ПРЕДЛОЖЕНИЕ УСЛУГ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
- Комплекс маркетинга
Словосочетание «комплекс маркетинга» позаимствовано из книги Ф. Кот- лера «Основы маркетинга», где оно определяется так: «Комплекс маркетинга - набор переменных факторов маркетинга, которые поддаются контролю, совокупность которых вызывает желательную обратную реакцию со стороны целевого рынка». Комплекс маркетинга включает в себя множество факторов, которые могут быть объединены в четыре группы: товар, цена, методы распространения товара (услуг) и методы стимулирования сбыта.
Товар обладает совокупностью свойств, которые должны удовлетворять потребности потребителя. Если рассматривать свойства товара с точки зрения фирмы (СТО), то товар - это набор услуг, которые она предлагает целевому рынку. Услуги - это мероприятия или выгоды, которые одна сторона может предлагать другой; их, как правило, нельзя потрогать, и они не приводят к обладанию чем-либо. Услуги автосервиса оцениваются потребителем с позиции субъективного восприятия ее источника, т. е. того, кто оказывает услуги. Потребитель не может заблаговременно знать, что представляет собой услуга в готовом виде, а увидит или ощутит ее впоследствии. Например, замена масла в двигателе не ощутима для потребителя ни во время выполнения этого процесса, ни после. Только при эксплуатации автомобиля он убедится в высоком качестве услуги или придет к противоположному выводу.
Цена - это денежная сумма, которую потребитель должен заплатить за товар. Цена будет восприниматься покупателем положительно в случае, когда потребительская стоимость товара превышает цену. В противном случае цена не будет стимулировать положительного отношения покупателя и он, скорее всего, купит товар у конкурента.
Методы распространения товара и это деятельность фирмы, благодаря которой товар становится доступным для целевого потребителя. Методы стимулирования сбыта - деятельность фирмы относительно расширения данных о положительных качествах своего товара и убеждения целевого потребителя купить его. Подход фирмы (СТО) к решению вопросов об услугах, ценах на них, методах распространения товара на рынке и методах стимулирования сбыта, зависит от позиционирования фирмой товара на рынке по сравнению со своими конкурентами.
- Факторы, влияющие на разработку услуг
При предоставлении услуги потребитель или присутствует при выполнении работ, или, в худшем случае, поддерживает тесный контакт с производителем услуг. Этот фактор обуславливает необходимость обращать особое внимание на культуру обслуживания персоналом клиента. Там, где только ремонтируют автомобили (например, на заводе), наибольшие требования предъявляют к технической подготовке кадров. В автосервисной сфере эти требования не снижаются, но исключительно важное значение приобретают сервисные характеристики специалистов, которые заняты обслуживанием клиентуры.
Второй фактор, который обуславливает качество услуг, - это индивидуальный характер каждого заказа. На станции не бывает двух одинаковых заказов, как не бывает двух одинаковых заказчиков: каждый имеет только свою потребность и свой взгляд на автомобиль. Это должно учитываться при разработке услуги.
Третий фактор и большая трудоемкость услуг автосервиса по сравнению с другими сферами деятельности (например, промышленностью). Относительная трудоемкость этих услуг не может быть существенно понижена ни за счет механизации, ни за счет увеличения производственной программы и специализации работ. Поэтому при разработке услуг надо помнить: ни одно новейшее оборудование и инструменты, ни одна форма организации производства ничего не дадут, если на каждом рабочем месте не будут работать качественные кадры. При предоставлении услуг сама квалификация мастера, его навыки и умения обеспечивают успех.
Четвертый фактор, влияющий на разработку услуг, состоит в том, что СТО должны быть территориально приближенными к клиенту, а не наоборот. Напомним: 70-85 % услуг (по числу автомобиле-заездов) имеют трудоемкость до 2 чел- ч. Как раз по этой причине станции должны быть в большинстве своем маленькими и располагаться возле клиентов.
Пятый фактор заключается в том, что потребности потребителей должны стоять на первом месте по отношению к эффективности производства. Потребности - это то, ради чего клиент обращается на станцию. Удовлетворение потребностей потребителей обеспечивает эффективность производства, в том числе и на перспективу.
