Основные работы по строительству сельского дома
КЛЕИ, ЗАМАЗКИ, МАСТИКИ
Во многих случаях необходимо соединять материалы путем приклеивания, примазывания или замасти - чения. Общие правила склеивания и вообще соединения при помощи действия молекулярных сил состоят В следующем.
Склеиваемые поверхности должны представлять совершенно чистые, хорошо подогнанные одна к другой поверхности. Чем тщательнее пригонка, тем крепче склейка. Там, где между клеящим составом и склеиваемыми поверхностями должна произойти химическая реакция, должны быть приняты меры к устранению неблагоприятных условий для ее протекания. Кроме того, должно быть оставлено время для полного затвердения клея. В дальнейшем клеи, замазки, мастики и способы их употребления будут приведены по роду материалов, для которых они предназначены.
А) Составы для приклеивания бумаги
№ 1. Крахмальный клейстер
Берут крахмал и размешивают его в холодной воде, затем отдельно в кастрюле кипятят воду и в этот кипяток льют холодную воду с разболтанным в ней крахмалом, при этом массу хорошо перемешивают и еще кипятят. Крахмала относительно всей воды берут различное количество, смотря по консистенция клейстера; так, берут 1 часть* крахмала и 10 ч. воды;
Или на 1 часть крахмала (по объему) 15—20 частей воды. Хорошее перемешивание есть первое условие получения хорошего крахмального клейстера.
№ 2. Крахмально-желатиновый клей
Крахмала 5 ч., желатина 5 ч., воды 40—82 ч.; или: крахмала 7 ч., желатина 3, воды 40—60 ч.
№ 3. Крепкий конторский клей
Воды 80 ч., желатина 20, уксусной кислоты 80%-й— 1—1.5 ч.
Кислоту приливают по растворению желатина.
№ 4. Животный клей для этикеток
Желатина 25 ч., сахара 12 ч., воды 36 ч.
Этикетки покрывают этим раствором, сушат и хранят; при употреблении слегка смачивают и наклеивают.
№ 5. Жидкий рыбий клей
Клей намачивают в воде на 24 часа; когда размокнет, варят, снимая пену, до желаемой густоты, и в полученный раствор прибавляют 1% от веса клея, азотной кислоты.
№ 6. Декстриновый клей для этикеток
Желтого декстрина 1 ч., воды кипящей 1 ч.
Хорошо взбалтывают, фильтруют через тряпку и, прибавив салициловой кислоты, убирают в склянку. Склянку держать хорошо закрытой.
№ 7. Декстриновый клей
На 1 ч. декстрина (белого или желтого) берут 2 ч. горячей воды, хорошо размешивают, кипятят и процеживают через редкую ткань в горячем состоянии.
Прибавляют, как и в клейстер, карболовую или салициловую кислоту.
М 8. Клей из гуммиарабика
Берут 1 ч. гуммиарабика и 1 ч. теплой воды для густого клея; 1 ч. гуммиарабика и 2—3 ч. воды для жидкого клея.
Употребляется для гуммирования марок, наклеек и проч.
№ 9. Казеиновый клей для бумаги и проч.
Казеина 10 ч., буры 5 ч. и воды для получения желаемой густоты.
Клей можно дубить квасцами или формалином, после чего он становится более нерастворимым в воде.
№ 10. Китайский состав для пропитки картона и бумаги
Крови 75 ч., извести 100 ч., квасцов 2 ч.
Сообщает предмету непромокаемость от жиров и воды.
Общее правило приготовления составов: класть в растворитель указанное в рецепте вещества по порядку. Точно отмерять и отвешивать, правильно хранить. Приклеиваемой бумаге давать хорошо разойтись, т. е. расшириться под влиянием влаги. Глянцевые и тисненые бумаги приклеивают столярным клеем (способ приготовления см. ниже).
Для приклеивания бумаги жидкий столярный клей намазывают, пока не запенится, на кусок картона, затем к этому картону притирают сухой тряпкой или подушечкой ладони приклеиваемую бумагу (или материю) и затем переносят ее на предмет, подлежащий оклейке. Такая бумага не должна пропитываться насквозь клеем.
Б) Составы для приклеивания картона
Картон приклеивают чаще всего густым столярным клеем, не горячим, а только теплым. Приготовленио клея: раздробленный на части клей замачивают в води
'Тис. 102. Клеянка для картонажников.
