Оптимизация технологического регламента изготовления пенобетонов
Некоторые практические соображения и Упроизводственные секретыФ работы цементовозов
Автор не одну тысячу километров провел как в кабине цементовоза так и, порой, за его рулем Ц наша организация длительное время специализировалась на поставках цемента. Снабжение цементом Ц это достаточно отлаженный и стабильный бизнес, изобилующий своими нюансами и производственными секретами. Люди, которые этим занимаются десятилетиями, если не всю жизнь, знают его досконально. И уж поверьте, ВСЕГДА найдут способ, как добыть своим детям не только кусок хлеба, но и масло с икрой к нему. А чтобы они сильно не УжировалиФ и Вам следует знать хоть некоторую толику производственных секретов. Тем более что цемент Ц главная составляющая пенобетона. От его качества и рентабельности поставок зависит очень многое, если не все.
Только на самых первых, начальных порах, можно довериться случайным поставщикам цемента. Какими бы громкими регалиями, они не прикрывались и какие бы красивые бумажки и сертификаты они Вам не показывали. Гарантом качества данной партии цемента является ТОЛЬКО заключение НЕЗАВИСИМОЙ лабораторной экспертизы (даже к лабораторному заключению цемкомбината следует относиться с известной долей скептицизма). А так как лабораторная проверка цемента процесс достаточно длительный и дорогой Ц проводить его на месте имеют возможность только крупные потребители. И даже они это делают оЧЧЧЧЧень редко Ц дешевле и проще, получается, подстраховаться простым перерасходом цемента.
Проблема усугубляется еще и тем, что в процессе погрузки или тарирования, еще на заводе, возможны различные УсхемыФ, благодаря которым вы вместо своей бездобавочной пятисотки, на вполне законных основаниях получите, в лучшем случае четырёхсотый, а то и вообще шлакопортланд, в котором будет половина шлака, и который для пенобетона ну никак не годится Ц сплошное мучение. Хотя на внешний вид они абсолютно одинаковы.
Как быть?
Совет первый, главный Ц не только у Вас есть дети. Не жадничайте, и все у Вас получится.
Совет второй Ц берете новое ведро и заполняете его доверху конфетами. Самыми дорогими, какие найдете. Легенду придумайте сами, главное, чтобы под её прикрытием Вы с этим своим ведром проникли в заводскую лабораторию. Лучше всего ничего не выдумывать Ц честно рассказать, как для Вас важны поставки качественного цемента и как Вы способны ценить эксклюзивную информации. В заводских лабораториях работают очень милые и симпатичные молодые девушки, в отличие от отдела сбыта, как правило, обделенные вниманием клиентов. Вы сами будете поражены как много очень интересной и полезной информации узнаете, подружившись с сотрудниками заводской лаборатории. Уж поверьте, способ проверен многократно. И ни разу он не давал осечек. А непринужденное общение за чашкой чая, с вашими-же конфетами, будет не только полезно в плане Вашего профессионального роста, но и просто приятноЕ
Совет третий Ц располагая УэксклюзивчикомФ (как там минералогия УпляшетФ, какая печка не в режиме, какая банка силоса заполняется прямиком с мельницы, а какая была заполнена еще пол года назад, что-там с мелющими телами, и на какой мельнице Утонина упалаФ и т. д. и т. д. и т. д.), Вы сможете уже более определенно и предметно общаться на отгрузке. Там Вам тоже нужно будет обязательно Унавести мостыФ. При умелом подходе даже проблема пересортицы (см. выше) может быть обыграна в Вашу пользу, а её неизбежные последствия будет расхлебывать какой нибудь колхозник, который всего этого, разумеется, не читал.
Совет четвертый Ц при малейшей возможности организуйте снабжение своего производства при помощи цементовоза Ц цемент навалом. В этом случае, возможен хоть какой-то контроль. Работать же на тарированном цементе, в мешках, оставьте любителям самоистязания. Там ситуация настолько закрученная, что о каком либо качестве или стабильности можете забыть в принципе. Или гарантированный недовес, или гарантированная пересортица Ц третьего не дано. А к надписям на мешках относитесь как к забору, - на нем еще и не такое пишут.
