УЗЛЫ УПЛОТНЕНИЯ ОГРАЖДЕНИЙ
Ниже приводится описание конструкций наиболее распространенных узлов уплотнения ограждений. На рисунках узлов даны только принципиальные схемы решения различных типов уплотнений. Такие или аналогичные узлы могут быть использованы прн конструировании обмуровок новых котлов и реконструкции существующих.
Уплотнение потолочных перекрытий
Потолочные перекрытия требуют уплотнений по периметру в местах сопряжений с боковыми стенами и в местах проходов труб и подвесок. О — примыкание к фронтовой 1! боковой стене; б — промежуточный коллектор пароперегреватели; 1 — асбестовый картон; 2—металлический лист; 3— асбестовый шнур; 4 — газоплотная обмазка по сетке. Стрелками показано направление перемещении. Ряс. 6-2. Уі Шпературных швов в потолочном перекрытии. |
На рис. 6-2, а показано уплотнение сопряжения потолка и боковой стены топки. Потолочное перекрытие, лежащее иа трубах, перемещается вместе с ними в сторону боковой стены, перекрывая оставленный зазор. Между изоляцией коллектора и обмуровкой перекрытия делается скользящий и вертикальный шов с набивкой асбестовым шнуром Шов уплотняется сверху магнезиальной обмазкой по плетеной сетке. В скользящем шве имеется тонкий металлический лист, приваренный прихватками к уголку, который может перемещаться между металлическими обкладками из другого согнутого металлического листа. В сгиб листа рекомендуется положить проволоку, имеющую диаметр, равный или немного больший толщины скользящего листа, для предотвращения возможности заклинивания листа после заделки уплотняющего устройства в бетон.
Узел уплотнения прохода потолочных труб к коллектору, показанный на рис. 6-2, б, выполнен так, что заложенные в конструкцию температурные швы допускают
Рис. G-3. Уплотнение скользящего типа. 1 — металлически/! лист; S — асбестовый шнур; 3 — наружное но- крытие. |
Возможность малых относительных перемещений обмуровки перекрытия и изоляции коллектора с трубами. Этим удается избежать образования сквозных трещин в обмуровке перекрытия.
На рис. 6-3 показана схема уплотнения швов по периметру перекрытия топочной камеры скользящего типа с асбестовым шнуром. Металлические листы, образующие скользящее уплотнение, режутся через каждые 0,8—1,0 м. Разрезы служат температурными швамн и воспринимают поперечные и другие возможные относительные перемещения. Особенностью данной конструкции уплотнения является возможность замены асбестового шнура при ремонте.
Уплотнение боковых СТЄІ1 топки и задней стены поворотной камеры по периметру перекрытия может производиться при помоши стальных компенсаторов типа, показанного на рис. 6-4. По периметру потолка делается температурный шов, по краям которого устанавливаются стальные угольники. К угольникам приваривается компенсатор нз тонкой стали толщиной 1,5—2,0 мм. Концы компенсатора в углах топки входят в колпаки с мягкой асбестовой набивкой.
На рис. 6-5 показан узел уплотнения обмуровки на участке компенсации ее температурных расширений бетонным слоем. Это уплотнение скользящего типа; оно осуществляется при помощи специальных армированных
Рис. 6-4. Уплотнение с металлическим компенсатором. |
Рнс. 6-5. Уплотнение скользящего типа. |
I — компенсатор; 2 — колпак; 3 — асбестовая набивка.
I — армированная шомотобетонпая плита; 2—асбестовая прокладка; 3 — наружное газоплотное покрытие.
Шамотобетонных плит, уложенных с асбестовой прокладкой на тщательно выровненную поверхность кладки. Обмуровка благодаря наличию температурных зазоров может свободно перемещаться без повреждения бетонного слоя.
