ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ, РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕРВИСА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
- Факторы, влияющие на организацию производства
Рассмотрим организацию обслуживания и ремонта автомобилей исходя из опыта конкретной СТО со своими производственными мощностью и площадью, фактическим или возможным оборудованием, персоналом и режимом работы. Число переменных факторов на действующей станции ограничено. К переменным факторам можно отнести количество и эффективность использования рабочей силы, производственную программу, режим работы, организацию работы персонала, наличие и эффективность использования оборудования и т. д.
Вся работа станции подчинена удовлетворению потребностей клиентов. Но если станция не будет эффективно использовать свои ресурсы, она не будет конкурентоспособной. Эффективность использования ресурсов зависит прежде всего от загруженности рабочих мест на СТО, а та, в свою очередь, от входящего потока потребностей.
Эффективность - это синтетический показатель, который обеспечивает максимальную прибыль относительно других вариантов деятельности. Мы можем для обеспечения эффективности исходить из условий привлечения клиентов, создавая конкурентоспособные услуги, которые обеспечат не сиюминутную, а долгосрочную прибыль и возрастающую конкурентоспособность.
Организация работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей предусматривает относительно потока заказов структуру рабочих мест, квалификацию персонала, техническое обеспечение, режим работы, последовательность исполнения заказов и операций, организацию работы работников и материально - технического обеспечения заказов, благодаря которым достигаются максимальная загрузка рабочих мест и минимальная длительность производственного цикла их выполнения. Другими словами, мы можем достигнуть такого состояния, при котором срок выполнения заказа и промежутки времени между заказами были бы минимальными.
Почему мы имеем в виду прежде всего сроки выполнения заказов и промежутки времени между ними. На станции выполняются в большинстве случаев ручные работы, которые чаще всего не могут быть механизированы. Поэтому следует исходить из времени, затрачиваемого на ручные работы, а оно бывает очень разное даже при однотипных неполадках. Например, замена выпускного тракта может в реальных условиях на одном автомобиле ВАЗ занять 20 мин, а на другом - целый час в зависимости от состояния болтов, гаек и т. д. Однако время выполнения данной операции планируется детерминировано - 30 мин. Таким образом, первым препятствием на пути эффективной организации работ по техническому обслуживанию и ремонту является неравномерность трудоемкости выполнения одинаковых работ с одинаковыми условиями.
Следующее препятствие, которое объективно стоит на пути эффективной организации работ, - это неравномерность входящего потока требований по часам суток, дням недели и месяцам (рис. 7.1). Кроме этого, наблюдается значительная
неравномерность входящего потока по номенклатуре работ, маркам автомобилей и последовательности их поступления.
в)
г)
Еще одно условие, которое препятствует организации производства, - это разнообразие потребностей в запасных частях, которое нередко выходит за рамки номенклатуры запасных частей, которые находятся на складе СТО. Не менее важным в организации производства является индивидуальность каждого заказчика, согласно которой мы должны удовлетворять все условия потребителя, а не делать стандартные ремонты или обслуживать автомобили. Кроме этого, мы должны придерживаться такого режима работы станции, который отвечает реальному режиму существующего спроса. И последнее и главное: организация производства должна быть подчинена маркетинговым требованиям, т. е. основываться на потребностях клиентуры, и на этой основе обеспечивать эффективное использование ресурсов.
- Формирование производственной программы
Производственная программа - это объем и номенклатура работ по техническому обслуживанию и ремонту, которые должен выполнить работник, группа работников, производственное подразделение или СТО за конкретный промежуток времени - смену, месяц, год. Желаемый вариант производственной программы - полная загрузка всех производственных мощностей при реальной интенсивности и организации их использования при существующем режиме работы станции.
Если структура спроса и поток требований не обеспечивают желаемый вариант производственной программы, для его формирования могут быть изменены некоторые переменные параметры производственной системы - число работников, организация выполнения операций, режим работы и т. д. Эти изменения могут быть результатом реакции на спрос и входящий поток требований. При этом имеется в виду, что сам спрос, поток заказов и организационные переменные обеспечивают удовлетворительную загрузку производственных мощностей.