И растапливают на водяной бане или, у картонажников, на воздушной. Это делают так: из железа делают конус с отверстием внизу; конус укреплен на доске, чаще на табуретке (рис. 102). Верхний край конуса поддерживает кастрюльку с клеем. Снизу подставляют пятилинейную керосиновую лампу так, чтобы клей был едва теплым.
Сорта клея можно употреблять всякие. Мездровый клей дает лучшие результаты, чем костяной.
«Л? 11. Водоупорный клей для картона
Шеллака 4—6 ч., ацетона 1ч.
Работы проводить в сухом помещении.
Этот клей употребляют при склеивании из серого картона, например фотографических кюветок.
В) Составы для склеивания дерева
' По роду назначения деревянных изделий употребляют различные составы. Ниже следует ряд рецептов.
Но главным связывающим веществом надо считать животный клей я именно мездровый столярпый клей. Хороший клей должен быть црозрачен, светло-коричневого цвета, тверд и жесток, но не ломок. Положенный в холодную воду он должен разбухать, но не растворяться.
№ 12. Приготовление столярного клея
Раздробив плитки клея, замачивают их в воде на 8—12 часов. После этого клей плавят на водяной бане и подливают горячей воды до нужной текучести. Для разных сортов дерева требуется разная густота. Обычно горячий клей должен стекать с кисти тонкой струйкой.
М 13. Казеиновый клей для дерева, карнизов и проч.
Казеина 100 ч., гашеной извести 5 ч.
Стирают па плите курантом или в фарфоровой ступке до получения однородной массы густоты сливок.
№ 14. Замазка для дерева на растворимом стекле
Растворимого стекла 1 ч., белой глины 2 ч.
Г) Клей для костяных изделий
№ 15. Клей для костяных изделий, слоновой кости и проч.
Желатина 50 ч., воды 50 ч., раствора мастики (густого) в спирту 25 ч., цинковых белвл до образования густой массы.
Употребляют в теплой виде.
JVS 16. Клей для слоновой кости
Воды 3 ч., яичного белка 1 ч.
Гипса — сколько нужно; намазать края в крепко сжать.
№ 17. Клей для склеивания черепахи, рога и слоновой кости
Мастикса 20 ч., венецианского терпентина 8 ч., льняного масла 24 части.
Нагревать при постоянном размешивании (в металлической посуде).
Употреблять в теплом состоянии. Сохнет два-три дня. 1
№ 18. Клей для целлулоидных изделий
Целлулоида 4 ч., уксусно-амилового эфира 25 ч.
В случае надобности можно разбавлять чистым ацетоном.
Годен для незаметных заплат на кожаной обуви.
Д) Замазки и цементы для соединения камня
№ 19. Известковый цемент
Теста гашеной полутощей извести 1 ч., песку речного 2 ч.
Или: порошка гашеной извести 1 ч., песку 1.4 ч.
Или: теста извести жирной гашеной 1 ч., песку 4 ч.
№ 20. Портландский цемент
Состав для отливки из цемента: лучшего цемента 100 ч., воды 20 ч.
№ 21. Замазка для примазывания мрамора
Мела в порошке 100 ч., растворимого стекла 25 ч.
№ 22. Казеиновая замазка для починки каменных изделий
Казеина 12 ч., гашеной извести 50 ч., песка того же камня, как и изделие, 50 ч.
Можно брать дробленый на подходящие зерна мрамор, подцвечивая какой-нибудь минеральной (жженой) краской.
При замене извести растворимым стеклом получают способную принимать полировку массу.
№ 23. Цинковый цемент
Смешивают очищенную окись цинком с хлористым цинком удельного веса 1.8.
Приготовление хлористого цинка: растворяют цинк в соляной кислоте до насыщения, отстаивают и фильтруют. Раствор выпаривают до удельного веса в 1.8 и сохраняют хорошо закрытым пробкой (притертых пробок не применять!).
Окись цинка промывают 2%-м раствором азотной кислоты, сушат и прокаливают в тигле.
Цемент твердеет несколько минут. Прибавка буры задерживает затвердевание.