На рис. 6-6 показано несколько вариантов уплотнения узлов прохода подвесок и труб через потолочное перекрытие. Уплотнение прохода подвески показано на рнс. 6-6, а подвеска имеет преимущественно вертикальное перемещение через обмуровку потолка с наружной металлической обшивкой. В простейшем варианте уплотнение может быть выполнено из асбестовой набивки без нажимного устройства, показанного на рис. 6-6, а. Подвеска проходит в гильзе, приваренной к металлической обшивке. Набивка нз асбестового шнура удерживается от выпадения прн помощи волнистой проволочки, устанавливаемой иа прихватках к гильзе. Действие нажим - ного устройства, изображенного на рис. 6-6, б, аналогично действию сальника в арматуре. Уплотнение прохода подвески или трубы небольшого диаметра, имеющих перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, показано на рис. 6-6, в. Конструкция предусматривает
Рис. 6-6. Уплотнение проходов подвесок и труб. А, б — уплотнения асбестовым шнуром; в — уплотнение скользящего типа; г — уплотнение асботканыо; / — труба или подвеска; 2 — стяжном хомут; 3— гильза; 4—прижимная втулка; 5 — натяжной болт; 6 — проволока; 7— шайба; 8— рамка из уголковой стали; 9 — асбестовая масса; 10— асбестовый лист; II — шнур асбестовый; 12 — ткань из асбеста. |
Приварку стального листа к хомуту, охватывающему трубу или подвеску. По стальному листу скользит рамка из уголковой стали, которая с другой стороны по периметру приварена к металлической обшнвке. Внутреннее пространство рамки заполняется асбестовой массой, которая сверху' оклеивается тканью или обмазывается штукатуркой по сетке. В отдельных случаях уплотнение может быть достигнуто манжетой нз асбестовой ткани
(рис. 6-6, г). Манжета крепится хомутами с одной стороны к трубе, а с другой — к втулке, приваренной к металлической обшнвке.
На рис. 6-7 показаны варианты уплотнения вертикального прохода трубы или подвески за счет массовой нагрузки. В первом варианте (рис. 6-7, а) к металлической обшивке, имеющей вырез для перемещения трубы, привариваются кольца /, между которыми прокладывается асбестовый шнур. На него укладываются скрепленные между собой два металлических полукольца 2, которые
Рис. 6-7. Уплотнение за счет массовой нагрузки. а — с помощью асбестового шнура; б — с помощью асбестовой засыпки. |
С небольшим зазором (1,0—2,0 мм) охватывают трубу. Во внутреннюю выточку полуколец 2 также укладывается асбестовый шнур. Сверху помещаются сварное металлическое кольцо 3 и груз, состоящий нз скрепленных между собой двух бетонных полуколец 4. Уплотнение обеспечивает вертикальное н горизонтальное перемещение трубы (подвески). Вариант уплотнения, показанный на рис. 6-7, б, основан на том же принципе, но обеспечивает большую плотность. Здесь к обшнвке приваривается обечайка /, на обшивку укладывается сварное кольцо 2. Далее производится набивка обечайки эластичным волокном или асбестовой засыпкой и кладутся верхнее сварное кольцо 2 и бетонный груз 3. Особенностью этого варианта является возможность уплотнения трубы на достаточно большом участке, определяемом расстоянием (высотой засыпкн) между подвижными металлическими кольцами.
Надежными, но более сложными уплотнениями узлов прохода труб или подвесок через обмуровку являются линзовые компенсаторы (рис. 6-8), которые применяются, как правило, для труб большого диаметра.
Уплотнение допускает вертикальное перемещение трубы. Линзовый компенсатор одним концом приваривают к втулке, прикрепленной к наружной металлической обшивке; другой конец линзового компенсатора приваривают через торцевой лист к трубе. Труба в районе шамотобетона обернута толем, после выгорания которого возникает зазор для перемещения трубы Прн больших перемещениях тру-? бы применяют ком гіенса-і торы с большим числом линз.
/ — труба; 2—гильза; 3— линэсншП компенсатор; 4 — торцевоіі лист. |
Приведенные варианты узлов уплотнения прохода труб и подвесок че рез обмуровку относятся к местным уплотнениям единичных элементов. У современных мощных котлов в районе потолочного перекрытия имеется большое количество труб и подвесок, требующих уплотнения с целью уменьшения присосов воздуха в топку илн выбивания газов. Для этого создано уплотнение всего потолочного перекрытия путем применения цельносварного короба («теплого ящика») над всем потолком котла. Такое уплотнение потолка предполагает большую герметичность и снижение присосов холодного воздуха.