Может сложиться такая ситуация, когда спрос и поток заказов даже при условии перечисленных изменений в организации не обеспечивают необходимого использования мощностей. В этом случае маркетинговые и производственные службы СТО должны использовать мероприятия, которые благоприятствовали бы увеличению загрузки производственных мощностей.
Формирование производственной программы сводится в конечном итоге к формированию спроса и в любом случае начинается не тогда, когда надо загрузить рабочие места, а значительно раньше - когда формируются эти места. Раньше при строительстве СТО и создании их производственных структур не исходили из требований спроса. И в результате сегодня в небольшом городе стоит станция мощностью 25 постов (125 работников), рядом с которой возникли маленькие СТО (5-6 работников). Эта большая станция незагружена, потому что она не отвечает условиям спроса и это является следствием ошибочного решения строительства такой станции.
Таким образом, формирование производственной программы СТО - это формирование спроса. В этой ситуации изучение спроса и создание мощностей для его удовлетворения являются первыми шагами на пути формирования производственной программы.
Следующее направление формирования производственной программы - это регулирование входящего потока методами, которые способствуют улучшению обслуживания клиентуры. К таким методам можно отнести все, благодаря чему клиент будет приезжать на станцию в назначенное время. Например, предварительная запись - это удовлетворяющий клиента метод с точки зрения удобства и сокращения затрат времени. При предварительной записи станция может формировать производственную программу по своему усмотрению с расчетом эффективности производства. Описанные раньше формы обслуживания клиентуры также являются удобными для формирования производственной программы с учетом эффективности: абонементное и учетное обслуживание по принципу «забота об автомобиле». С этой точки зрения станции выгодно иметь соглашения с клиентурой. Но в нынешнее время из-за малой платежеспособности клиентов и ажиотажной конкуренции далеко не все станции в достаточной мере загружены. Поэтому при формировании производственной программы исходят из условий поисков клиентов и способов их удовлетворения.
К этим способам можно отнести, прежде всего, бесплатное диагностирование или другие методы привлечения клиентов. Например, если СТО имеет соответствующее оборудование для шиномонтажа, балансировки и регулировки углов установки управляемых колес, но не имеет достаточного числа клиентов, то она может «хитрить», например: балансировать колеса бесплатно. Тот, кто приедет, чтобы отбалансировать бесплатно колесо, скорее всего, будучи на СТО, захочет и смонтировать его или отрегулировать углы установки управляемых колес. Если даже это сделает не каждый, то все равно это лучше, чем ничего. Если на СТО есть мойка, которая загружена в недостаточное мере, то можно предложить бесплатную мойку при условии выполнения после нее работ по обслуживанию и ремонту на СТО. Если на СТО недогружены посты покраски, то можно выполнить комплексную работу по рихтовке и покраске дешевле, чем каждую отдельно, что тоже заинтересует клиента.
Если станция загружена в достаточной мере, формирование производственной программы предусматривает действия по созданию графика выполнения работ и оперативному регулированию процессов обеспечения минимального производственного цикла и промежутков между циклами. Умение мастера сводится к тому, чтобы подобрать такую последовательность индивидуальных нарядов-заказов, которые мог бы выполнить исполнитель на протяжении смены.
Задача усложняется в том случае, когда эти работы взаимосвязаны по технологии или последовательности. Например, если первый автомобиль требует ремонта передней подвески, регулировки углов установки управляемых колес, второй - регулировки клапанов и углов установки управляемых колес, а третий - регулировки углов установки управляемых колес и замены масла в двигателе, то эти работы связаны технологически и в данном случае выполняются на одном и том же оборудовании. Задача сводится к тому, чтобы обеспечить последовательность выполнения работ с минимальным сроком по каждому заказу.
В теории оперативного управления существуют методы оптимизации таких задач, но в нашем случае задача усложняется субъективным фактором (т. е. требованиями клиентов) и требованием соблюдения последовательности выполнения работ; первым обслуживается тот, кто первый обратился.