И действительно, если Вы желаете выиграть в эффективности и будете делать это, не заботясь о клиенте, то Вы его потеряете; если будете думать только о клиенте, не заботясь об эффективности и производительности, - не будете конкурентоспособными. Таким образом стоит остановиться на варианте, при котором клиент воспринимает СТО, а ее эффективность обеспечивает конкурентоспособные цену и качество.
Шестой фактор: если Вы хотите иметь эффективно действующее производство, очень внимательно, постоянно и в совершенстве изучайте спрос потребителей и систематизируйте знания о нем. Все, что делается на станции, зависит от потребителя и делается для него.
Седьмой фактор: при разработке услуг мощность и пропускную способность станции надо рассчитывать по максимальному спросу, а не по среднему. Это диктуется необходимостью обеспечить конкурентоспособность СТО. Вообразите себе, что на городском маршруте в час «пик» используется так же мало транспортных средств, как и в дневное время. Наверно, вы оцените это негативно? То же будет и со станцией.
Восьмой фактор: иногда необходимо мириться с низкой производительностью труда, ведь она не всегда зависит от старательности или квалификации работника, а может быть следствием неполной загрузки СТО из-за недостаточного спроса на услуги.
- Цена как элемент услуги
Какое содержание вкладывает в понятие «цена» потребитель? Рассмотрим конкретный пример. По дороге, на большом расстоянии от города, у вашего автомобиля треснула крышка распределителя. Как воспринимается вами цена 700 р. за новую крышку, учитывая перспективу заночевать на дороге зимой? С другой стороны, как воспринимается та же цена той же крышки в обычных условиях?
Или другой пример восприятия цен: мойка автомобиля стоит 150 р. и для этого вам надо только съехать с дороги; такая же услуга стоит столько же на другой СТО, до которой надо проехать десяток километров. Очевидно, что одна и та же цена на услугу будет восприниматься потребителем неодинаково в разных ситуациях.
Из приведенных примеров можно сделать вывод, что цена - это потребительская стоимость, которую автовладелец воспринимает как справедливую денежную сумму, которую он заплатил за услугу.
- Методы распространения услуг
Методы распространения товара или услуг должны обеспечить доступность его для потребителя. Из многих основными можно назвать следующие методы:
- выбор удобного для потребителей расположения станции;
- установление такого режима работы станции (как по часам суток, так и по дням недели), который отвечал бы возможностям и желаниям потребителей;
- обеспечение минимальных затрат времени на оформление заказа и сдачу автомобиля на обслуживание и ремонт;
- введение предварительной записи заказчиков на обслуживание и ремонт автомобилей;
- выполнение работ с выездом работников станции непосредственно на место ремонта и обслуживания автомобиля;
- доставка на станцию автомобиля, который нуждается в ремонте, работниками станции от места, указанного потребителем;
- доставка на станцию автомобиля, который не может самостоятельно двигаться, транспортными средствами станции;
- предварительная комплектация автомобиля всем необходимым для выполнения ремонта в максимально сжатые сроки;
- введение абонементного обслуживания, при котором станция берет на себя полную заботу о техническом состоянии автомобиля, снимая ее с потребителя;
- ведение картотеки постоянных клиентов, что способствует закреплению их за станцией;
- организация информационных служб, благодаря чему потребитель получает необходимую информацию о станции, на которой он может получить услуги;
- сбор деталей или агрегатов, которые нуждаются в ремонте, непосредственно у потребителей или через пункты приема, которые расположены в удобных для потребителей местах;
- прием автомобилей непосредственно в местах их нахождения с предварительным описанием работ и предварительной комплектацией запасными частями (для экономии времени на ремонт и обслуживание);
- предоставление услуг непосредственно в местах нахождения автомобилей, в частности, в кооперативных гаражах (проверка состава отработавших газов, регулировка клапанов, продувка карбюраторов, бензонасосов);
- создание технических и организационных предпосылок, которые обеспечивают удовлетворение специфических потребностей потребителей (например, срочная замена масла в двигателе, что занимает времени не больше, чем требуется для того, чтобы выпить чашку кофе);
- специализация станций по видам работ (например, шиномонтаж и балансирование колес);
- работа непосредственно с предприятиями и организациями-клиентами, составление с ними договоров на обслуживание и ремонт или на полное, комплексное обеспечение технической эксплуатации автомобилей.
