Газодинамика И практические основы горения топлива во вращающихся печах
Характер движения газового потока имеет важное значение при обжиге материала во вращающейся печи. Являясь основным теплоносителем, газовая фаза определяет теплообмен, циркуляцию пылевых потоков, пылеунос, предельную тепловую мощность, качество продукции и в целом эффективность работы агрегата. Расчетные и экспериментальные данные по движению газового потока в печах представлены в работах [248, 325—327 и др.].
При этом найдены математические выражения для расчета гидродинамического сопротивления печи и ее отдельных элементов, как цепных завес, циклонных теплообменников, холодильников и др. Показано, что пылевынос из печи зависит от скорости газа в 3-й — 4-й степени, от влажности материала за цепной завесой в 15-й степени. Критерий Re в отдельных участках печного тракта составляет от 100000 до 1500000, т. е. движение газа в печи носит явно выраженный турбулентный характер.
Учитывая, что вращающаяся печь является не только теплообменным агрегатом, но одновременно включает в себя и топку, большое внимание в теории и практике работы печи уделяется процессу горения топлива в ней и формированию оптимального факела.
При оптимизации режима работы вращающейся печи необходимо учитывать основные закономерности горения топлива. Наиболее глубокие исследования горения топлива применительно к котельным топочным устройствам проведены
A. С. Предводителевым, Л. Н. Хитриным, Г. Ф. Кнорре,
B. В. Померанцевым, Л. А. Вулисом, Д. Б. Сполдингом, Д. М. Хзмаляном и др. [328—336, 522—524]. В свете этих работ приводится основа теории горения, которая может быть использована при сжигании топлива во вращающихся печах.
Рассмотрим протекающие при горении твердого топлива процессы, т. к. ввиду их многоступенчатости они отчасти включают случаи сжигания других видов топлива. По мере нагрева частица топлива подогревается, подсушивается, затем начинается возгонка летучих. Чем больше содержание летучих в топливе, тем интенсивнее и при более низкой температуре происходит их выход.
Например, из бурых углей при содержании летучих ~50%, их возгонка начинается при tv~170°C. Из газовых углей при V[1] ~ 38%—температура f-210°С; из ПЖ при Vі сг ~27%—температура tv~260°C; из тощих углей с V — 7% при tv~320°C; из горючих сланцев при 250°С. Основная масса летучих возгоняется из топлива в интервале 200— 400°С, несколько меньшая часть от 400 до 700°С, выход остатков летучих продолжается вплоть до 800—1000°С.'
При горении мелких частиц, благодаря высокой интенсивности тепло- и массообмена, основная доля летучих выделяется и диффундирует в окружающую среду, где, образуя горючую смесь, сгорает в газовом объеме. В случае горения крупных частиц, вследствие недостаточно интенсивного диффузионного обмена, летучие воспламеняются около поверхности и выгорают за небольшой период времени, составляющий примерно 10% времени выгорания частицы. Определяющей стадией процесса является стадия горения углерода, интенсивность которой и лимитирует скорость горения топлива. Определяющая роль горения углерода объясняется следующим.
Во-первых, твердый углерод, содержащийся в топливе, является главной горючей составляющей почти всех применяемых для вращающихся печей твердых топлив. Во-вторых,
Стадия горения углерода оказывается наиболее длительной из всех стадий и может занимать до 90% всего времени, необходимого для горения. В-третьих, процесс горения кокса имеет решающее значение в создании тепловых условий протекания других стадий, т. к. наибольшая теплота выделяется от горения углерода.
Следовательно, основой правильного построения технологического метода сжигания твердых топлив является создание оптимальных условий для процесса горения углерода. В некоторых случаях определяющими процесс горения могут оказаться второстепенные подготовительные стадии. Например, при сжигании высоковлажного топлива лимитирующей может быть стадия подсушки.
Процесс горения пылевидного топлива во вращающейся печи совершается в ограниченном топочном пространстве в потоках больших масс топлива и воздуха, к которым подмешиваются продукты сгорания. Основой горения является химическая реакция окисления топлива, протекающая под сильным влиянием физических процессов, таких как движение пылегазо - вых струй с развитием вихревых потоков турбулентной и молекулярной диффузии, теплообмен в топке, между частицами топлива, газовой средой, футеровкой, материалом и др.
Таким образом, горение угольной пыли является сложным физико-химическим процессом, состоящим из двух стадий: подвода кислорода путем турбулентной и молекулярной диффузии к поверхности топлива и химической реакции на ней. Следовательно, скорость горения топлива и длина факела в топке зависят от интенсивности смешения топлива с воздухом и скорости химического взаимодействия кислорода с топливом и в общем виде может быть выражена через константу скорости суммарного процесса
Кг = 1/К+ 1/%' (24)
Где К константа скорости химической реакции; uD — коэффициент диффузионного обмена.