- Формирование производственной программы кузовных и
малярных работ
Кузовные и малярные работы - это работы так называемого длительного цикла. Они включают в себя несколько стадий. Например, малярные работы включают в себя разборку автомобиля, подготовку к покраске, покраску и сборку. Рих- товочные работы также включают в себя несколько операций: разборку, рихтовку, сварку и т. д. Особенностью этих видов работ является то, что они требуют большого количества запасных частей и материалов и выполняются на протяжении нескольких дней или недель.
Наиболее эффективным является формирование производственной программы по предварительной записи из условия предварительной комплектации заказов. Предварительная запись дает возможность с учетом требований эффективности формировать загрузку мощностей, а предварительная комплектация заказов обеспечивает сокращение срока производственного цикла.
Почему предварительная комплектация имеет свои преимущества? Она дает возможность без задержки выполнять работы. При этом условии можно дать конкретное задание рихтовщику или маляру по объему и срокам выполнения работ. Предварительная комплектация, несмотря на свои очевидные преимущества, имеет и свои недостатки. Прежде всего она приводит к увеличению производственных запасов, что требует увеличения оборотных средств или авансирования клиентом этой комплектации. Кроме этого, не всегда существует возможность организовать предварительную комплектацию: чаще в реальной практике складываются такие ситуации, когда нужно брать автомобиль в работу и параллельно покупать все необходимое. Такие ситуации более удобны на маленьких станциях, когда тот, кто принял автомобиль, заинтересован самостоятельно и ответственно выполнить все работы, в том числе и комплектацию. Если СТО большая и на ней есть разделение функций - одни ремонтируют, другие обеспечивают работу, - возникает угроза несогласованных действий, чего нет в первом. Ликвидация таких несогласований требует высокого уровня организации, который на практике далеко не всегда обеспечивается условиями. Как раз этот недостаток свидетельствует в пользу предварительной комплектации.
В условиях дефицита заказов предварительная комплектация упрощается, но также имеет свои преимущества, которые сводятся к возможности бесперебойного выполнения работ, четкого выполнения графика и сокращения времени производственного цикла.
- Современные формы развития производства
Многочисленные наблюдения показывают, что любые мероприятия по совершенствованию предоставления услуг и развития производства, например, наращивание фондов, механизация, применение новых организационных форм и технологий, сначала дают существенную отдачу, а затем получаемый эффект сокращается, т. е. происходит насыщение и проявляется закон убывающей эффективности использования капиталовложений или других видов ресурсов.
Так, повышение уровня механизации процессов ТО и ремонта в среднем на 1% приводит к следующему приросту прибыли: при исходном уровне механизации 10% - на 3,6%; при исходном уровне механизации 34% - на 0,6%; при исходном уровне механизации 45% - только на 0,4%.
Проведенные исследования показывают, что на производительность труда практически в равной степени влияют фондовооруженность и уровень технологии производства.
Например, увеличение фондовооруженности на 15% может привести без изменения уровня применяемых технологических процессов к повышению производительности только на 7%. При росте фондовооруженности на 30% - на 14% и т. д. Действие большинства ресурсных и технологических факторов подчиняется этому важному закону. К ним следует отнести состояние производственной базы, механизацию производственных процессов, обеспеченность персоналом, выполнение рекомендаций системы ТО и ремонта и др. Расширение масштабов применения неизменной технологии также приводит к сокращению темпов прироста эффективности.
- Факторы, определяющие научно-технический прогресс
Исходя из анализа перспектив развития автомобильного транспорта на ближайшее время, можно выделить следующие основные факторы, влияющие на развитие ТО и ремонт автомобилей в ближайшие 10-15 лет:
- Продолжение роста автомобильного парка страны, особенно легкового, его разнотипности и разномарочности, соответственно увеличивающих нагрузку на ТЭА, обеспечивающую работоспособность этого парка.