Совет пятый Ц если Вы имеете возможность разовой приемки цементовоза, иными словами ему есть куда УвыдутьсяФ (подготовленный сарай, спец. хранилище и т. д.) очень ответственно подойдите к выбору собственно самого цементовоза и, самое главное, водителя который на нем работает. Если все сделать грамотно Ц профессионал-водитель, который на этом цементовозе проработал всю жизнь, и который знает на ближайших цем. комбинатах каждую собаку, решит большинство Ваших проблем. Как правило, это ушлые и толковые дядьки, которые не только в совершенстве знают свою машину и спец. оборудование на ней, но и детально посвящены во все тонкости и нюансы всего этого дела Ц вплоть до особенностей личной жизни сотрудников цем. комбината. Они за руку здороваются с каждым гаишником на дороге и с помощью маленькой шоколадки, хихи-хаха и шаловливых ручек, в три минуты решают все проблемы в отделе сбыта. И даже очередь на загрузку, машин эдак в 300, помеха для них не большая Ц максимум через час, перегруженная бочка начинает монотонно Убодаться в спинуФ на пути домой.
Разумеется, подобный УсервисФ удовольствие не из дешевых Ц доставка цемента автоцементовозом стоит 0.5 Ц 1.0 доллара за километр пути и вплотную приближается к цене самого транспортируемого цемента (расценки Восточной Украины). И многие начинающие или разовые потребители цемента, считая эти расценки грабительскими, стараются сэкономить на доставке любым доступным способом. Рано или поздно, но практически всегда, жизнь им преподносит урок, и они начинают понимать, что профессионализм в любых его проявлениях, дешевым быть не может по определению.
Совет шестой Ц если транспортное плечо до нужного цем. комбината превышает 200 км, и Вы способны принять вагонные нормы, имеет смысл рассматривать схему комбинированных поставок Ц железная дорога + автотранспорт.
Традиционно эта схема решается при помощи местного завода ЖБК. У них, как правило, имеются производственные мощности по приему и хранению вагонных норм. Берут они за эту услугу обычно тем же цементом Ц от 10% с хопра за разгрузку, и 5 Ц 10% за месяц хранения. Удовольствие не из дешевых и для приемки высокомарочных цементов не годится в принципе Ц никто не будет там носиться с вашей бездобавочной пятисоткой. Свалят в общую кучу в свободный силос и, в лучшем случае, не станут его гонять по банкам.
Модернизация этой схемы Ц осуществить перегруз с вагона-хопра в свое хранилище самостоятельно. За достаточно скромное вознаграждение на любой станции Уотобьют готовностьФ на цем. комбинат по приему специального вагона-цементовоза в ближайшем тупике. Разумеется, если Вы аргументировано убедите начальника станции, что сможете обеспечить его разгрузку самостоятельно. (Такую экзотику, как - дежурным тепловозом раскрываем на перегоне люки Упод себяФ, на брезент, а затем десяток студентов за ночь УрастариваютФ 65 тн в мешки, конечно, предлагать не стоит. Схема хоть и очень красивая и подкупающе дешевая, всё же предполагает очень четкую организацию и опыт подобных экстремальных действий, уж поверьте на слово).
Гораздо проще организовать разгрузку вагона-цементовоза при помощи автоцементовоза. Он же и доставит его к точке разгрузки и, без хлопот выгрузит. Единственный нюанс Ц бочка должна быть оборудована соответствующей системой самозагрузки. Как правило, все 12-ти тонные бочки с тягачом КАМАЗ-5410, именно такими и выпускаются изначально заводом. Суть этой системы Ц компрессор начинает работать УнаоборотФ - как вакуумный насос. Он создает разрежение в бочке, и струя всасываемого воздуха захватывает цемент. Чтобы он не попал в насос, есть два фильтра - один непосредственно на компрессоре и другой в самой бочке. Вот с эти фильтром то обычно и возникают главные проблемы Ц его просто срезают, чтобы увеличить полезный объем бочки и 12-ти тонник превращается в 14-ти тонник. Соответственно цементовоз уже не способен к самозагрузке.
И даже если все нормально Ц водители очень неохотно соглашаются на подобные издевательства над техникой. Как ни крути, запыленный воздух, даже после всех фильтров, очень быстро изнашивает текстолитовые пластины в роторном насосе, - его производительность резко падает. И если, в обычном режиме, компрессор не требует к себе внимания годами, то через 10 Ц 15 циклов самозагрузки пластины нужно менять. На Унерасфрезерованных канавках ротора компрессораФ это усугубляется еще и крайней дефицитностью этих самых пластин.