Из окиси цинка приготавливают цемент для пломбирования зубов, например, по рецепту такому: окиси цинка 500 ч., стеклянного порошка 100 ч., буры 10 ч., желтой охры 3.5 ч., перекиси марганца 1.5 ч.
Растирают в тонкий порошок, просеивают и замешивают на хлористом цинке.
Е) Замазки и мастики для стекла и фарфора
№ 24. Замазка для вставки стекол
Мела 90 ч., олифы 10 ч.
№ 25. Замазка для вставки стекол в железные переплеты
Мела 4 ч., сурика тертого 1 ч., белил свинцовых тертых 2 ч., олифы 2 части.
«М 26. Замазка для зимних рам
Мелкого кварцевого песка 2 ч., ржаной муки 1 ч.
Смешивают и разводят кипящей водой до густоты замазки.
№ 27. Суриковая замазка на глицерине
Глицерин (лучше безводный) смешивают с суриком.
. Каждый раз приготавливают заново, так как через 1/4—1/2 часа замазка твердеет и не может быть размягчена. Эта замазка хорошо противостоит воде, слабым кислотам, эфирным маслам и хлору.
№ 28. Замазка для аквариумов
Сурика 2 ч., глицерина 1 ч., портлендского цемента 1 ч.
№ 29. Мастика для примазывания стекла к металлам
Канифоли 100 ч., воска 25 ч., мумии сухой 40 ч.
Хорошо проварить до исчезновения пены.
М 30. Шеллачная замазка для примазывания стекла
К стеклу
Шеллака 60 ч., терпентина 10 ч.
Иногда для более лучшего выполнения неровностей прибавляют порошка пемзы от 25 до 50%.
М 31. Замазка для стекла и фарфора
Толченого стекла 10 ч., толченого полевого шпата 20 ч., растворимого стекла 60 ч.
Твердеет через 24 часа.
№ 32. Замазка для стекла
Мастикса 15 ч., белого шеллака 10 ч., терпентина 5 ч.
Эта замазка употребляется горячей. Благодаря своей бесцветности она может служить и для склейки белого стекла, оптических стекол и т. п. Если желают склеить цветные стекла, то эту замазку окрашивают раствором анилиновых красок в крепком спирте.
№ 33. Замазка для стекла и фарфора
Клейковины 10 ч., извести 1 ч.
Клейковину добывают из хорошей пшеничной муки, делая из муки тесто и промывая его водой до
Тех пор, пока не прекратится выделение крахмала. Это промывание ведут, вымешивая тесто в большом количестве воды; начинать промывку не ранее как через 25— 30 минут после замешивания;, в продолжеНие этого времени нужно все время месить тесто.
№ 34. Яичная замазка для стекла и фарфора
Яичного белка (или густого раствора альбумина) 10 ч., извести 1 ч.
М 35. Замазка для стекла
Когда нужно примазать стекло к стеклу и это место может быть подвержено влиянию масел, то пользуются нижеследующей клеевой замазкой:
Желатина 200 ч., воды 100 ч., гашеной извести 50 ч.
Известь кладут в горячий раствор клея.
№ 36. Замазка для белых эмалированных циферблатов
Даммаровой смолы 100 ч., копала 100 ч., венецианского терпентина 110 ч., цинковых белил 60 ч., ультрамарина 3 ч.
Трещины в циферблатах, а равно и сами циферблаты, покрываются замазкой в горячем виде и полируются. Эта замазка очень прочна.
М 37. Простые эмали для исправления трещин в эмалированной посуде
Первый рецепт: сурика 45 ч., огнеупорной глины 15ч., жженой буры 8 ч.
Или второй рецепт: свинцового глета 15 ч., белого песку 10 ч., буры 15 ч.
Сплавляют в тигле и выливают на каменную пластинку, измельчают в тонкий порошок, смешивают с водой с примесью патоки или лучше гуммиарабика, наносят на исправляемое место и ваплавляют ври помощи паяльной трубки или на горне.. < •
М 38. Плавящаяся замазка для заделки трещин в фарфоре
Сурика 80 ч., жженой буры 80 ч., мела 10 ч. Хорошо смешивают, плавят и по остывании измельчают в тонкий порошок. Наносят с водой на трещину и заплавляют.