- Увеличение сектора частных автомобилей (более 80% парка), включающего не только легковые, но и грузопассажирские и грузовые автомобили малой грузоподъемности, микроавтобусы и автобусы малой вместимости. По мере усложнения конструкции автомобилей, ужесточения требований к дорожной и экологической безопасности и повышения жизненного уровня населения удельный вес услуг по обслуживанию этих автомобилей на специализированных предприятиях (мастерские, станции технического обслуживания, дилеры, фирменные предприятия) будет увеличиваться и, согласно международному опыту, достигнет 70-80%.
- Изменение структуры парков по грузоподъемности и вместимости автомобилей окажет существенное влияние на ТЭА (габаритные размеры и масса автомобилей, масса агрегатов, требования к оборудованию, персоналу и производственной базе и т. п.).
- Увеличение удельного веса парка грузовых автомобилей малой грузоподъемности, микроавтобусов и автобусов малой вместимости, имеющих общую или близкую конструктивную базу с легковыми автомобилями облегчит организацию технической эксплуатации этой группы автомобилей.
- Дальнейшая специализация грузового парка (до 60-65%) потребует организации технического обслуживания и ремонта специализированного оборудования.
- Распространяющееся применение на междугородных и международных перевозках интенсивно используемых (годовой пробег 100 тыс. км и более) автопоездов большой грузоподъемности и габаритов предъявит к ним повышенные требования надежности экологической и дорожной безопасности, отвечающие международным стандартам.
Концентрация - это объединение производственно-технической базы (далее ПТБ), трудовых и других ресурсов для выполнения работ ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. Как правило, концентрация ПТБ связана с укрупнением автомобильных парков и созданием единой организационноуправленческой структуры предприятия. Концентрация приводит к росту производственной программы.
Специализация - это ориентация производства на выполнение определенного вида ограниченной номенклатуры работ по ТО и ремонту подвижного состава, агрегатов, систем, позволяющая эффективно использовать прогрессивные технологические процессы, производительное оборудование, привлекать квалифицированный персонал.
Кооперирование - это совместное выполнение определенных работ или их частей по ТО и ремонту подвижного состава двумя или несколькими предприятиями или производственными подразделениями, предусматривающее организацию между ними четких технологических, организационно-управленческих, хозяйственных и информационных связей.
Специализация оценивается по видам, форме, глубине и уровню концентрации производства.
В системе поддержания работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования различают следующие виды специализации: межотраслевая, отраслевая, региональная, внутрихозяйственная, внутрицеховая (внутриучастковая или внутрипостовая). Например, специализация по разборке, комплектованию, сборке и обкатке силового агрегата на моторном участке. Различают следующие формы специализации:
- предметная - это специализация подразделений по проведению работ по ТО и ремонту определенных видов подвижного состава; при этом на одном предприятии или в подразделении сосредоточивается различное технологическое оборудование для выполнения комплекса операций по обеспечению работоспособности, например, производственно-технические комбинаты по централизованному обслуживанию автомобилей семейства КамАЗ;
- агрегатно-узловая - специализация подразделений по ТО и ремонту агрегатов, узлов, систем, например, централизованные мастерские по капремонту двигателей, установке и ремонту газобаллонного оборудования, компьютерных систем;
- подетальная - специализация на восстановлении или изготовлении деталей всех видов подвижного состава, например, мастерские по восстановлению коленчатых валов;
- технологическая - специализация подразделений на выполнении однородных технологических процессов, операций или группы операций, основанная на общности основного технологического оборудования, например, мастерские, СТОА, централизованные участки по окраске автомобилей, шиномонтажным работам и т. д.;
- регламентно-технологическая - специализация по видам ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2);
- функциональная - специализация вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс предметами и средствами труда, а также создание необходимых условий труда и быта.
Конкуренция на транспортном рынке корректирует требования своевременного обеспечения работоспособности именно тех автомобилей парка, которые необходимы в данный момент для транспортного процесса (грузоподъемность, специализация, вместимость, комфортабельность и др.). Это обстоятельство, а также необходимость экономии затрат на обеспечение работоспособности автомобилей повышают требования к организации технологических процессов ТО и ремонта, персонализации учета и ответственности.