Для практических целей важно знать, что же лимитирует процесс горения: скорость химического взаимодействия или диффузионный обмен? Не вдаваясь в подробности механизма реагирования углерода с кислородом, процессы, протекающие на поверхности углеродистой частицы, можно формально характеризовать следующими химическими реакциями:
1. C + 02 = C02 + qlf
2. 2C + 02 — 2C0 + q2,
3. С + C02 — 2C0 — q3,
4. 2CO + O2 = 2C02+q4. (25)
В условиях реальных топочных температур решающая роль принадлежит второй реакции, которая и лимитирует процесс в кинетической области [338, 337]. Важнейшее значение при горении имеет скорость реакции, которая зависит от природы топлива и физических условий: концентрации реагирующих газов, температуры и давления среды. Температурная зависимость является наиболее сильной и определяется по уравнению Аррениуса через константу скорости реакции
Где К — пред экспоненциальный множитель; Е — энергия активации; R — универсальная газовая постоянная; Т—температура.
При снижении температуры константа К уменьшается по экспоненте, поэтому в области низких температур скорость химической реакции во много раз меньше скорости диффузии, т. е. КВ этих условиях величиной /old можно пренебречь по сравнению с 1/К и, следовательно, скорость горения — К, будет определяться лишь скоростью химической реакции кг — К.
Низкотемпературная область, при которой процесс горения лимитируется скоростью химической реакции, называется кинетической областью горения. С увеличением температуры скорость химического взаимодействия, согласно уравнению Аррениуса, растет по экспоненте и при определенной температуре приобретает настолько большое значение, что на поверхности частицы углерода не остается свободного кислорода. В этих условиях процесс горения определяется скоростью подвода кислорода к частице топлива, т. е. aD <С К. Следовательно, пренебрегая 1/К по сравнению l/aD, имеем Кг —ад - Область горения, когда процесс лимитируется скоростью диффузии кислорода к реакционной поверхности, называется диффузионной областью горения. В диффузионной области скорость горения практически не зависит от реакционной способности топлива. В этой области на скорость горения влияют гидродинамические факторы: относительная скорость газовых потоков, размер частиц топлива и др.
В связи с вышеизложенным различают три области горения топлива: кинетическую—ниже 800°С; переходную—в интервале температур 800—1000°С, где скорость горения зависит как от скорости химической реакции, так и от диц^фузии газовых потоков; диффузионную—выше 1000°С.
Эти представления получены в результате исследования горения топлива в топках котельных агрегатов; в связи с тем, что температура в этих топках выше 1000°С, считается, что горение протекает там в диффузионной области. Поэтому интенсификация горения в котельных топках осуществляется путем интенсификации смешения топлива с воздухом.
Наряду с процессом горения на эффективность работы топки влияет также воспламенение топлива, следовательно, необходимо коротко остановиться на теории этого процесса.
Воспламенение топлива наступает в тот момент, когда топливно-воздушная смесь приобретает температуру, необходимую для возникновения реакции окисления данного вида топлива. Летучие воспламеняются при 450—600°С, коксовый остаток—700—750°С. Для пылеугольного топлива период индукционного воспламенения зависит от следующих факторов: тонкости помола топлива, содержания летучих в топливе, коэффициента избытка воздуха, температуры исходной пылевоздушной смеси и топочного пространства. В связи с тем, что летучие воспламеняются при более низкой температуре, чем углерод, а мелкие частицы прогреваются быстрее, чем крупные, с увеличением содержания летучих и повышением тонкости помола топлива интенсифицируется его воспламенение. Точно так же при уменьшении коэффициента избытка воздуха исходной пылевоздушной смеси вплоть до а = 0,1 уменьшается объем газовой фазы в смеси и, следовательно, сокращается время нагрева и воспламенения топливно-воздушной смеси. То есть богатые топливом смеси воспламеняются легче, чем бедные, что повседневно используется в практике запуска двигателей внутреннего сгорания. Вполне понятно, что с повышением температуры исходной смеси и газа в топке интенсифицируется воспламенение.
Мелкие частицы топлива, воспламеняясь раньше, начинают выгорать при пониженной температуре и при большем начальном содержании кислорода в смеси; следовательно, начало выгорания для мелких частиц топлива лимитируется скоростью химической реакции и протекает в кинетической области. Необходимо учитывать еще одно важное обстоятельство. Температура частиц малых размеров превышает температуру окру-
!Г>в
Жающей газовой среды лишь на десятки градусов. Крупные же частицы из-за замедленного теплообмена с окружающей средой разогреваются на сотни градусов выше среды, кроме того, они воспламеняются несколько позже. Все это приводит к тому, что частицы топлива больших размеров воспламеняются и выгорают при более высокой температуре, и их сгорание лимитируется процессами диффузии, т. е. протекает в диффузионной области.
Портландцементный клинкер обжигается при 1400—1450°С, температура пламенного пространства в зоне спекания значительно превышает эту величину и, следовательно, процесс горения во вращающихся печах должен протекать в диффузионной области. В то же время следует отметить, что горение во вращающейся печи происходит несколько в иных условиях, чем в котельных топках. Принципиальные отличия заключаются в количестве и расположении форсунок, более высокой температуре стенки и контакте факела с обжигаемым материалом во вращающихся печах.
