АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА
- Формирование целей
Чтобы организация достигла своей цели, необходимо определить, чего она хочет, где она находится, куда и каким путем она должна идти, кто идет рядом с ней и каковы ее успехи. Исходя из этого первостепенной и важнейшей задачей СТО является определение ее миссии - основной общей цепи, а на этой основе - конкретных целей.
Автосервисные фирмы или СТО имеют каждая свою конкретную миссию. Миссия станций общего пользования заключается в удовлетворении потребностей клиентов независимо от их статуса, экономических возможностей, требований к культуре обслуживания и качеству услуг.
Полулегальный производитель услуг ставит перед собой цель предоставлять услуги исключительно высокого качества, которое он может обеспечить благодаря своему исключительному мастерству и знаниям в рамках ограниченных технологических возможностей при удовлетворяющих клиентов ценах и отношениях с клиентами, которые основываются на взаимном доверии.
Руководство станции должно понимать, что ее основная цель должна быть достижимой и соответствовать возможностям СТО. Если станция возьмет на себя миссию, которую не сможет достичь, то она постоянно будет чувствовать свою несостоятельность; если она возьмет на себя миссию, которая ниже ее возможностей, то это, скорее всего, сведет ее возможности до уровня миссии. Миссия - основная цель - должна быть реальной и стимулировать развитие.
Основной цели станции должен придерживаться каждый ее работник. Каждый из них должен знать миссию и исходить из нее в своей деятельности. Отклонение или противодействие миссии должны санкционироваться, как приносящие вред станции.
Далее необходимо сформировать цели, которые детализируют миссию. Они могут быть следующими:
- клиентура (рынки). Каких клиентов мы обслуживаем. Каковы их требования. Что мы должны делать для удовлетворения их потребностей;
- услуги. Какая номенклатура услуг отвечает спросу клиентуры. Какие формы предоставления услуг отвечают спросу клиентуры. Какой режим работы отвечает спросу;
- прибыль. Какой объем прибыли планируется получить - на одного работника или в целом. Какой прирост прибыли станция предлагает за год;
- производительность труда. Какой объем услуг должны достичь на одного работника;
- производственные мощности. Какой коэффициент использования мощностей мы можем достичь. Как следует развивать мощности. Какой технологический уровень необходимо обеспечить;
- кадры. Отвечает ли уровень кадров требованиям клиентуры. Что необходимо сделать для привлечения высококвалифицированных кадров. Отвечает ли культура кадров требованиям миссии, и что необходимо сделать для приведения уровня культуры к уровню требований.
- Оценка возможностей автосервиса и угроз для него
Возможности и угрозы определяются внутренними параметрами станции и факторами внешней среды.
К факторам внешней среды следует отнести:
- экономические факторы. Реальная угроза для станции возникает, если ее производственные мощности используются на 40-60 %.
- политические факторы. Успех станций в большей мере зависит от действий правительства и законодательства. Например, если станция может платить налоги в целом с прибыли, а в законодательстве будет предусмотрена оплата налогов отдельно по видам деятельности, то очевидно, что убыточную деятельность необходимо сделать прибыльной либо избавиться от нее;
- рыночные факторы. К ним относятся изменения в условиях формирования рынка и спроса;
- технологические факторы. Необходимо обеспечить уровень технологии и соответствие этого уровня требованиям, особенно по сравнению с конкурентами;
- факторы конкуренции. М. Мескон относительно анализа конкуренции считает важным диагностировать конкуренцию по следующим направлениям: анализ будущих целей конкурентов; оценка текущей стратегии конкурентов; анализ того, на каких рынках работают конкуренты; углубленный анализ сильных и слабых сторон конкурентов.
Другими словами, для определения конкуренции необходимо ответить на несколько вопросов. Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?
Какие вероятные шаги или изменения в стратегии сделает конкурент? Каковы слабые стороны конкурента? Что может спровоцировать сильные и эффективные действия со стороны конкурента?
М. Мескон предлагает таким образом определить внешнюю угрозу и возможности организации. Факторы должны быть взвешены с помощью коэффициентов: (+5) - максимально положительный вес; 0 - нейтральный; (-5) - минимально негативный. С помощью коэффициента, можно оценить также влияние: (+50) - максимально возможное; 0 - нейтральное; (-50) - минимально возможное (наибольшая угроза).
Таким образом, приходим к выводу, что факторы экономические, рыночные и конкуренции способствуют возможностям станции, а законодательство и технологический уровень составляют угрозу.