Проанализировав перечисленные методы распространения автоуслуг, можно сгруппировать их по таким направлениям:
- приближение станций к потребителям и создание условий для удобного пользования ими;
- приспособление режима работы станции к режиму спроса;
- создание условий, которые обеспечивают удобство сдачи автомобиля в ремонт и сокращают время клиента при получении услуг;
- обслуживание автомобилей или потребителей непосредственно в местах их концентрации.
Как видим, распространение автоуслуг является прерогативой станции и практически полностью возлагается на нее, - посредники участия в этом не принимают (если таковыми не считать агентов). В этом особенность автоуслуг и их специфика.
Сравнивая методы распространения услуг с методами распространения товаров, можно сказать, что последние почти всегда имеют нулевой уровень, т. е. непосредственные отношения производитель услуг - потребитель, и не имеют разветвления каналов сбыта.
- Методы стимулирования сбыта услуг
Стимулирование сбыта продукции - одно из направлений деятельности СТО. Оно обеспечивает распространение данных о положительных качествах товаров или услуг и убеждение целевого потребителя купить их. Положительные качества товаров или услуг - это условные характеристики, по которым потребители оценивают их потребительскую ценность. Эти характеристики могут быть неформализованными, т. е. субъективными (нравится или не нравится), и количественными, т. е. такими, которые можно измерить и выразить числом.
Например, качество запасных частей можно определить сроком службы до их замены, качество ремонта - гарантией, качество покраски - тем, какой вид имеет автомобиль через определенное время (что характеризует устойчивость краски против атмосферных и механических повреждений), качество антикоррозионной обработки - продолжительностью ее антикоррозионного действия.
Различаются положительные качества самой фирмы (станции, автосалона, магазина) и товара или услуги. Исходя из того, что процесс удовлетворения потребностей потребителя включает в себя информационные, организационные и предметные элементы и каждый из них отдельно положительно или отрицательно воспринимается, поэтому они могут быть предметом стимулирования. Другими словами: потребитель может положительно или отрицательно оценить, легко ли дозвониться на станцию, полную ли информацию он получит по вопросу, который его интересует, положительно или отрицательно он воспринимает то, на каком расстоянии расположена станция, каков ее внешний вид, культура обслуживания, процедура приема автомобиля и др.
Разные потребители положительно или отрицательно воспринимают саму технологию предоставления услуг, их качество, гарантию, время выполнения работ. То, что одной группой потребителей воспринимается как положительное явление, другой может восприниматься негативно.
Например, человек с ограниченными средствами негативно воспринимает дополнительные услуги, которые требуют дополнительных затрат. И наоборот, человек, который стремится к высокой культуре обслуживания, негативно оценит отсутствие дополнительных услуг. Другими словами, понятие «положительные качества» не надо понимать как что-то однозначное, их следует рассматривать, ориентируясь на конкретный сегмент или сегменты рынка с учетом их особенностей. Представьте себе, что вы предлагаете элитарные услуги в сельской местности, где автовладельцы привыкли к простым товарам и услугам. Наверное, они такие излишества будут воспринимать с определенным удивлением.
Важнейшими, наиболее очевидными и привлекательными стимулами для потребителя услуг являются их высокое качество и низкая цена. Но этого добиться, особенно в условиях конкуренции, когда каждый продавец услуг стремится обеспечить эти качества, довольно сложно. А для сферы услуг, в которой оценка их качества совпадает с процессом их предоставления или проявляется значительно позднее, превентивное стимулирование сбыта приобретает решающее значение.
Можно выделить четыре метода стимулирования сбыта.
- Реклама - информация, которая предоставляется для осведомленности потребителя о товарах и услугах с целью создания спроса на них.
- Сиюминутное стимулирующее действие, которое стимулирует куплю или продажу товара и услуг.
- Пропаганда (паблисити) - не индивидуальное и не оплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товары и услуги или расширение сведений об организации, которые способствуют положительному восприятию организации потребителями.
