социальные нормативы минимальной бюджетной обеспеченности (далее по тексту - социальные стандарты), являясь основой формирования межбюджетных отношений, не учитывали основных особенностей, определяющих затраты на услуги жилищно-коммунального хозяйства (теплоснабжение, горячее водоснабжение, водоснабжение и водоотведение). Во - первых, климатические особенности районов. По данным СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», показатель суровости климата на севере Свердловской области на 12 % больше, чем в южных районах. Во-вторых, не учитывался удельный расход тепловой энергии на отопление жилого фонда в зависимости от его этажности: удельные затраты на отопление одного квадратного метра общей площади для различных строений различаются в 2 - 2,5 раза. Так, для отопления одного квадратного метра одноэтажного здания постройки до 1985 г., возведенного без учета энергосберегающих мероприятий, необходимо затратить тепловой энергии в 2,5 раза больше, чем для отопления здания высотой более 5 этажей, построенного с учетом энергосберегающих мероприятий после 1985 г., и это вполне соответствует положениям СНиП 2.04.07-86* «Тепловые сети». В-третьих, используемые социальные стандарты не учитывают стоимость тепловой энергии, вырабатываемой различными теплоисточниками (различной мощности, использующими различные виды топлива). В любом регионе тарифы на тепловую энергию в зависимости от вида сжигаемого топлива, от мощности котельной и степени используемой мощности могут различаться более чем в 2 - 3 раза. Так, себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой на газовой котельной, в 2003 г. находилась в пределах 150 - 200 руб. за 1 Гкал, а вырабатываемой на угольной котельной - 500 руб. за 1 Гкал, т. е. в 2 - 2,5 раза выше. Из вышеизложенного вполне очевидно, что затраты на отопление единицы площади жилого фонда могут различаться в 4 - 5 раз.
Следующей предпосылкой создания энергетических паспортов, как отмечалось выше, является отсутствие достоверной информации по производству и потреблению топливно-энергетических ресурсов в бюджетных организациях и в муниципальных образованиях.
Объективной причиной недостаточной достоверности информации является отсутствие приборов учета расхода энергетических ресурсов на предприятии либо низкий уровень класса точности данных приборов. Объемы потребления энергетических ресурсов в таких случаях считаются по нормативам, методикам, принятым в далеком прошлом и не всегда корректно используемым в настоящее время. Зачастую используется информация, получаемая «по наследству», из старых отчетов и т. п. Анализируя во время энергетических обследований схемы теплоснабжения населенных пунктов, предприятий, объектов социальной сферы, достаточно часто можно встретить несоответствие проектных и фактических данных эксплуатируемого оборудования, тепловых сетей и т. п. Эта типовая ошибка возникает как на стадии строительства, так и в период эксплуатации. Неудивительно, что при расчетных методах определения расходов ТЭР по данным объектам в основу закладываются первые проектные решения, принятые на бумаге, и это ведет в дальнейшем к систематической ошибке при эксплуатации этих систем. В полной степени такой подход характерен и для объектов социальной сферы.
Серьезными факторами, сказывающимися на достоверности информации, являются изменения в административно-территориальном делении региона. Образование новых муниципальных образований путем выделения их из существующих, воссоединение ранее разделенных территорий приводят к хаосу в информации. Вновь созданные образования, как правило, не имеют достаточной документации по своей собственности, оставшиеся вынуждены корректировать имеющиеся данные с учетом выбывших. Органы статистики также вынуждены вносить коррективы в структуру обрабатываемой информации. И самое неприятное - что существующие формы энергетического паспорта, принятые довольно давно, не всегда несут достаточную и достоверную информацию.
Разработка энергетических паспортов организаций, муниципальных образований, технических паспортов котельных призвана способствовать решению этих многообразных и сложных проблем.