Вопросы сжигания различных видов топлива во вращающихся печах рассматривались многими исследователями [219, 325—327, 248, 253, 254, 336—382]. Горение газообразного топлива, по общему мнению, протекает в диффузионной области. При сжигании твердого топлива также преобладает мнение о диффузионном горении, однако в некоторых случаях предполагается возможность протекания процесса в переходной области [248, 253]. Некоторые исследователи длину основной части факела рассчитывают по интенсивности выгорания коксовой частицы максимального размера, т. е. лимитирующей стадией считают молекулярную диффузию. В связи с этим, для разработки практических способов оптимизации сжигания топлива, необходимо рассмотреть основные закономерности горения топлива во вращающихся печах.
Достаточно подробно теория и практика сжигания твердого топлива в цементных вращающихся печах изложены в работе В. Ансельма и Г. Фритша [253]. Проведя детальный анализ многих работ по сжиганию топлива во вращающихся печах, а также в результате собственных исследований промышленных печей и сопоставления результатов с данными котельных топок, авторы пришли к обоснованному заключению, что процесс горения во вращающихся печах определяется молекулярной и турбулентной диффузией.
Турбулентная диффузия определяет процесс макросмешения, т. е. усреднения топливно-газо-воздушной смеси, моле-
Кулярная же диффузия лимитирует процесс горения непосредственно у поверхности частиц твердого топлива. Общее время горения, по данным авторов, складывается из времени турбулентной и молекулярной диффузиии. Считается, что время смешения обычно в 2—4 раза больше времени выгорания коксовой частицы, поэтому интенсификация горения обычно производится путем турбулизации потока. Для оценки степени турбу - лизации потока авторы [253] предлагают ввести показатели удельной мощности топливно-воздушной смеси и произведения критерия Фурье—F() на коэффициент превращения смеси. Данные величины в комплексе зависят от размеров и формы топочного пространства, количества, конструкции и расположения форсунок; температуры, количества и скорости вылета топливно-воздушной смеси из форсунки; условий подвода и характеристики вторичного воздуха; конструктивных особенностей головки печи и холодильника. Время молекулярно-диффузион - ного обмена зависит от коэффициента диффузии кислорода в пограничном слое и размеров твердой топливной частицы. С увеличением температуры смеси и тонкости помола угля сокращается время выгорания частицы.
Для расчета скорости горения топлива и длины факела в отдельных работах [248, 253, 341, 348, 353, 372, 380] приводятся уравнения, которые получены эмпирическим путем или решением дифференциальных уравнений тепло-массообмена топливно - газовой фазы.
При этом, как правило, учитывается лишь влияние отдельных факторов, а не весь комплекс параметров, который, по данным [253], включает более 10 элементов. Общим во всех формулах является положение, которое согласуется с многочисленными практическими экспериментами [219, 248, 337, 341, 344, 347, 351—359, 325], что горение всех видов топлива интенсифицируется при увеличении начальной скорости и мощности топливного потока.
По влиянию остальных факторов, нет такого единства. Так, например, в работах [248, 372] утверждается, что с увеличением коэффициента избытка воздуха а удлиняется факел, по данным же [342, 345, 353], напротив, с увеличением а ускоряется смешение топлива с воздухом и, следовательно, и горение. Нет единого мнения и о роли характеристики топлива, положения горелки, температуры вторичного воздуха и др. Согласно исследованиям [339, 344, 351], можно интенсифицировать теплообмен и горение путем направления факела на материал, опыт же других [342, 375—378, 383, 384] пока-
<V),s
Зывает, что в этом случае удлиняется факел. По влиянию состава угольного топлива общее мнение [248, 253, 341, 357, 358], сформулированное Е. И. Ходоровым, сводится к тому, что угли с большим содержанием летучих V" горят растянутым пламенем. Однако в работе [379] утверждается обратное, а именно «угли с высоким содержанием летучих дают на колосниковых решетках длинный факел, и поэтому называются длинно - пламенными... Однако свойства угля меняются при сжигании его в виде угольной пыли во вращающихся печах. Длинно - пламенные угли, подаваемые в виде пыли в горячую вращающуюся печь, распадаются с большой скоростью. Летучие компоненты газифицируются и немедленно сгорают, а разделившиеся частицы кокса получают высокую пористость; это способствует интенсивному и полному доступу кислорода, что приводит к быстрому сгоранию кокса».
С этим высказыванием трудно согласиться, т. к. процесс горения лимитируется в печи не столько скоростью выгорания углеродистой частицы, сколько турбулентной диффузией, определяющей интенсивность макросмешения топлива с воздухом. Важной характеристикой твердого форсуночного топлива является также тонкость помола—R008, зольность—Ар и влажность— Wp. Если в прежних работах [338] рекомендовался остаток на сите Roor —0,6 • Vp, то в настоящее время предлагается более тонкий помол угля до R0o8 — 4—10% [356, 357]. При этом, как утверждается в работах [248, 359, 344], происходит более раннее воспламенение и выше лучеиспускательная способность факела, что положительно сказывается на теплообмене в печи. При грубом помоле удаляется от головки температурный максимум. Для больших печей рекомендуется более грубый помол [356]. С повышением содержания золы следует тоньше молоть уголь [356—358] и подавать больше первичного воздуха. При увеличении Wp > 1—2% существенно замедляется горение.