- Индивидуальная продажа - устная индивидуальная презентация товара или услуги одному или нескольким потребителям для поощрения их купить эту услугу или товар (например, при приемке автомобиля).
- Факторы, влияющие на стимулирование сбыта услуг
К факторам, влияющим на стимулирование сбыта, относятся:
- качество услуг;
- культура обслуживания клиентов, которая адекватна их требованиям;
- цена и потребительская ценность услуги;
- впечатление, которое производит станция на потребителя до того, как он решит воспользоваться ее услугами;
- наличие информации, которая формирует потребности - напоминает о ней или имеется «под руками», когда в ней возникает необходимость (например, напоминание о необходимости противокоррозионной обработки кузова, замене масла);
- впечатление, которое производят на потребителя станция, услуга и цены при получении им услуги;
- впечатление, которое остается в сознании потребителя после получения им услуги.
Рассмотрим теперь вопросы качества услуг только с точки зрения того, как обеспечить восприятие качества как фактора, стимулирующего спрос. На момент, когда у потребителя возникает потребность получить автоуслугу, желательно, чтобы в его сознании уже сложилось впечатление о качестве этой услуги как о такой, которая отвечает его запросам. Для этого нужна информация, которая формирует такое впечатление. Она поступает к потребителю посредством рекламы, его субъективного восприятия внешнего вида станции после предыдущего ее посещения или благодаря другим клиентам.
Для стимулирования спроса имеет важное значение реклама. Цена как фактор, стимулирующий спрос, является относительным с точки зрения потребительской ценности показателем. Стимулирующей является цена, которая воспринимается относительно цен конкурентов или потребительской ценности услуги как справедливая или лучшая. Для обеспечения стимулирующей роли цены руководству станции нужно выяснить ее конкурентоспособность сравнительно с другими СТО. Далеко не всегда представления продавца и потребителя о цене услуг совпадают. Не имея данных о конкурентоспособности цены, продавец может и не догадываться о причине уменьшения спроса на его услуги. А полагаться только на интуицию - не лучший способ добиться успеха.
Впечатление, какое производит станция на потребителя, зависит от ее внешнего вида, имиджа, а также от того, каково у потребителя представление о культуре, красоте, эстетике. Очень часто бывает такая ситуация, когда потребитель ничего не знает о станции и никак ее не воспринимает. Первое восприятие, как правило, будет положительным. Для положительного восприятия нужно обеспечить впечатление, «превышающее ожидание». Но это очень дорого и не всем под силу. Для устранения этого неположительного восприятия нужно создать необходимые предпосылки, например, с помощью рекламы, создания единого фирменного стиля.
Наличие информации, которая формирует потребность или напоминает о ней, - наиболее важное требование для стимулирования сбыта. Ее обеспечивают реклама, постоянные клиенты, абонементные или другие формы договора с клиентами, обслуживание автомобиля по принципу «домашнего врача», объявления в кооперативных гаражах, визитные карточки станции, работа агентов, напоминание клиенту по телефону о необходимости технического обслуживания и ремонта автомобиля и др.
Впечатление, которое производят станция, услуги и цены на потребителя при получении им услуг, зависит от факторов, которые обуславливают качество, и даже от физического состояния клиента и его психологических свойств. Поэтому надо изучать потребителя как индивидуума, уметь определять тип его личности. Тем, кто работает с клиентами, следует научиться понимать настроение людей. При любых условиях Ваше общение с клиентами будет правильным, если Вы будете придерживаться правил поведения и учитывать состояние человека. Ни в коем случае не допускайте следующих ситуаций, которые отрицательно скажутся на стимулировании сбыта услуг:
- клиенту-педанту, который больше всего любит порядок, Вы отдали после ремонта автомобиль со следами мазута на крыльях, капоте или рулевом колесе;
- склонному к настороженности клиенту, который собирается на автомобиле в далекую дорогу, Вы в подробностях рассказали о страшной аварии, которая случилась как раз на той дороге, на которой он поедет завтра;
- клиенту, который был очень подавлен из-за болезни кого-то из близких, Вы «сыпали» анекдотами и весело смеялись, не обращая внимания на его состояние.