Поэтому если водитель не уверен в целостности фильтров, он НИКОГДА не согласится на самозагрузку. Ну, разве что, полный дурак или, что чаще, случайный УнаездникФ. И наказаны за подобную неосмотрительность будете в первую очередь Вы сами Ц с неисправными фильтрами насос сломается через 10 минут работы, вагон затолкают в тупик, и все то время, пока Вы будете судорожно метаться по городу в поисках нового цементовоза согласного на самозагрузку, штрафы за простой будут облегчать Ваш кошелек.
Зондаж на предмет возможной самозагрузки следует начинать только с водителя, - никакое начальство, в этом вопросе Вам не помощник. Разговор рекомендую начать с полушутливого и фривольного склонения слова УсосатьФ, разумеется, по отношению к цементовозу. Как бы Вы не пыжились, это слово имеет настолько специфическую интерпретацию в повседневной речи, что ответные реплики наверняка весьма обогатят Ваш словарный запас оригинальными оборотами, - Вам только того и надо. Хотя подобный стиль беседы предполагает обязательное умение парировать выпады оппонентов их же языком, любой водитель цементовоза сразу же поймет о чем речь. И если тема не затухает, или начинает активно поддерживаться, - это верный сигнал Ц бочка соответственным образом оборудована (начальство, как правило, в подобные тонкости не посвящают), а водитель готов к более предметному обсуждению. Вот тогда уже и пойдет заинтересованный разговор, результат которого всецело будет зависеть от Вашей подготовленности к тому факту, что операция самозагрузки действительно весьма хлопотна и нетипична для повседневной работы, а, следовательно, должна быть соответствующим образом вознаграждена.
Если переговоры прошли успешно, и Вы заполучили сосущий цементовоз, дальнейшее весьма просто. Грамотно построенная беседа с экипажем дежурного тепловоза и сразу по прибытию, вагон уже стоит в удобном месте. И Вы об этом знаете, еще, как только он пересек входные стрелки Ц дармовые УбесплатныеФ сутки на разгрузку наверняка по достоинству будут оценены Вашим начальником.
Дальше дело техники Ц бочка двенадцатитонника заполняется максимум за час. Внутри вагона-хопра должен находится человек в противогазе, который УводитФ соплом и обеспечивает забор цемента по углам.
Совет седьмой Ц контроль выгрузки.
Если цементовоз Уходит под загрузкуФ без Вашего экспедитора, либо они с водителем УспелисьФ (очень часто, если не всегда, водитель берет экспедитора в долю Ц в этом вопросе нужен глаз да глаз) - возникает проблема обеспечения сохранности тоннажа в пути. Профессиональный водитель ВСЕГДА знает, в каком придорожном селе можно тонну другую быстренько выдуть. Проверить этот факт очень сложно, если не знать одного секрета - если система выгрузки по пути домой включалась, то в открытый люк видно, что цемент испещрен сетью трещин (как пересохшая глина летом).
Открывая для проверки верхний люк, обязательно обратите внимание на различные проволоки, веревки и т. д. торчащие из него. Ёто верный признак - на донных сетках аэрожолоба лежит кусок брезента. После УокончанияФ разгрузки, водитель за веревку вытащит этот брезент и еще пару тонн выдует, но уже себе.
В процессе выгрузки очень сложно определить момент её окончания, все ревет, пыль, дым Ц подходить страшно. Падение давления на манометре бочки НЕ яВЛяЕТСя признаком полной разгрузки, как бы Вас водитель в этом не убеждал. Внимательно следите за шлангом, по которому цемент транспортируется. Пока он хоть немного вздрагивает - значит, цемент еще идет. Если резко упало давление, но шланг продолжает дрожать Ц заставляйте водителя продолжать разгрузку. Все его высказывания по данному вопросу Ц дешевый спектакль, рассчитанный на Вашу эмоциональную неустойчивость.
Совет восьмой Ц если доверяете, дайте водителю заработать.
Проверено неоднократно Ц цементовоз может взять цемента больше, чем по паспортным данным на данную бочку. Ёто зависит от мастерства оператора загрузки (по минимуму аэрирует цемент на аэрожелобах силосов), желания самого водителя (УдергаетФ бочку Ц зрелище не для слабонервных, или ждет несколько часов пока само уляжется). Многое зависит также и от схемы, по которой в данный момент работает отгрузка Ц если идет сильно аэрированный цемент прямиком с мельниц (обычно это летом) получается вообще недогруз.
Если от водителя поступает предложение, что он, дескать, вместе с Вашими 12-тью, привезет для себя еще пару тонн Ц знайте такой трюк в принципе возможен. Но решения по данному вопросу должно исходить целиком из Вашей степени доверия данному водителю.