По влиянию температуры первичного и вторичного воздуха сведения весьма ограничены. По данным Г. С. Вальберга [325], с повышением температуры вторичного воздуха факел укорачивается. Однако Дерена [342] считает, что температура как вторичного, так и первичного воздуха не влияет на длину факела, т. к. повышение температуры компенсируется снижением плотности воздуха. К такому же выводу приходит Дуда [379], утверждая, что горячий первичный воздух является плохим носителем угольной пыли и поэтому может оказывать на факел неблагоприятное влияние.
1 Г) 9
Большое внимание при сжигании топлива уделяется конструктивным элементам форсунок и топочных камер. К форсункам предъявляются требования по широкому диапазону регулирования, который бы обеспечивал интенсивное и полное горение топлива, эффективный теплообмен в печи. С этой целью предложены различные конструкции для всех видов топлива [331, 345, 354, 356—359, 365—368, 372—374, 380, 381]. Тенденция последних лет сводится к обеспечению возможности одновременного сжигания нескольких видов топлива, а также применению для интенсификации нехимических видов энергии.
Необходимо остановиться еще на влиянии холодильника и конструкции головки печи на горение топлива. В работе [253] показано, что вследствие изменения условий подачи вторичного воздуха из барабанного холодильника по сравнению с рекуператорными длина факела значительно сокращается. На важности роли сечения и формы шахты холодильника заостряется внимание и в других публикациях [248, 356].
В заключение обзора необходимо еще раз отметить, что, согласно общим воззрениям, процесс горения в печи в основном лимитируется интенсивностью турбулентного смешения топлива с воздухом. По теоретическим представлениями, в турбулентном пламени длина факела прямо пропорциональна скорости вдувания, квадрату диаметра форсунки, и обратно пропорциональна коэффициенту диффузии. Следовательно, длина факела при неизменном диаметре форсунки не будет зависеть от скорости вылета топлива, что подтверждено экспериментально при сжигании газа на топливном стенде [382]. В то же время из практики работы цементных печей известно, что длина факела сокращается при увеличении скорости вылета топлива далеко за пределами критического значения критерия Рей - нольдса, даже тогда, когда число Re находится в пределах 105—106.
Указанное противоречие находит следующее объяснение. Е. И. Ходоров считает, что данный факт свидетельствует о горении топлива во вращающихся печах не в чисто диффузионной области, а в промежуточной. Ансельм [253] предлагает внести понятие изотропной и анизотропной турбулизации. В первом случае длина факела зависит от скорости топливной смеси, а во втором—горение интенсифицируется с увеличением скорости при любом числе Re. В топках всегда наблюдается анизотропное поле, которое появляется при обтекании неудобо- обтекаемых тел. Каждая форсунка при рассмотрении ее в отношении потока вторичного воздуха представляет собой несом-
!(И)
Ненно неудобообтекаемое тело, поэтому поле факела анизотропно. Зейдель [347] предлагает считать критическим значением перехода потока из ламинарного в турбулентный по числу Re> 106.
Таким образом, можно констатировать, что пока не имеется еще единого представления о теории и практике сжигания топлива во вращающихся печах, и этот вопрос требует дальнейшего изучения. В связи с тем, что основные теплотехнические расчеты проводились автором на ЭВМ, потребовались аналитические выражения теплофизических свойств газовой среды применительно к цементным вращающимся печам. Приведенные в работах [385, 386] уравнения составлены применительно к топкам котельных агрегатов и не обеспечивают требуемой точности при расчете цементных печей.
Предлагаемые ниже уравнения предназначены для определения степени диссоциации трехатомных газов, степени черноты е и теплоемкости газового потока с в зависимости от температуры t и состава газа. Эти уравнения получены путем аппроксимации справочных экспериментальных данных и могут быть использованы для расчетов при температуре газов 1000— 2200°С и при величине произведений парциального давления трехатомных газов Р на толщину газового слоя — S. Рсо • S = = 10—150 кПа • м и PHsG • S= 10—100 кПа. м. Указанные пределы охватывают параметры газового потока вращающихся печей диаметром от 3 до 7 м для любого вида топлива и состава сырья.