Ж) Замазки и мастики для металлов
№ 39. Железная замазка для примазывания железных
Частей
Железных опилок 65 ч., нашатыря 2.5 ч., серного цвета 1.5 ч., серной кислоты 1 ч.
Затвердевает через несколько дней.
№ 40. Желатиновый клей для склеивания металлов
Воды 80 ч., желатина белого 20 ч., азотной кислоты 1 ч.
Кислоту приливают в слегка остывший раствор желатина.
Клей употребляют холодным; хорошо сжимают склеиваемые поверхности.
№ 41. Замазка для паровых труб Сурика 100 ч., глета 200 ч., глны 50 ч., масла 25 ч.
№ 42. Цинковая замазка Цинковых белил 100 ч., масла вареного 10 ч.
№ 43. Суриковая замазка для газовых труб Сурика 100 ч., олифы 10—7 ч.
М 44. Замазка для рукояток ножей
Для укрепления деревянных и других рукояток к задней части столового ножа почти всегда прибегают к замазкам; для этой цели рекомендуют следующую замазку:
Канифоли 20 ч., серного цвета 5 ч., железных опилок 8 ч.
Все смешивается, плавится и вливается в отверстие рукоятки, куда и вставляют заднюю часть нсйка, предварительно нагрев,
№ 45. Смоляная замазка для керосиновых ламп
Канифоли 12 ч., крепкого содового щелока 10 ч., воды 20 ч.
Все варится до образования густой однообразной массы (мыла), после чего прибавляют нёйного вбДы и смешивают с порошком жженого гипса.
Эта замазка скоро затвердевает и совершенно не разрушается от петролеума, почему и служат для скрепления металлических частей ламп со стеклянными.
№ 46. Замазка для железных баков для воды
Железных опилок 10 ч., серного цвета 0.5 ч., уксуса до желаемой густоты.
№ 47. Нетрескающаяся замазка для железных реторт
Глины 20 ч., цемянки (толченого и просеянного кирпича) 30 ч., кузнечного шлака 8 ч., соли поваренной 1 ч., буры 0.25 ч., воды 3 ч., рубленого волоса 1 ч.
№ 48. Замазка для высокой температуры
Глины 100 ч., буры 5—10 ч., соды 2—5 ч.
Смешивают с водой, покрывают подлежащее уплотнению место, сушат и подвергают затем действию жара.
49. Огнеупорная железная замазка на уксусе
Железных опилок 180 ч., глины 45 ч., поваренной соли 8 ч., уксусной кислоты 40° до желаемой густоты. Высушить свободно, затем накаливать.
№ 50. Плавящаяся замазка для металла
Перекиси марганца 80 ч., цинковых белил (окись цинка) 100 ч., растворимого стекла 20 ч.
М 51. Плавящаяся железная замазка
Железных опилок 12 ч., иерекиси марганца 6 ч., буры 3 ч., поваренной соли 3 ч., огнеупорной глины 30 ч., воды сколько потребуется.
Состав сушат и нагревают на предмете до плавления.
№ 53. Резиновый клей для велосипедных камер
Железных опилок 45 ч., глины 20 ч., каолина 15 ч., раствора поваренной солн (насьцц.) 8 ч.
З) Клен для резнны и каучука Огнеопасны, обращаться с осторожностью
М 53. Резиновый клей для велосипедных камер и проч.
Паракаучука 1 ч., бензина б—15 ч.
Приготовление раствора: нарезав каучук на кусочки, обливают бензином в просторной бутыли так, чтобы всего жидкости в бутыли было не более одной трети. Бензин брать аптечный, высшего качества.
М 54. Клей для гуттаперчевых изделий
Гуттаперча растворяется до образования густой массы в сернистом углероде и этим раствором склеиваются гуттаперчевые веща.
Когда склеивание произойдет в масса совершенно высохнет, то склеенное место погружают в раствор сернистого углерода, при этом происходит вулканизация гуттаперчи, т. е. она делается твердой и непдавящейся при нагревании. Особенно огнеопасен.
№ 55. Твердая каучуковая замазка
Для закупорки бутылей с кислотой, щелочами я т. п. химическими реагентами предложена следующая каучуковая замазка.
Каучука 150 ч., сала 10 ч. Каучук режется на мелкие кусочки в плавится с садом, после чего прибавляют извести (гашеной) 10 ч,
AAA 286
№ 56. Гуттаперчевая замазка для кислых паров
Гуттаперчи 8 ч., сала 2 ч., льняного масла 16 ч.,
Белого болюса 3 ч.