- Концепция развития планово-предупредительного ремонта
Рассматривая эти перспективы, необходимо, во-первых, различать автомобили современной конструкции, технического уровня, надежности и качества и те, которые будут формировать автомобильный парк через 5, 10, 15 лет. При этом обновление парка автомобилями новой конструкции происходит постепенно с учетом темпов списания и пополнения и фактических сроков службы автомобилей. В будущем, так же, как и теперь, в составе АТП будут сосуществовать автомобили нескольких поколений и технических уровней.
Во-вторых, ответить на вопрос, имеются ли научные или практически конструктивные или другие основания замены действующей планово-предупредительной системы обеспечения работоспособности автомобилей в эксплуатации.
Приводимые в учебнике материалы, имеющийся отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что для сложных восстанавливаемых изделий, какими являются автомобили, обеспечить гарантированный уровень работоспособности, важный для надежности транспортного процесса, вне планово-предупредительной системы невозможно.
Ее значение состоит не в том, что гарантируется абсолютная работоспособность (что невозможно для случайных процессов, свойственных эксплуатации), а в том, что уровнем работоспособности можно управлять, зная, какие ресурсы при этом необходимы.
В-третьих, для ближайших 10-20 лет целесообразно рассматривать возможные варианты совершенствования планово-предупредительной системы, ее структуру, режимы, уровни регламентации и др.
При работе автомобилей под влиянием различных факторов возникает совокупность отказов (неисправностей), каждый из которых является случайной величиной, характеризуемой наработкой детали.
В результате использования экономических и других критериев концепция обслуживания автомобилей развивается по двум принципиальным вариантам: выполнение технического обслуживания по наработке без предварительного контроля и с предварительным контролем - диагностикой, т. е. по состоянию.
В зависимости от экономических условий, надежности изделий и поставленных целей любая из этих стратегий может оказаться рациональной.
В случае с предварительным контролем используются стационарные и, главным образом, компактные мобильные контрольно-диагностические средства. Основными условиями применения этой тактики являются точность, надежность и универсальность самих контрольно-диагностических средств и снижение затрат на их приобретение и эксплуатацию.
При этом возможны два варианта развития концепции: проводится контроль работоспособности, выполняемый с определенной (постоянной или изменяющейся) периодичностью и «корректирование» технического состояния по результатам этого контроля. При втором по результатам контроля дается прогноз работоспособности, который позволяет на следующем шаге или корректировать периодичность последующего контроля или уточнить предстоящий объем работ.
Система встроенных контрольно-диагностических средств может развиваться в двух основных направлениях. Первое направление связано с созданием средств, сигнализирующих теми или иными способами об уровне работоспособности автомобиля или агрегата. Это можно достичь, например, при отборе информации о техническом состоянии с заданной периодичностью.
Например, при ТО, при сигнализации о достижении заданных (предельных, допустимых значений и т. д.) параметров технического состояния и т. д. Эта информация может анализироваться на месте, где и принимается решение или централизованно. Вторым направлением является использование таких встроенных контрольно-диагностических средств, которые позволяют не только определять, но и прогнозировать уровень работоспособности.
Аналогичные членение и совершенствование возможны и для второй концепции. Однако технологические цели будут иными. Например, контроль при отказе имеет целью определить причины отказа и уточнить характер и технологию (трудоемкость, стоимость, последовательность и продолжительность) восстановительных работ.
Для автомобиля в целом как совокупности агрегатов, узлов и систем могут применяться все рассмотренные варианты стратегий, которые не меняют существа планово-предупредительной системы ТО и ремонта, заключающегося в получении теми или иными способами информации о состоянии изделия, планировании и проведении работ по поддержанию его работоспособности.
При этом необходимо учитывать, что работоспособность самих внешних или встроенных контрольно-диагностических средств, включающих десятки элементов, должна также обеспечиваться планово-предупредительной системой, включая метрологический контроль.