Уравнения для расчета степени черноты газового потока:
А) углекислого газа
Есо2 = а1 +Ь1(Ю00 —t), (27)
- 1.8Pro • S
Где a, = 0,182 - 0,1 e J 2 + 0,075 • РСОа • S - 0,05(РСО<2 • S)2 + + 0,0025(PaX) ■ S + 0,3)" -0,5 • 10-8(Pt:O2 ■ S) " (t;
- 3,3PC0 • s
B, = 9,35 • 10 " 5 — 5,5 • 10 " 5e 2 ; t — температура газа, °С;
Б) водяного пара
ЕНа0 =а2 + b2 (1000 — t) +0,88 - с2[(t — 1000)/1 ООО]2, (28)
- 2,4Ри п ■ S
Где а2 = 0,322 - 0,28 • е 2 ,
Ь2= 1,74 • 10" 1 - 1,316 ■ 10" 4е " "2<) S. е., = 0,02 + 0,03 • РИо0 • S;
В) смеси газов
Е = еСо2 + Р " єн2о - Де, (29)
Где Р= 1 + (0,42 + 0,2 - e~"PH2° S)
Л п с m 2 Г, " 4>5(РН20 + РСО ' 1 Де = 5,5 • 10 Ll — е 2 2 J.
Где Рсо, и Рц.,о — парциальное давление или объемная концентрация углекислого газа и водяного пара в относительных единицах; S--эквивалентная толщина газового слоя, м.
Расчетные значения, полученные по вышеприведенным уравнениям, отличаются от справочных данных не более, чем на 3%. В качестве примера в табл. 29 приведены значения степени черноты С02 по сведенным в номограммы опытным данным [288, 387], рассчитанным по нормативным методам [385, 288] и по формуле (27).
Эти данные свидетельствуют о существенно большей сходимости вновь полученных расчетных значений с экспериментальными по сравнению с ранее применяемыми методами [385, 288].
Для запыленных газов могут быть использованы такие известные соотношения [288]:
Єлг =Єг + — ег. еп,
Єп = 1 — е~ kn 'Сп ' (30)
Kn=0,5[dn(t + 273)]"2/3,
Где сп — массовая концентрация пыли, кг/кг газов; dn — эквивалентный диаметр частиц пыли, м.
Для расчетов энтальпии J^ и теплоемкости отдельных газов с при температуре от 0 до 2500°С уравнения С. Л. Ривкина [386] дополнены членами высоких степеней.
Энтальпия газа (кДж/кмоль) рассчитывается по следующей формуле:
Л — 8 п = 19
J„= £ А„(Т/1000У+ £ А„ (Т/1000)" -(- А34 (Т/1000)34 +
П = - I п = 13
+ А35 (Т/1000)35 + А4| (Т/1000)41 + В • 1пТ, (31)
Где Т — температура газа, К; А и В — коэффициенты, приведенные в табл. 30.
Сравнительные результаты определения степени черноты СО2 Таблица 29
|
1000 |
0,102 |
0,123 |
0,100 |
0,190 |
0,310 |
0,190 |
0,225 |
0,398 |
0,222 |
1100 |
0,096 |
0,115 |
0,095 |
0,183 |
0,291 |
0,181 |
0,217 |
0,375 |
0,213 |
1200 |
0,090 |
0,106 |
0,090 |
0,174 |
0,273 |
0,172 |
0,207 |
0,351 |
0,204 |
1300 |
0,083 |
0,097 |
0,084 |
0,165 |
0,251 |
0,163 |
0,198 |
0,327 |
0,195 |
1400 |
0,078 |
0,089 |
0,079 |
0,155 |
0,230 |
0,154 |
0,187 |
0,301 |
0,185 |
1500 |
0,072 |
0,080 |
0,073 |
0,146 |
0,209 |
0,145 |
0,176 |
0,275 |
0,174 |
1600 |
0,067 |
0,071 |
0,068 |
0,136 |
0,187 |
0,136 |
0,166 |
0,247 |
0,167 |
1700 |
0,061 |
0,062 |
0,062 |
0,127 |
0,165 |
0,127 |
0,156 |
0,219 |
0,157 |
1800 |
0,056 |
0,053 |
0,057 |
0,118 |
0,142 |
0,118 |
0,147 |
0,189 |
0,148 |
1900 |
0,051 |
0,044 |
0,052 |
0,109 |
0,118 |
0,109 |
0,137 |
0,158 |
0,139 |
2000 |
0,046 |
0,034 |
0,046 |
0,100 |
0,094 |
0,101 |
0,127 |
0,126 |
0,129 |
За начало отсчета принята температура 0°С, при которой энтальпия Лц = 0. Отклонение полученных по уравнению значений от справочных данных [131] составляет не более 0,15%.
Средняя изобарная теплоемкость газа [кДж/(кмоль • /()] определяется по такому уравнению:
H-cp=Vt, (32)
А изобарная теплоемкость газа, отнесенного к нормальным условиям [кДж/(м3-К)], по формуле
Cp=VV, • t, (33)
Где V^ — объем 1 кмоля газа в м3 при нормальных условиях і^для технических расчетов = 22,41 м3/кмоль).
Расчет степени диссоциации трехатомных газов по константе равновесия реакции Кр можно осуществить с точностью до 2 отн. % по упрощенным эмпирическим формулам [541, 542]:
А) для реакции С02^СО + 0,5-02; lgKp = 4,47—14700/Т; (34)
Б) для реакции
Н20-^Н2 + 0,5 • 02; lgKp = 3,05— 13160/Т, (35)
Где Т — температура абсолютная.
