Основы энергетического аудита и менеджмента
Экологические эффекты энергосбережения
Как правило, любое энергосберегающее решение влечет за собой положительные экологические эффекты. Поэтому при принятии решений о целесообразности затрат на энергосберегающие мероприятия в определении их приоритетов необходимо производить количественную оценку экологических эффектов. Рассмотрим, в чем заключается значение энергосбережения для сохранения здоровья и среды обитания человека.
Первый эффект энергосбережения связан с возможностью не сооружать новые топливные базы, инфраструктуры топливообеспечения, энергопроизводящие источники, сети транспорта и распределения энергоносителей. Производство электрической и тепловой энергии на электростанциях, в котельных оказывает весьма существенное вредное воздействие на окружающую среду, которое заключается в выбросе в атмосферу вредных веществ, тепловом загрязнении окружающей среды, повышении радиоактивного фона, отчуждении земли под энергообъекты. Доставка энергии потребителям связана с отчуждением значительных территорий, нарушением природных ландшафтов, среды обитания животных и птиц, электромагнитным излучениями и акустическими шумами от линий электропередачи ультра - и сверхчувствительного напряжения. Кроме того, неизбежен риск нарушений энергетических объектов и комплексов, возникновения на них чрезвычайных ситуаций и аварий, последствия которых при современных мощностях энергоустановок и интенсивности энергопотоков могут носить глобальный характер.
Одним из основных глобальных экологических эффектов энергосбережения является снижение выбросов парниковых газов и, как следствие, уменьшение антропогенного воздействия на климат.
В результате указанных выше изменений объемов использования топлива, замещения угля, мазута и других видов топлива экологически более чистыми природным газом и древесным топливом выбросы парниковых газов в республике (в эквиваленте СО2) снизились с 116,1 млн. тонн в 1990 году до 62,5 млн. тонн в 2004 году (по данным инвентаризации выбросов ПГ за 1990 - 2004гг.), то есть на 53,6 млн. тонн СО2.
Так как согласно указам Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. N 177 "Об одобрении Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 36, 1/1159) и от 12 августа 2005 г. N 370 "О присоединении Республики Беларусь к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 128, 1/6695) республика присоединилась к указанным международным договорам, это дало возможность потенциально привлечь дополнительные финансовые средства (до 25 – 30%) для выполнения крупных проектов и развития нетрадиционных и возобновляемых источников энергии после создания легитимной базы использования механизмов гибкости, предусмотренных Киотским протоколом.
В республике в основном сформированы институциональные основы легитимного использования указанных механизмов гибкости. Первоочередными действиями должны быть разработка и утверждение нормативной правовой базы в данной области.
Первым шагом по формированию указанной базы должна послужить разработка и утверждение Правительством Республики Беларусь национального плана действий (плана мероприятий) по реализации положений Киотского протокола. В рамках такого плана необходимо предусмотреть два блока, связанных с привлечением инвестиций в соответствии с механизмами Киотского протокола (проекты совместного осуществления и международная торговля квотами на выбросы). Механизм чистого развития в настоящее время является менее актуальным для республики и целесообразность его отработки может быть рассмотрена дополнительно в дальнейшем. В целях реализации механизма совместного осуществления для создания соответствующей инфраструктуры необходимо осуществить следующие процедуры:
* разработать процедуры инициации, разработки, экспертизы, отбора и одобрения совместных проектов;
* определить организацию, осуществляющую координацию по разработке, рассмотрению и национальной верификации, консультационным услугам по подготовке проектов;
* сформировать национальный секретариат совместных проектов;
* создать национальный регистр выбросов парниковых газов (в целях регистрации передачи единиц сокращений выбросов).
Что касается механизма международной торговли квотами на выбросы, то, учитывая, что использование данного механизма гибкости возможно начиная с 2008г., а также что указанный механизм еще не отработан соответствующими международными структурами, в ближайшее время необходимо только определить направления по созданию соответствующей инфраструктуры, то есть подготовить предложения по созданию инфраструктуры по механизму торговли квотами и информативной правовой базы.