- Анализ состояния производства
При рассмотрении вопроса о том, каким образом определить конкурентоспособность предприятия, надо учитывать, что не так просто получить показатели, которые определяют конкурентоспособность, особенно конкурентов. В связи в этим мы, скорее всего, можем ориентироваться на выходные показатели, более-менее известные. Например, мы можем знать, что первая группа конкурентов (фирменные станции) имеют высокий уровень технологии - в этом можно убедиться при посещении предприятия. Экономическое положение предприятия можно определить по количеству рекламы, требующей определенных затрат. Качество услуг и запасных частей, а также уровень организации производства можно оценить при посещении СТО конкурентов и т.д.
Анализ результатов деятельности вашего предприятия должен охватывать финансовые, производственные, маркетинговые показатели, а также рекламу и местонахождение СТО. Самым важным показателем, по которому следует определять ваше рыночное положение, должна быть прибыль. Даже если прибыль достаточная и наблюдается тенденция ее увеличения, не следует успокаиваться: ситуация на рынке может существенно измениться, и эти возможные изменения необходимо предвидеть.
Другой момент, который необходимо учитывать при оценке прибыли, - все ли услуги имеют одинаковую прибыльность или некоторые из них нерентабельные. Если нерентабельность услуг возникает по причине недостаточного использования мощностей, необходимо определить внешние факторы, которые влияют на их загрузку. Если они нерентабельные из-за цены и себестоимости, надо определить факторы, которые влияют на себестоимость и возможность ее уменьшения. Чаще бывает так, что рентабельность услуг низкая из-за рыночного ограничения верхнего значения цены, а себестоимость высокая, и возможности ее уменьшения ограничены. В этом случае необходимо рассмотреть перспективу этой услуги: если она является «убыточным» лидером (например, диагностирование, даже если оно убыточное, может привести к прибыли, потому что обеспечивает загрузку СТО), то эта услуга полезная для предприятия; но если она убыточна сама по себе и не является элементом комплекса услуг, то не следует рассчитывать на ее перспективу.
Важными элементами анализа являются уровни технического обеспечения, технологии и организации. Этот анализ должен выполняться в такой последовательности.
- Спрос и его структура: какие услуги, в каком количестве реально будут потребованы рынком в будущем. Объем и структура спроса могут быть определены как вероятные в максимальном (оптимистическом), наиболее вероятном и минимальном (пессимистическом) вариантах.
- Наличие оборудования, приспособлений, инструмента и рабочих мест для удовлетворения спроса.
- Соответствие техники и технологии требованиям клиентуры и конкуренции.
- Перечень того, что необходимо дополнительно иметь для удовлетворения потребностей.
- Соответствие кадров по квалификации и сервисным характеристикам, требованиям спроса.
- Маркетинговый анализ рынка услуг автосервиса
Достаточно полный маркетинговый анализ рынка автосервисных услуг проведен И. Е. Ильиной, и А. Е. Скворцовым в работе [36], в которой говорится, что в современных условиях большое значение для развития предприятия, в частности автосервиса, является анализ тенденций развития рынка и его составляющих, на котором оно функционирует. Модернизация оказываемых услуг должна проводиться постоянно в соответствии с изменениями потребностей клиентов и не только соответствовать им, но и предугадывать их с учетом развития машиностроения и других наукоемких отраслей экономики.
Для соответствия текущим тенденциям спроса и предложения предприятию необходимо вести мониторинг и анализ развития рынка, выявлять и изучать своих ближайших и важнейших конкурентов, выбирать стратегические альтернативы, разрабатывать маркетинговую программу, определять технические, финансовые и кадровые возможности.
Анализ развития рынка автосервисных услуг в первую очередь предполагает изучение автомобильного парка, его размер, структуру, возрастную вариацию, концентрацию по географическому признаку и интенсивность эксплуатации. Во вторую очередь необходим анализ потребителей в разрезе уровня доходности, возрастного ценза и половому признаку. И в третью - анализ соответствия концентрации автомобилей по географическому признаку, наличию автосервисных предприятий с оптимальным набором предоставляемых услуг.