Степень диссоциации — X в относительных единицах находится путем решения следующих уравнений:
Х3 — ('-хЛ-^ + ^о ' (36)
При температуре до 2200°С можно принять
А при температуре до 1800° С с достаточной для практики точностью
Где Р - объемная концентрация С02 или Н20 в газовой фазе. Предлагаемые уравнения могут быть применены в теплотехнических расчетах цементных вращающихся. печей с использованием ЭВМ, для чего достаточен небольшой объем оперативной памяти вычислительной машины и небольшое количество машинного времени.
Как уже отмечалось, обеспечение рационального сжигания топлива имеет важнейшее значение при эксплуатации цементных вращающихся печей. Путем регулирования процесса горения можно изменять гранулометрию клинкера и величину обмазки в зоне спекания, повышать стойкость футеровки и производительность печей, существенно снижать удельный расход тепла.
Для этого необходимо обеспечивать высокий уровень теплообмена по всей длине факела и не допускать местного перегрева футеровки на коротком участке. При выявлении путей оптимизации теплопередачи в пламенном пространстве необходимо рассмотреть уравнение лучистого теплообмена.
Дл = 5,67.гм.[Єф.(^)4-аг(^)4], (39)
Где єм, Єф — эффективная степень черноты материала и факела; аг — поглоща - тельная способность газового потока; Тф, Тм — средняя эффективная температура факела и материала, К-
Согласно уравнению Стефана-Больцмана с дополнениями Блоха (39), теплообмен интенсифицируется наиболее сильно при увеличении температуры факела Тф. Однако, значительное увеличение температуры при высокой скорости горения приводит к местному перегреву огнеупора и низкой стойкости футеровки. Кроме того, при этом могут увеличиться теплопотери через корпус. Поэтому для обеспечения достаточной величины теплообмена и высокой стойкости футеровки необходимо сжигать топливо с относительно умеренной температурой и высокой степенью черноты факела еф. Это особенно важно осуществлять для угольного топлива, которое склонно сгорать с большой скоростью на коротком участке.
По данным Фоллио, степень черноты угольного факела для печи диаметром более 4 м должна приближаться к 1. В связи с этим некоторые исследователи [347] считают, что теплоизлучение факела зависит только от Тф. Однако Фоллио проводил эксперименты лишь на одной печи 3,75X45 м, работающей на угле, и вряд ли полученные единичные результаты могут быть распространены на все печи и любое топливо. Например, на ряде заводов при сжигании газа получается несветящийся факел, через который свободно просматривается «сырой» материал. Исследованиями Гиги установлена более низкая степень черноты єф, чем в работе [282]. Согласно работам [248, 353] и нашим испытаниям, светимость пламени можно существенно изменять путем регулирования процесса горения топлива. Причем с увеличением скорости горения повышается Тф и уменьшается єф.
Для выявления взаимного влияния этих факторов на теплообмен проведены расчеты на ЭВМ для печи диаметром 5 м с применением уточненных нами формул. Влияние температуры газового потока и концентрации твердых частиц с^ в нем на еф и теплообмен в печи показано на рис. 76, из которого видно, что важно увеличивать сч при малых концентрациях. Особенно наглядно это демонстрируется рис. 77, где показано, насколько можно изменить температуру факела с изменением концентрации твердых частиц, при которой теплообмен остается постоянным, равным 110 кВт/м2. Например, для угольного топлива при повышении концентрации твердых частиц с 5 до 10 г/кг газа, температуру факела можно снизить с 1977 до 1807°С, т. е. на 170°С. При изменении же концентрации пыли с 40 до 45 г/кг газа температуру можно уменьшить только на 15°С.
О, В |
Е. |
08 |
0,2 |
Рис. 76. Изменение степени черноты факела еф и его теплового излучения Ол в зависимости от температуры факела и концентрации твердых частиц в нем сг
Следует обратить внимание еще на одну особенность теплообмена в печи. Обычно при расчетах учитывается время пребывания материала в отдельных зонах печи, но не принимается во внимание скорость газового потока, которая в значительно большей степени определяет время и, следовательно, величину теплообмена. Так, общеизвестно, что при увеличении разрежения за обрезом печи растет температура отходящих газов, что свидетельствует об уменьшении величины теплообмена в печи. Поэтому в уравнение (39) предлагается ввести временной фактор т, который бы учитывал время теплообмена, изменяющееся обратно пропорционально скорости газа. Последняя зависит от температуры и степени диссоциации трехатомных газов:
Где Т, Тф — теоретическая и фактическая температура горения, К.
Объемная концентрация и степень диссоциации трехатомных газов.
