Основы энергетического аудита и менеджмента
Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:
* формы и инструменты финансирования энергосберегающих мероприятий;
* кредитный механизм энергосбережения;
* режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;
* тарифы на энергию;
* энергетические налоги.
Финансово-экономический механизм энергосбережения:
* Республиканский фонд "Энергосбережение";
* Порядок использования и возврата средств, выданных за счет инновационного фонда концерна «Белэнерго» и предназначенных для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению;
* Порядок образования и использования субъектами хозяйствования фондов "Энерго - и ресурсосбережение";
* Порядок выдачи кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;
* Рекомендации по условиям и порядку премирования на предприятиях и в организациях за экономию топливно-энергетических ресурсов;
* Положение по применению и перечислению сумм экономических санкций (платежей) за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов.
В 1996 г. была введена система определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству РБ, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996г. была также установлена госстатотчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению.
Реализация потенциала энергосбережения в республике в 1996-2000гг. проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в Программе, такими как:
* модернизация и повышение эффективности котельных;
* внедрение парогазовых и газотурбинных установок;
* оптимизация режимов и схем теплоснабжения;
* перевод паровых котлов в водогрейный режим;
* замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники;
* внедрение систем учета и регулирования энергии;
* использование вторичных энергоресурсов;
* уменьшение потерь при передаче энергии;
* внедрение частотно-регулируемых приводов;
* установка энергоэкономичных осветительных устройств;
* внедрение новых технологий, оборудования, материалов;
* внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
* реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению и другими направлениями.
Подверглась корректировке нормативно-техническая документация. В 1997 г. было разработано и введено в действие Пособие к СНБ "Строительная теплотехника" по теплотехническим расчетам ограждающих конструкций зданий (СНБ01.01.-97). В СНИП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" были внесены изменения в части снижения расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию, в СНИП 2.04.07-86 "Тепловые сети" - в части использования новых теплоизоляционных материалов и оптимизации параметров теплоносителя. В 1998г. были введены в действие СНБ 2.04.05-98 "Естественное и искусственное освещение". Подготовлены соответствующие предложения в межгосударственный стандарт по строительной климатографии и геофизике.
Финансирование мероприятий по энергосбережению в 1996-2000 гг. осуществлялось в рамках Перечня энергосберегающих мероприятий республиканского значения, Государственной научно-технической программы "Энергосбережения", региональных и отраслевых программ энергосбережения по приоритетным направлениям, определенным постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.96 г. № 391 и от 19.06.98 г. № 965 за счет следующих источников: собственных средств предприятий, средств инновационного фонда концерна "Белэнерго" и отраслевых инновационных фондов, средств целевого бюджетного фонда "Энергосбережение" средств фондов "Энерго - и ресурсосбережение", республиканского и местных бюджетов, средств займа Всемирного банка.
На протяжении 1996-2000 гг. финансирование мероприятий по энергосбережению за счет собственных средств предприятий составляло 42-44% от общего объема.
Объемы финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определялись постановлением Правительства о реализации бюджета РБ на соответствующий год и составляли 42-45% от общего объема финансирования.
Использование средств бюджетного фонда "Энергосбережение" осуществлялось в соответствии со Сметой расходов. Предпочтение при выделении средств имели организации и учреждения бюджетной сферы и дотируемые из бюджета предприятия.
С 1998г. субъектам хозяйствования не зависимо от формы собственности разрешено включать в себестоимость продукции в течение года после внедрения энерго - и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных ТЭР. Средства можно использовать на финансирование НИОКР, работ по внедрению энерго - и ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам полученных на цели энерго-и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование. Суммарную экономию ТЭР в республике в сопоставимых условиях с 1996 по 2000г. можно оценить на уровне 6,8 млн. т. у.т., в том числе более 4 млн. т. у.т.- за счет проведения энергосберегающих мероприятий и более 2 млн. т. у.т. - за счет дополнительных мер.
Реализация финансово-экономического механизма энергосбережения в Беларуси, призванного создать систему заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению, осуществляется следующим образом:
Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.
В главе 3 Закона Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-З «Об энергосбережении» отражены экономические и финансовые механизмы энергосбережения. В статьях 18, 19, 20 описаны источники финансирования и порядок распределения поступающих средств. Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридических и физических лиц, направляемых добровольно на эти цели, а также других источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В целях стимулирования рационального использования топливно-энергетических ресурсов осуществляется установление сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию, дифференцированных по времени суток и дням недели тарифов на эти виды энергии.