Введение паспортов позволяет:
1) создать единую расчетную базу по определению объемов потребления энергоресурсов на территории области, а также показателей планирования расходов бюджетных организаций за коммунальные услуги;
2) ввести обоснованные нормативы (лимиты) потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы;
3) организовать контроль дисциплины цен организаций - поставщиков коммунальных услуг, обслуживающих бюджетные организации и население.
Данные, закладываемые в паспорт организации, с одной стороны, позволяют проверять правильность определения объемов предоставляемых - получаемых услуг (не менее чем двумя способами), с другой - служат базой данных для определения комплекса мероприятий по энергосбережению в организации и ориентировочных затрат на их проведение. Формы по потреблению коммунальных услуг учитывают все основные параметры, закладываемые в договоры на предоставление данного вида услуг. Форму договора на предоставление услуг составляет продавец - поставщик услуг. При этом зачастую обязанности получателя услуги завышены при минимальной ответственность поставщика услуг. Во многом это объясняется недостаточным уровнем подготовки получателя услуг как в техническом, так и в правовом плане.
Параллельно с введением паспортов организаций была проведена паспортизация теплоисточников области (по единой форме - технический паспорт котельной), подготовлен реестр котельного оборудования и тепловых сетей энергоснабжающих предприятий. Полученная информация была положена в основу областной программы реконструкции систем теплоснабжения муниципальных образований, замены котельного оборудования и перевода котельных области на природный газ. Основой паспорта котельной служит информация по техническому вооружению теплоисточника, по видам используемого оборудования. Совокупность данных в паспорте котельной позволяет ориентировочно рассчитать тариф на тепловую энергию, вырабатываемую в этой котельной. Информация о потребителях тепловой энергии, отражаемая в приложениях, наряду с имеющейся информацией по тепловым сетям позволяет в первом приближении оценить эффективность работы теплоисточника и системы теплоснабжения в целом.
Обобщенные данные паспортов организаций и теплоисточников были положены в основу «Энергетического паспорта муниципального образования». В паспорте муниципального образования отражается баланс производства и потребления топливно-энергетических ресурсов на территории муниципального образования (в абсолютных и удельных показателях). Данные паспорта муниципального образования показывают, насколько руководители владеют вопросами производства и потребления ТЭР на своей территории. Паспорта муниципальных образований отражают эффективность использования топливно-энергетических ресурсов и должны быть положены в основу при разработке территориальной программы энергосбережения.
Данные всех паспортов муниципальных образований отражают состояние коммунальной энергетики всей области, могут быть использованы для формирования областного заказа на производство и потребление коммунальных услуг в бюджетной сфере области, для определения потребностей в производстве энергосберегающего оборудования, материалов и т. п.
Проведенная работа позволила на базе полученного материала определить нормативные потребности в топливно-энергетических ресурсах для каждого муниципального образования в отдельности, установить лимиты потребления ТЭР для бюджетных организаций. Уже на стадии составления энергетических паспортов муниципальных образований удалось на 10 % сократить плановые расходы на топливо в отопительном сезоне 1998/99 г. по сравнению с сезоном 1997/98 г. В дальнейшем приведение энергетического хозяйства к нормативным показателям по затратам на производство - потребление тепловой энергии позволит снизить расходы на топливо еще на 15 - 20 %.
Принципиально эти показатели подтверждаются опытом проведения мероприятий по энергосбережению в муниципальном образовании «город Краснотурьинск», где за счет внедрения приборов учета расхода тепловой энергии и воды в жилищном фонде и на объектах социальной сферы в течение одного года было получено сокращение расходов на тепловую энергию на 15 %, на горячую воду на 20 %. Такие же показатели по экономии энергоресурсов были получены и на следующий год, но уже за счет проведения работ по гидравлической наладке систем теплоснабжения, устранения утечек воды в тепловых сетях.