Структуру системы ТО и ремонта рекомендуют совершенствовать следующим образом.
Для индивидуальных автомобилей (легковые, грузопассажирские, микроавтобусы) наиболее распространенной будет система с одним основным видом ТО, сопоставимым по периодичности со среднегодовым пробегом этих автомобилей 10-20 тыс. км и предшествующим по времени государственному техническому осмотру, а в перспективе совмещенным с ним.
Для коммерческих грузовых и пассажирских автомобилей система ТО и ремонта может развиваться при сохранении планово-предупредительных принципов в следующих направлениях.
Увеличение периодичности ТО в соответствии с повышением надежности автомобилей, качества их технической эксплуатации, применяемых эксплуатационных материалов и повышением квалификации персонала.
Для интенсивно эксплуатируемых коммерческих автомобилей (междугородные и международные перевозки, городские и пригородные пассажирские перевозки) будет развиваться корректирование нормативов, а в ряде случаев и структуры системы, вплоть до индивидуализации нормативов с учетом условий эксплуатации и технического состояния автомобилей и показаний встроенных контрольно-диагностических средств. Этой тенденции будут благоприятствовать совершенствование информационного обеспечения технической эксплуатации, оперативный учет воздействий, оборудование автомобилей большой грузоподъемности и вместимости встроенной системой диагностики.
Применение новых информационных технологий в ТЭА, сопровождаемое сокращением затрат при организации помашинного учета, позволит при необходимости изменять структуру системы, увеличивая число видов ТО, а также индивидуализировать моменты замены (списания или продажи) автомобилей с учетом экономических и технических критериев, управляя возрастной структурой парков.
Повышение надежности агрегатов и систем автомобилей, антикоррозионной стойкости кузовов и кабин, регулирование сроков службы позволит отказаться от полнокомплектного капитального ремонта автомобилей.
Улучшение ремонтопригодности автомобилей и агрегатов, применение компактных и мобильных средств диагностики, обслуживания и ремонта позволит постепенно для коммерческих автомобилей переходить к углубленному ремонту ряда агрегатов без снятия их с автомобиля (иногда так называемый нарам- ный ремонт), что существенно сократит простои автомобиля в ремонте.
Ремонтные подразделения или предприятия в основном сосредоточатся на восстановлении деталей, особенно базовых и основных, до уровня новых, что обеспечит существенное повышение ресурсов ремонтируемых агрегатов и систем.
Будет возрастать приспособленность конструкции автомобилей к утилизации и вторичному использованию деталей и агрегатов, в котором будут принимать непосредственное и расширяющееся участие производители автомобилей и материалов, что позволит снизить загрязнение окружающей среды отходами и утилем.
Согласно имеющимся оценкам и перспективным технологиям около 75 % (по массе) деталей и материалов современного автомобиля (металлические детали, масла, технические жидкости) могут быть переработаны и вторично использованы, в том числе при производстве и эксплуатации автомобилей. Остальные отходы, образующиеся при переработке списанных автомобилей (пластики, краска, резина, стекло и т. д.), подлежат дроблению или измельчению с последующим использованием в других отраслях, например в строительстве, или по экологическим требованиям захоронению.
Принципиальное изменение планово-предупредительной системы возможно при следующем шаге, когда изделию (или его элементам) будет обеспечено поддержание работоспособности методами резервирования или самовосстановления в пределах установленного срока службы. Здесь возможны два решения: или использование «абсолютно надежных» материалов и изделий, вероятность отказа которых за заданную наработку ничтожно мала (резервирование, повышение надежности элементов конструкции) или применение иных принципов конструирования, предусматривающих самовосстановление изделия.
Целесообразность подобной трансформации таких массовых изделий, как автомобиль, должна быть подвергнута тщательной экономической, социологической, конструкторской и технологической проработке.
Что же касается обозримого будущего, то в планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей будут использоваться все варианты в пропорциях, определяемых конкретными технико-экономической и целевой ситуациями в экономике и на автомобильном транспорте.