I ()7
Рис. 77. Взаимное изменение температуры факела t0 и концентрации твердых частиц в потоке газа сг, обеспечивающее излучение факела Ол = = 110 кВт/м2, при использовании в качестве топлива угля (1) и газа (2) |
Гioo |
2000 |
1900 |
1B00- |
1700 1600 |
1500 О 10 20 ЗО 40 С г, гМГ |
TpfC 2200
В качестве примера для Т = 2023 К иа рис. 78 показано влияние временного фактора т на интенсивность теплообмена в печи. Приведенные данные свидетельствуют, что интенсивность теплообмена в печи (штриховые линии) с повышением температуры увеличивается менее интенсивно, чем это было принято раньше. Кроме того, согласно ранее приведенным данным (рис. 58—61), с повышением температуры факела существенно увеличивается коэффициент теплопотерь и, следовательно, тепловой режим печи находится в неустойчивом состоянии, т. к. малейшие колебания коэффициента избытка воздуха, кпд холодильника и степени черноты факела вызывают значительные изменения теплообмена в печи и, следовательно, расхода тепла и производительности.
Рис. 78. Влияние временного фактора т на изменение теплового излучения факела Ол при различных температурах факела и концентрации сг твердых частиц в нем. — без учета времени контакта газа с материалом; — с учетом временного фактора т. |
Таким образом, в практической работе следует стремиться к интенсификации теплообмена в печи не путем увеличения температуры факела, а повышением степени его черноты, что можно регулировать рациональным сжиганием топлива.
В связи с этим необходимо рассмотреть влияние отдельных факторов на интенсивность горения топлива в печи.
С этой целью на 8 цементных заводах изучалось влияние режима горения топлива на состояние обмазки и теплоиз-
60 120 18$ М |
Лучение корпуса печи. Специальные исследования с помощью РАИ проводились на Тонкинском заводе на печах 5X185 м при сжигании угольного топлива. Суть экспериментов сводилась к следующему. Порошок с радиоактивным веществом вводился в бумажном пакетике в угольную форсунку. При попадании пакетика в факел бумага сгорала, далее порошок увлекался газовым потоком и характеризовал поведение пыле- газовой смеси в печи. Прохождение меченой пробы регистрировалось датчиками, установленными через 7,5 м вдоль печи.
Данный метод позволял измерить скорость газа в печи, рассчитать дисперсию, а, следовательно, и турбулентность газового потока. Зная при этом сечение печи и расход газа в нормальных
Кубометрах, можно оценить температуру газовой фазы. Подобные исследования для вращающейся печи сделаны нами впервые и позволили получить достаточно интересные данные.
Результаты экспериментов приведены в табл. 31 и на рис. 79.
Возмущения на горение топлива производились кратковременным изменением режимных параметров, с тем чтобы не нарушать общего теплотехнического состояния агрегата. Парные опыты по изменению одних и тех же параметров проводились через 5—10 мин.
Полученные данные показывают, что общее время пребывания газовой фазы в печи составляет 14—16 с. Зону обжига длиною 30 м, в которой выгорает основная часть топлива, газ проходит всего за 1,1 —1,4 с, т. е. значительно быстрее, чем это предполагалось ранее. Например, в работе [353] расчетное время пребывания газа в печи диаметром 5 м на таком же участке составляло около 3 с. Средние скорости в пламенном пространстве были в пределах 21—27 м/с. По кривым скорости газа (рис. 79) можно оценить, в каких случаях была выше температура горения. Более высокой скорости соответствует более высокая температура факела и интенсивность горения.
Более наглядно это демонстрируется значением параметра D,/v ■ L, который является обратной величиной диффузионного критерия Пекле—I/Ре и характеризует интенсивность продольного перемешивания пылегазовой фазы (рис. 80). Как показывают результаты испытаний, наиболее сильно интенсифицирую! горение скорость вылета из форсунки угольно-воздушной смеси и количество первичного воздуха (опыт 1 — 1). С увеличением разрежения и, следовательно а, также ускоряется горение, и факел удаляется от головки печи. То же действие оказывает снижение температуры вторичного воздуха. Все эксперименты проводились при вдувании около 20 т/ч пыли электрофильтров с горячего конца в пламенное пространство. Естественно, что при этом понижалась температура факела. Поэтому эксперимент IV—7 проводился при отключении пылевозврата и показал значительный рост температуры и приближение факела к головке печи.
На других заводах, как уже отмечалось, интенсивность горения и положение факела оценивались по характеру распределения температуры корпуса печи. Ниже излагаются обобщенные результаты наших экспериментов, проведенных при сжигании различного топлива на 8 заводах страны.
Рассмотрим наиболее подробно влияние отдельных факторов на горение топлива.