М 57. Каучуково-шеллачная замазка
Шеллака 3 ч., воска 1 ч., каучука 2 ч.
Плавят воск, в нем шеллак, а затем каучук.
М 58. Клей для галош
Получают из смешивания двух растворов:
1- й раствор: каучука 10 ч., хлороформа 280 ч.
2- й раствор: каучука 10 ч., канифоли 4 ч., терпентина 2 ч., скипидара 40 ч.
Первый раствор приготавливают растворением каучука в хлороформе.
Второй раствор — сплавлением каучука с канифолью и терпентином и разбавлением сплава скипидаром.
№ 59. Клей для галош на сероуглероде
Каучука 2 ч., сероуглерода 12—14 ч.
Растворяют в жестяной посуде на водяной баие в 30°, затем смешивают с раствором: каучука 1 ч., канифоли 0.5 ч., скипидара 10 ч. Особенно огнеопасен.
№ 60. Замазка для галош
Шеллака 10 ч., гуттаперчи 10 ч. Сплавляют и прибавляют сурика в порошке 1 ч., серного цвета 1 ч.
Я) Замазки для прививки деревьев
Л® 61. Французская мастика для прививки и окулировки
Канифоли 500 ч.,. скипидара Ч0 ч., спирта 50 ч., раствора гуммиарабика 10 ч., на 10 ч. воды.
Сохранять хорошо закупоренной.
М 62. Садовый вар
Желтого воска 1 ч., белой смолы (живицы) 1 ч., скипидара 1 ч., бараньего сала 0,5 ч.
Иногда прибавляют от 1/16 до 1/8 части серного цвета.
К) Замазка для токарей
№ 63. Замазка для токарей
Плавят в^тигле 1000 г резины и 250 г. смолы; в расплавленную массу прибавляют толченого кирпича, все время пробуя твердость на холодном предмете.
В холодное время года можно прибавить немного сала.
Употребляют в горячем виде для приклеивания к патрону дерева, латуни и проч.
Л) Составы для лакировки ремиза
№ 64. Состав для промыливания
Натянутую на вешалях ремизку натирают раствором: воды 0.6 л, мыла 8 г, соды 4 г.
«Л§ 65. Состав для проклеивания
Воды 0.6 л, пшеничного крахмала 35 г, желтого воска 8 г.
М 66. Лак для ремизок
Масла льняного 400 г, сурика гончарного 20 г, зильберглета 4 г варят в продолжение двух часов.
Затем всыпают умбры франц. 48 г, белил свинцовых 48 г и выдерживают в теплом месте 5—6 дней. Отстаивают и сливают в бутылки.
Перед употреблением прибавляют 1/10 часть канифоли, нагревают до растворения и натирают горячим.
№ 67. Смола для чеканки
Черной смолы 2 ч., кирпича толченого 1 ч., немного (по пробе) рыбьего жира.
Кирпич может с успехом быть заменен цементом.
№ 68. Мастика для чеканки
Пека (сосновой черной смолы) 2 ч., гипса 1 ч., венецианского терпентина 1/10 ч.
Мягкая мастика получается от прибавки сала 1/17 части. Хороша для серебра, золота, томпака.
№ 69. Черное дерево
Опилки смолистого твердого дерева смешивают с кровью животных в густое тесто и прессуют в горячих формах.
Для консервирования — салициловая кислота.
Надушенная масса долгие годы продолжает издавать запах.
№ 70. Слоновая кость
Опилки и обрезки белой кости, слегка увлажнённые раствором альбумина, спрессовывают в металлических горячих формах.
Для галантерейных изделий может быть окрашен.
№ 71. Масса для скульптурных украшений
Целлюлозы или лигнина 1 ч., альбумина 0.5 ч., чернильных орешков 1/4 ч. (или танина 1%).
Делают крутое тесто, формуют в пластины и сушат.
Формуют в матрицы, вдавливая патрицей (с общим рельефом) в горячих формах в нагретом состоянии.