По результатам статданных о парке автомобилей можно спрогнозировать темпы роста и прироста не только парка машин, но и их владельцев. Исходя из данных о росте парка автомобилей, можно проанализировать темпы развитие автосервиса и выявить зависимость между этими двумя показателями. Изменение объема рынка легковых автомобилей напрямую влияет на изменение объемов рынка автосервисных услуг. Годовой прирост парка автомобилей влечет за собой необходимость прироста автосервисных мощностей и производственного персонала. Следовательно, с ростом объемов автомобильного рынка растет и рынок автосервисных услуг. Если при этом число предприятий автосервиса не увеличивается, то имеется возможность увеличения объемов услуг на существующих предприятиях. Таким образом, складываются благоприятные условия для тех, кто уже работает на этом рынке, так как прирост парка автомобилей является объективной предпосылкой расширения производства автосервиса.
Обладая информационной базой о структуре и возрастной вариации парка машин, можно ориентироваться относительно потребностей в запасных частях, объема работ по маркам и по видам работ.
Также необходимо изучать и анализировать конкурентную среду, количество конкурентов, перечень оказываемых ими услуг, уровень качества и ценовые показатели. Более высокий уровень конкуренции может быть достигнут как за счет эффективного использования существующих мощностей, так и улучшения качества обслуживания и оказания услуг, а также оптимального определения уровня цен на оказываемые услуги. Необходимость улучшения качества услуг, культуры обслуживания, имиджа предприятия является предпосылкой конкурентоспособности. Для более детального изучения конкурентной среды и формирования конкурентных преимуществ необходимо проводить постоянный мониторинг внутренней и внешней среды. С целью получения информации о конкурентах, которая не публикуется и не является закрытой, можно использовать элементы конкурентной разведки.
Анализ спроса на автосервисные услуги и изучение потребностей клиентов проводится с помощью опроса, анкетирования и интервью. Клиенты в первую очередь делятся по уровню доходности на три категории: высокий, средний и низкий уровень дохода. В зависимости от своих производственных мощностей, потребностей потребителей и их возможностей автосервисное предприятие должно вырабатывать оптимальные ценовую, маркетинговую и сервисную политики.
Дорогостоящее и удобное обслуживание автомобиля могут позволить себе не все автовладельцы, следовательно, наиболее обеспеченный контингент автовладельцев будет в основном посещать крупные и дорогостоящие автосервисы, а автовладельцы с более низким достатком и с достатком ниже среднего будут пользоваться услугами средних и мелких автосервисов или осуществлять ремонт собственными силами.
По результатам проведенного исследования можно выделить следующие основные экономические модели предприятий автосервиса легковых автомобилей:
- Предприятия общего назначения, производящие ремонт всех видов легковых автомобилей и имеющие централизованные склады с набором запасных частей.
- Дилерские центры. Представители этих центров производят ремонт и техническое обслуживание той техники, которую продают. Дилерские центры заинтересованы обеспечить высокий уровень сервиса, так как это напрямую влияет на уровень продаж.
- Специализированные предприятия или авторизированные фирменные сервисные центры, имеющие прямые связи с заводами-изготовителями и обеспечивающие ремонт и техобслуживание нескольких фирм по их поручению.
- Индивидуальные предприниматели.
- Подразделения промышленных предприятий, осуществляющие обслуживание легковых автомобилей.
На спрос услуг автосервисных предприятий влияют такие показатели, как плотность их расположения на определенной территории и количество легковых автомобилей, прикрепленных к данной территории.
Каждое отдельное предприятие автосервиса представляет конкретные виды услуг, имеет определенное число работников и рабочих мест, производственную мощность, конкретный режим работы и обслуживает определенные сегменты рынка. Стабильность развития предприятия обуславливается мониторингом и анализом следующих направлений:
- тенденции развития рынка автомобильного парка и соответственно рынка автосервисных услуг;
- уровень эффективности использования производственных мощностей, кадрового потенциала и финансовых потоков;
- соответствие номенклатуры и уровня качества оказываемых услуг потребностям клиентов;
- анализ жизненного цикла оказываемых услуг;
- соответствие режима работы автосервисного предприятия и формы оказания услуг потребностям клиентов;
- степень удовлетворения клиентов уровнем соотношения цены и качества оказываемых услуг;
- уровень культуры обслуживания, наличие системы скидок и имидж организации.
Эффективность использования производственных мощностей и площади предприятия зависит не только от спроса, но и от управленческих решений руководства. Прежде всего это грамотная работа с клиентурой, которая включает в себя не только качественное и своевременное предоставление услуг, но культуру обслуживания. В свою очередь на спрос влияет ряд факторов. К факторам, не зависящим от предприятия, можно отнести:
- уровень конкуренции на рынке;
- низкий платежеспособный спрос;
- отсутствие требуемого объема легковых автомобилей; форс-мажорные обстоятельства.