Опыт Свердловской области, других регионов России способствовал тому, что Госстандарт РФ ввел в действие с сентября 2000 г. ряд стандартов в области энергосбережения. Основные из них:
- энергетический паспорт промышленного предприятия установленной Госстандартом формы;
- стандарт, определяющий порядок информирования заводами - изготовителями покупателей об удельных параметрах энергопотребления продукцией коммунального и бытового назначения, т. е. начиная с 2000 - 2001 г. на всей бытовой технике (холодильники, телевизоры и др.) должны быть этикетки, содержащие сведения по энергетической эффективности;
- стандарт, определяющий перечень оборудования, выпускаемого отечественными заводами и подлежащего сертификации по показателям энергетической эффективности.
Опыт составления и ведения энергетических паспортов за последние 4 - 5 лет показал их эффективность и целесообразность. Это
подтверждается введением новых строительных норм и правил, в которых энергетический паспорт является обязательным при проектировании, строительстве и эксплуатации практически любого здания [39]. Цель данного требования - обеспечить соответствие показателей
энергетической эффективности и теплотехнических показателей зданий и сооружений требованиям, установленным для них соответствующими СНиП.
Энергетический паспорт следует заполнять при разработке проектов новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых жилых и
общественных зданий, при приемке зданий в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации построенных зданий.
Энергетические паспорта для квартир, предназначенных для
раздельного использования в блокированных зданиях, должны
базироваться на общем энергетическом паспорте блокированных зданий с общей системой отопления.
Энергетический паспорт здания не предназначен для расчетов за коммунальные услуги, оказываемые квартиросъемщикам и владельцам квартир, а также собственникам здания.
Энергетический паспорт здания заполняется:
а) проектной организацией на стадии разработки проекта и на стадии привязки к условиям конкретной площадки;
б) проектной организацией на стадии сдачи строительного объекта в эксплуатацию на основе анализа отступлений от первоначального проекта, допущенных при строительстве здания. При этом учитываются:
- данные технической документации (исполнительные чертежи, акты на скрытые работы, паспорта, справки, предоставляемые приемочным комиссиям и проч.);
- изменения, вносившиеся в проект и санкционированные (согласованные) отступления от проекта в период строительства;
- итоги текущих и целевых проверок соблюдения теплотехнических характеристик объекта и инженерных систем техническим и авторским надзором.
В случае необходимости (несогласованное отступление от проекта, отсутствие необходимой технической документации, брак) заказчик и инспекция Госархстройнадзора могут потребовать проведения испытания ограждающих конструкций;
в) на стадии эксплуатации строительного объекта - выборочно и после годичной эксплуатации здания. Включение эксплуатируемого здания в список на заполнение энергетического паспорта, анализ заполненного паспорта и принятие решения о необходимых мероприятиях производятся в порядке, определяемом решениями администраций субъектов Российской Федерации.
Энергетический паспорт здания должен содержать (см. разд. 11.3):
- общую информацию о проекте;
- расчетные условия;
- сведения о функциональном назначении и типе здания;
- объемно-планировочные и компоновочные показатели здания;
- расчетные энергетические показатели здания, в том числе показатели энергоэффективности и теплотехнические;
- сведения о сопоставлении с нормируемыми показателями;
- рекомендации по повышению энергетической эффективности здания;
- результаты измерения энергоэффективности и уровня тепловой защиты здания после годичного периода его эксплуатации;
- класс энергетической эффективности здания.
Контроль эксплуатируемых зданий на соответствие настоящим нормам осуществляется путем экспериментального определения основных показателей энергоэффективности и теплотехнических показателей в соответствии с требованиями государственных стандартов и других норм, утвержденных в установленном порядке, на методы испытаний строительных материалов, конструкций и объектов в целом.
При этом на здания, исполнительная документация на строительство которых не сохранилась, энергетические паспорта составляются на основе материалов бюро технической инвентаризации, натурных технических обследований и измерений, выполняемых квалифицированными специалистами, имеющими лицензию на выполнение соответствующих работ.
Ответственность за достоверность данных энергетического паспорта здания несет организация, которая его заполняет.