№ 72. Янтарь
Для мелких изделий янтарь заменяют копалом (западно - и восточноафриканским). Для более круи - ных изделий копал кладут в бензол, сероуглерод или эфир и затем прессуют в подогретых формах, сначала слабо, а затем сильнее, и обрабатывают на токарном станке полученный кусок.
Л? 73. Кость
Отмученный мел и льняное масло размешивают в котле на огне; всыпают канифоль в порошке и берут пробы, пока вынутая проба не будет быстро затвердевать до густоты теста..
Затем формуют и сушат; по затвердевании обрабатывают: точат, режут и проч.
Обрезки переплавляют. Окончательно высыхает в течение нескольких недель.
М 74. Рог, черепаха
Основная масса: клея столярного очень светлого 900 г (дают разбухнуть 24 часа в воде), глицерина 100 г.
Разливают на стекла, протертые крокусом и тальком мягкой полотняной тряпкой (сушат при 20°; затем раскрашивают в готовом изделии и фиксируют формалином или при изготовлении массы двухромока - лиевой солью (2%).
№ 75. Морская пенка
Четыре раствора:
I. Водного стекла в 28°—50 ч., воды 200 ч.;
И. Сернокислой магнезии 50 ч., воды 100 ч.;
III. Аммиачно-глиноземиых квасцов 5 ч., воды 50 ч.;
IV. Едкого натра 10 ч., воды 25 ч.
Растворы смешивают но порядку: в первый льют второй и т. д., непрерывно мешая в течение 30—40 минут. Осадок промывают на полотне до полного удаления солей. Массу нагревают в медном котле до 100°, перекладывают в формовочные ящики с продырявленным дном, выложенные внутри полотном, набивают колотушкрй., Через 24 часа вынимают из ящиков, а затем медленно сушат, поворачивая с боку на бок.; ,
№ 76. Кораллы
В массу № 75 подкладьшают киноварь в порошке и небольшое количество клея, получают массу, из которой можно работать коралловые изделия.
№ 77. Масса для биллиардных шаров
Масса № 75 с достаточной добавкой столярного клея дает подобную слоновой кости массу, годную для биллиардных шаров.
78. Лапислазулли
Масса № 75 с прибавкой синего ультрамарина или, еще лучше, индиго-кармина и клея дает материал для инкрустаций, заменяющий лапислазулли.
О) Клен н составы, употребляемые В багетном производстве н для украшения рам
М 79. Клей для багет
Творог промывают в воде. Известь приготавливают так. Окуиув на 3—5 секунд кусок непесчавой извести в воду, дают ему распасться в мелкий порошок и тотчас убирают в стеклянную банку и плотно завязывают.
На плите растирают: творога 3 части, извести 1ч., Разбавляют водой до густоты масла. Мажут одну сторону. Зажимают струбцинками.
М 80. Полировка
Толстые стебли хвоща, увлажненные водой.
Зола хвоща употребляется для полировки металлов.
№ 81. Полимент
Жирной глины 1200 г, иарседьского мыла 40 г, несоленою свиного сала 17 г, белого воска пчел. 24 г, саермацета 12 г.
Все распускают на воде, вливают в разогретое тесто из глины и нагревают до точки кипения, все время мешая (около получаса).
Хранить в погребе, в банках, обвязанных пузырем. Разводят клеевой водой.
М 82. Проклейка
В два приема:
I раствор: воды 1.8 л, клея 400 г, температура 80°.
II раствор для второй проклейки: воды 1.2 л, клея 400 г.
№ 83. Левкас
Намачивают клея 100 г в 480 г воды, плавят, смешивают с отмученным мелом (600 г) и протирают через частое сито.
Грунтуют левкасом 4—10 раз.
Левкас полируют в мокром виде пемзой и хвощом.
№ 84. Мордан
Плавят: жирного масла 100 ч., янтаря 100 ч., мастики в слезках 25 ч., белой смолы 5 ч. Разводят терпентинным маслом.
Наносят щетинной кистью, растирают ватой с водой.
Золото накладывают на непросохший, но и не сырой мордан.
М 85. Масса для украшений
В кучку отмученного мела льют раствор: воды 390 г., клея 340 г. канифоли 35 г, льняного масла 25 г, франц. скипидара 38 г.
Хорошо вымешивают (прибавляют рваную мелко папиросную или шелковую бумагу для прочности). Размягченную на пару массу вдавливают в форму из металла или серы.