Предприятие автосервиса может отслеживать и регулировать следующие факторы, влияющие на спрос:
- уровень качества услуг;
- уровень культуры обслуживания;
- режим работы;
- формы предоставления услуг;
- квалификация персонала и т. д.
Анализируя состояние дел на предприятии, руководство должно, в первую очередь, устранить внутренние причины, снижающие эффективность использования экономического потенциала предприятия. А также повседневно стремиться сгладить влияние внешних факторов на эффективность функционирования предприятия. Для этого может быть сформирована оценка приоритетных направлений развития предприятия и сдерживающих их факторов в виде матрицы. Столбцы этой матрицы помечаются приоритетными направлениями развития, а строки - сдерживающими их факторами, на их пересечении отражаются пути преодоления и устранения недостатков работы предприятия. Также необходимо закрепить центры ответственности и определить сотрудников, ответственных за устранение недостатков. Данная матрица позволяет руководству предприятия наглядно отслеживать, контролировать процесс устранения недостатков и своевременно принимать грамотные управленческие решения.
Маркетинговый анализ рынка автосервисных услуг легковых автомобилей прежде всего предполагает анализ потребителей и количество автотранспортных средств на конкретном сегменте рынка. Для этого необходимо изучить тенденции развития рынка легковых автомобилей с целью прогноза будущего объема автосервисных работ. Исследование конкурентной среды позволяет определять оптимальную ценовую политику, спектр оказываемых услуг и потребности потребителей. Анализ рынка поставщиков также способствует формированию оптимальных цен и накладных расходов. Конкурентоспособность автосервисного предприятия зависит и от анализа и использования внутреннего потенциала предприятия, который включает в себя производственную, кадровую и экономическую составляющие.
- Анализ тенденций развития рынка для конкретной станции
Конкретная СТО представляет конкретные виды услуг, имеет определенное число работников и рабочих мест, производственную мощность, постоянные и переменные расходы, конкретный режим работы и обслуживает конкретные рынки.
Рассматривая перспективы, руководству станции необходимо найти ответы, по крайней мере, на такие вопросы:
- какой будет ситуация на рынке и как изменится конкуренция;
- эффективно ли используются мощности станции;
- отвечает ли номенклатура и качество услуг потребностям клиентуры;
- какие услуги необходимо развивать, а какие следует уменьшить или закрыть;
- удовлетворяют ли клиентов режим работы станции и формы предоставления услуг;
- удовлетворяют ли клиентов цены, качество услуг и культура обслуживания.
Прежде всего необходимо проанализировать эффективность использования производственных мощностей станции. Если мощность и площадь станции используются недостаточно, то необходимо выявить причины этого. Эти причины могут быть двух направлений: внешние - недостаточный спрос; внутренние - неэффективные работы с клиентурой и организация производства.
Причины недостаточного спроса могут не зависеть от станции - это слишком большая конкуренция, низкий платежеспособный спрос, отсутствие автомобилей, неблагоприятные погодные условия, форс-мажорные обстоятельства, - и зависеть от станции - низкое качество услуг и запасных частей, недостаточная культура обслуживания; не отвечающий спросу режим работы, не отвечающие спросу формы предоставления услуг, низкая квалификация слесарей, низкий технологический уровень, неэффективное руководство и т.д.
Например, на одной из станций шиномонтажные работы и работы по балансировке колес размещены в середине станции. Чтобы их выполнить, необходимо, имея пропуск, заехать на территорию станции, выписать заказ. За воротами станции в «будках» находятся два пункта шиномонтажа, которыми пользоваться удобно, а цены не отличаются. В этом случае станция по объективным причинам должна закрыть свой шиномонтаж или использовать его лишь для технических целей.
Можно привести пример низкого платежеспособного спроса. Раньше никто не возражал против технического обслуживания в полном объеме. Это стоило недорого и приносило пользу. Сегодня для большей части клиентов такая услуга невыгодна, потому что в ней есть «неявные» расходы. Зачем делать техническое обслуживание и платить за него деньги, если можно за меньшую цену сменить масло или натянуть ремень привода генератора и водяного насоса и т.д.
Пример низкого качества услуг. Клиент желал покрасить заднее крыло после ДТП. Чтобы ему выполнили эту работу, он должен был три дня провести на станции. А надо бы, чтобы на станции поступили так: посмотрели, что необходимо сделать, договорились с клиентом о сроках выполнения работ. Например: «Покажите лючок бензобака, мы подберем краску, а через день примем ваш автомобиль и через 3 ч. вернем его вам готовым».
