Основы энергетического аудита и менеджмента

Экономические и финансовые механизмы энергосбережения

Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:

* формы и инструменты финансирования энергосберегающих мероприятий;

* кредитный механизм энергосбережения;

* режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;

* тарифы на энергию;

* энергетические налоги.

Финансово-экономический механизм энергосбережения:

* Республиканский фонд "Энергосбережение";

* Порядок использования и возврата средств, выданных за счет инновационного фонда концерна «Белэнерго» и предназначенных для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению;

* Порядок образования и использования субъектами хозяйствования фондов "Энерго - и ресурсосбережение";

* Порядок выдачи кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;

* Рекомендации по условиям и порядку премирования на предприятиях и в организациях за экономию топливно-энергетических ресурсов;

* Положение по применению и перечислению сумм экономических санкций (платежей) за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов.

В 1996 г. была введена система определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству РБ, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996г. была также установлена госстатотчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению.

Реализация потенциала энергосбережения в республике в 1996-2000гг. проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в Программе, такими как:

* модернизация и повышение эффективности котельных;

* внедрение парогазовых и газотурбинных установок;

* оптимизация режимов и схем теплоснабжения;

* перевод паровых котлов в водогрейный режим;

* замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники;

* внедрение систем учета и регулирования энергии;

* использование вторичных энергоресурсов;

* уменьшение потерь при передаче энергии;

* внедрение частотно-регулируемых приводов;

* установка энергоэкономичных осветительных устройств;

* внедрение новых технологий, оборудования, материалов;

* внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

* реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению и другими направлениями.

Подверглась корректировке нормативно-техническая документация. В 1997 г. было разработано и введено в действие Пособие к СНБ "Строительная теплотехника" по теплотехническим расчетам ограждающих конструкций зданий (СНБ01.01.-97). В СНИП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" были внесены изменения в части снижения расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию, в СНИП 2.04.07-86 "Тепловые сети" - в части использования новых теплоизоляционных материалов и оптимизации параметров теплоносителя. В 1998г. были введены в действие СНБ 2.04.05-98 "Естественное и искусственное освещение". Подготовлены соответствующие предложения в межгосударственный стандарт по строительной климатографии и геофизике.

Финансирование мероприятий по энергосбережению в 1996-2000 гг. осуществлялось в рамках Перечня энергосберегающих мероприятий республиканского значения, Государственной научно-технической программы "Энергосбережения", региональных и отраслевых программ энергосбережения по приоритетным направлениям, определенным постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.96 г. № 391 и от 19.06.98 г. № 965 за счет следующих источников: собственных средств предприятий, средств инновационного фонда концерна "Белэнерго" и отраслевых инновационных фондов, средств целевого бюджетного фонда "Энергосбережение" средств фондов "Энерго - и ресурсосбережение", республиканского и местных бюджетов, средств займа Всемирного банка.

На протяжении 1996-2000 гг. финансирование мероприятий по энергосбережению за счет собственных средств предприятий составляло 42-44% от общего объема.

Объемы финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определялись постановлением Правительства о реализации бюджета РБ на соответствующий год и составляли 42-45% от общего объема финансирования.

Использование средств бюджетного фонда "Энергосбережение" осуществлялось в соответствии со Сметой расходов. Предпочтение при выделении средств имели организации и учреждения бюджетной сферы и дотируемые из бюджета предприятия.

С 1998г. субъектам хозяйствования не зависимо от формы собственности разрешено включать в себестоимость продукции в течение года после внедрения энерго - и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных ТЭР. Средства можно использовать на финансирование НИОКР, работ по внедрению энерго - и ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам полученных на цели энерго-и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование. Суммарную экономию ТЭР в республике в сопоставимых условиях с 1996 по 2000г. можно оценить на уровне 6,8 млн. т. у.т., в том числе более 4 млн. т. у.т.- за счет проведения энергосберегающих мероприятий и более 2 млн. т. у.т. - за счет дополнительных мер.

Реализация финансово-экономического механизма энергосбережения в Беларуси, призванного создать систему заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению, осуществляется следующим образом:

Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.

В главе 3 Закона Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-З «Об энергосбережении» отражены экономические и финансовые механизмы энергосбережения. В статьях 18, 19, 20 описаны источники финансирования и порядок распределения поступающих средств. Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридических и физических лиц, направляемых добровольно на эти цели, а также других источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В целях стимулирования рационального использования топливно-энергетических ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных по времени суток и дням недели тарифов на эти виды энергии.


Основы энергетического аудита и менеджмента

Професійна аудиторська підтримка для вашого бізнесу

Сучасний бізнесовий світ вимагає точного дотримання законодавчих норм, прозорості фінансової звітності та своєчасного виявлення ризиків. Саме тому співпраця з професіоналами галузі аудиту стає ключовим інструментом для ефективного управління підприємством. Якщо …

Ведение бухгалтерского учета для ООО: профессиональная помощь компании-аутсорсера

Одно из законодательных требований, предъявляемых к субъектам бизнеса в статусе юридического лица, — обязательное ведение бухгалтерского и налогового учета согласно законодательным требованиям. Для этого предприятие может нанять в штат собственного …

Трансфертное ценообразование и аудит — что нового в 2021 году?

Юридическое, финансовое, бухгалтерское сопровождение бизнеса - это прекрасная возможность для предпринимателя любого масштаба иметь защищены «тылы» в области документации, вести бухгалтерский учет в соответствии со всеми нормами и правилами, сдавать …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.