- Перспектива формирования и развития рынка услуг обслуживания подвижного состава
Под рынком услуг подсистемы технической эксплуатации и сервиса понимается возникновение и удовлетворение требований по обеспечению работоспособности, сохранности и подготовки к использованию автотранспортных средств всех форм собственности; в течение всего периода эксплуатации. В ряде стран этот рынок в отличие от продажи новых автомобилей называется вторичным (aftermarket). Происходящие на автомобильном транспорте изменения (формы собственности, размеры предприятий, диверсификация деятельности, конкуренция, рост парка и т. д.), повышение государственных требований к дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств воздействуют на формирование и перспективы развития этого рынка. Прежде всего объем этого рынка продолжает расти и в ближайшие 5-10 лет может увеличиться соответственно на 25-60 %.
Расширяется потенциальная клиентура этого рынка. Если в прошлом большинство коммерческих АТП обеспечивало работоспособность автомобилей собственными силами (комплексные предприятия) и на ведомственных базах централизованного технического обслуживания, то в настоящее время и в перспективе значительная часть малых автотранспортных предприятий и водителей-операторов, не располагающих собственной производственно-технической базой, будут вынуждены удовлетворять соответствующие требования на вторичном рынке. Согласно оценке МАДИ, потенциальная клиентура вторичного рынка включает, помимо индивидуальных владельцев, негосударственные коммерческие, государственные и муниципальные предприятия, которые располагают 56-67 % парка.
Растущие объем и содержание требований и услуг, как показывает отечественный и зарубежный опыт, не могут быть освоены одним типом или группой операторов вторичного рынка, например фирменных. Зарубежный опыт свидетельствует о преобладании на этом рынке так называемых независимых от изготовителей предприятий, которые в основном обслуживают автомобили по истечении гарантийного срока, т. е. в течение 10-15 лет. При разнообразии предприятий и форм обслуживания на отечественном вторичном рынке будут действовать следующие основные формы обслуживания, обеспечивая конкурентную среду:
- фирменные и дилерские предприятия (15-25 % объемов работ);
- независимые сервисные и ремонтные предприятия (45-60 %);
- мастерские транспортных предприятий (5-10 %);
- самообслуживание (до 20-25 %), которое также должно поддерживаться вторичным рынком (предоставление рабочих мест, оборудование, инструмент, информационное обеспечение и т. п.).
Произойдут серьезные изменения и трансформация работ и услуг, выполняемых на вторичном рынке. Помимо традиционных работ (уборочно-моечных, смазочных, регулировочных, шинных, кузовных и др.), удельный вес которых будет сокращаться, получат преобладающее развитие:
- подбор и доставка необходимых для предприятия или клиента автотранспортных средств, технологического оборудования, запасных частей и материалов, гарантирование их качества;
- обеспечение работоспособности конструктивно новых агрегатов и систем автомобиля (впрыск, нейтрализация отработавших газов, автоматические коробки передач, встроенная диагностика, антиблокировочные тормозные системы);
- контроль и обслуживание систем, обеспечивающих безопасность и комфортабельность (системы освещения, сигнализации и информации, кондиционирования, отопления и вентиляции, защитные системы);
- переоборудование, обслуживание и ремонт автомобилей, использующих альтернативные виды топлива и энергии;
- модернизация и тюнинг;
- кузовные, малярные, антикоррозионные работы с использованием экологически чистых материалов и технологий;
- замена масел, технических жидкостей по состоянию; подбор и взаимозаменяемость;
- более активное и оперативное участие в подготовке и проведении государственного инструментального технического контроля;
- оценка и подготовка к продаже подержанных автомобилей, включая грузовые и автобусы;
- оказание помощи на линии, эвакуация, выполнение работ ТО и ремонта по месту хранения автомобилей (выездная схема), оказание помощи владельцам при самообслуживании;
- включение предприятий вторичного рынка в рециклинг, т. е. сбор, утилизацию, вторичное использование, подготовку к переработке отходов и утиля, в том числе и с использованием зачета остаточной стоимости;
- информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств, транспортных предприятий и производителей.