Пример несоответствующего спросу режима работы. Станция работает с 9.00 до 18.00 с двумя выходными днями - в субботу и воскресенье. Большинство клиентов работают в таком же режиме. Для увеличения спроса необходимо изменить либо режим, либо форму предоставления услуг.
Пример несоответствия форм предоставления услуг спросу. Клиенту необходимо запаять радиатор. Но он занят с утра до вечера. В свой выходной день он нашел бы полчаса для того, чтобы снять радиатор с автомобиля и оставить его дома, где всегда кто-то есть. Он мог бы это сделать, если бы станция могла приехать за радиатором, забрать его, отремонтировать и привезти назад. О цене и условиях можно было бы договориться по телефону.
Пример недостаточной культуры обслуживания. После покраски заднего крыла клиенту пришлось полдня сдирать краску со стекла и никелированных частей автомобиля, а также искать способ поставить на место молдинг, потому что в отверстия, в которые ставятся их крепления, затекла краска. Эти факты не укрепляют желания клиента пользоваться услугами СТО.
- Альтернативы развития фирмы или станции
Если сравнительный анализ спроса, предложения и конкуренции показывает необходимость изменений, то их следует проводить с учетом экономической стратегии и главной цели станции. Согласно, матрицы Бостонской консалтинговой группы фирма имеет преимущественно четыре направления развития производства, а согласно сетке развития товаров и рынков - четыре направления развития рынков. Следует более детально рассмотреть эти вопросы, чтобы изучить наши возможности и ограничения.
Прежде всего следует найти ответы на вопросы: каким образом будет развиваться рынок, на котором Вы работаете? Его эволюционное, замедленное и стабильное развитие скорее всего натолкнет Вас на мысль планировать дальнейшее развитие производства, исходя из достигнутого уровня. Эту стратегию Мескон называет стратегией ограниченного роста. Примером такой стратегии для станции может быть развитие традиционных услуг (например, обслуживание и ремонт отечественных автомобилей). Как мы видели раньше, прирост парка отечественных автомобилей стабильный и не очень значительный. Но если ситуация будет складываться таким образом, что отечественная автомобильная промышленность начнет выпуск большого количества качественных и дешевых автомобилей (например, Запорожский автомобильный завод вместе с фирмой «Daewoo» планирует выпускать 300 тыс. автомобилей в год), то, очевидно, и станции должны отреагировать на это соответственно стратегией роста.
Следующая стратегия - это стратегия сокращения. Например, если в свое время, «АвтоВАЗтехобслуживание» имело большое количество специализированных станций, в том числе и в районах, то сейчас они вынуждены сократить производство в связи с ликвидацией большинства этих станций, так как специализация перестала иметь преимущества. Еще один пример. Объединение «Мосав- тотехобслуживание» имело достаточное число больших станций, расположенных за городом. В условиях настоящего спроса эти станции не имеют достаточной загрузки и должны переориентировать свои услуги или все производство. Сокращение их числа может идти в направлении ликвидации (например, некоторые фирмы вынуждены закрывать станции в неудобных местах).
В связи с большой стоимостью основных фондов станций применяется стратегия отсечения лишнего (например, станция ликвидирует основной склад, в котором раньше хранилось большое количество запасных частей, а теперь в этом нет потребности). Стратегия переориентации сводится к тому, что из-за меняющихся условий фирма должна сократить некоторую деятельность и переориентироваться на другую. Например, некоторые станции общего пользования значительно сократили объем услуг по обслуживанию и ремонту, но увеличили количество регулировок углов управляемых колес, потому что эту услугу конкуренты предлагали в значительно меньшей степени.
И последняя стратегическая альтернатива - совмещение всех предыдущих альтернатив, т. е. что-то следует развивать далее от уже достигнутого, что-то должно развиваться интенсивно, например, услуги по иномаркам, что-то должно сокращаться, а что-то быть ликвидировано.
Стратегию ограничения роста необходимо применять в случае, когда мы обладаем высокой долей рынка и имеются высокие темпы его роста. При имеющейся небольшой доле рынка и высоких темпах его роста (за счет иномарок), очевидно, тоже наиболее приемлемой будет стратегия роста.
В целом с организационной точки зрения подготовка будущего производства требует определения целесообразных направлений развития предприятия, адаптации их к внешней среде и развития возможностей СТО в соответствии с этими направлениями.