Т а б л и ц а 31
Параметры работы печи 5X185 м при исследовании структуры газового потока с РЛИ
|
1 |
Мах Рпв(9 кПа); AVnB= + 12% |
88 |
9,0 |
82 |
2 |
Min Рпв (4 кПа); AVllB=-2,5% |
90 |
4,0 |
55 |
3 |
Min Нпк(7,5 кПа); AVor = — 11% |
90 |
7,2 |
70. |
4 |
Мах Нпк(13,0 кПа); AVor = |
|||
- + 18% |
88 |
7,2 |
70 |
|
5 |
Min tBB (450°С); |
105 |
7,5 |
63 |
6 |
Оптимальная tH1J(660 °С) |
89 |
7,2 |
70 |
7 |
Отключение пылевозврата |
107 |
7,0 |
68 |
X |
Оптимальный факел, Lu = |
|||
=0,5-1 м |
70 |
6,4 |
63 |
|
9 |
Низкая tBB(500 °С); tnB = 87 °С |
87 |
7,6 |
72 |
10 |
Min tnB(47 °С); Max РІШ(8,8 кГІа) |
47 |
8,8 |
78 |
1 1 |
Отключение пылевозврата |
88 |
6,9 |
68 |
12 |
Форсунка выдвинута, L в=1,8 м |
100 |
6,5 |
64 |
13 |
Малый слой, свар, мало топлива, |
|||
= 6 м |
90 |
6,8 |
67 |
600 |
0,9 |
2-і.) |
14,4 |
1,15 |
2,94 |
3,19 |
7,12 |
600 |
0,96 |
234 |
14,9 |
1,36 |
3,31 |
О,64 |
6,59 |
600 |
0,75 |
234 |
16,2 |
1,34 |
3,49 |
4 49 |
6,88 |
600 |
1,3 |
240 |
12,0 |
1,09 |
2,52 |
3,10 |
5,29 |
450 |
0,85 |
245 |
14,5 |
1,12 |
3,51 |
3,24 |
6,63 |
660 |
0,94 |
235 |
14,2 |
1,21 |
3,10 |
3,24 |
6,65 |
760 |
0,85 |
240 |
14,3 |
1,16 |
2,94 |
3 01 |
7,19 |
720 |
0,85 |
235 |
15,0 |
1,28 |
3,15 |
3,12 |
7,45 |
500 |
1,0 |
240 |
14,8 |
-- |
3,39 |
3,31 |
|
540 |
0,9 |
250 |
— |
1,10 |
— |
— |
|
620 |
0,8 |
245 |
14,0 |
1,12 |
3,23 |
3,38 |
Г), 7 |
770 |
0,85 |
235 |
15,2 |
1,20 |
3,08 |
3,01 |
7,91 |
440 |
0,9 |
250 |
14,7 |
1,22 |
3,49 |
3,24 |
6,75 |
Рис. 80. Интенсивность осевого перемешивания топливно-газового потока при изменении скорости вылета углевоздушной смеси (1), разрежения за обрезом (II), изменении температуры вторичного воздуха (ill), отключении пылевозврата и оптимальном режиме (IV). Обозначения соответствуют рис. 79, |
Вид, состав и параметры подготовки топлива, Наибольшие скорость и температура горения установлены при сжигании угольного топлива, наименьшие—при применении газообразного. Существенное влияние на горение твердого топлива оказывают: содержание летучих—Vr], зольность— А,, влажность WT и тонкость помола на сите № 008 Rqos - С повышением содержания летучих V., происходит более раннее воспламенение топлива, увеличиваются длина факела и степень его черноты, снижается температура пламени. Тощие же угли воспламеняются на, значительном расстоянии от форсунки и
Горят концентрированным высокотемпературным пламенем с малой вф. Ускорение воспламенения тощих углей мож. чо обеспечить более тонким помолом, поэтому в зависимости от Vr] рекомендуется придерживаться соотношения R00H — 0,6 • V,,, т. е. размалывать угольный порошок до остатка 10—15%. С увеличением зольности топлива Аг более 20% рекомендуется несколько увеличивать тонкость помола.
В некоторых случаях на заводах, пытаясь удлинить факел, загрубляют помол угля, что обычно не приводит к желаемым результатам, т. к. при этом происходит более позднее воспламенение топлива с концентрацией температуры на удаленном от форсунки участке зоны обжига, что ведет к снижению стойкости футеровки и к клинкерному пылению. Сушить топливо во всех случаях нужно до гигроскопической влажности, т. е. до
Wp = 1- 2%.
При сжигании мазута важнейшее значение имеет вязкость форсуночного топлива, зависящая от марки и температуры подогрева мазута. Оптимальные условия горения мазута достигаются при вязкости 1—2°ВУ. При этом необходимо обеспечить его интенсивное распыление путем применения соответствующих горелок и повышения температуры подогрева до 100— 140°С, а долю первичного воздуха можно снизить до 5—15%.
Рациональное сжигание газообразного топлива обеспечивается снижением скорости вылета газа из горелки до 200— 280 м/с с частичным завихрением потока.
Первичный воздух. Количество первичного воздуха является одним из главных факторов, определяющих интенсивность горения топлива. С увеличением доли первичного воздуха фмв и скорости вылета угольно-воздушной смеси из форсунки v0 (опыт 1, 2; табл. 31) происходит более дальнее воспламенение топлива, усиливается турбулентность потока и укорачивается факел. В связи с тем, что с увеличением V, удлиняется факел, а с увеличением <рмв — укорачивается, то для поддержания оптимального горения необходимо на каждый процент летучих в угле подавать 1% первичного воздуха, т. е. около 20—25%. Для мощных печей доля первичного воздуха может быть снижена фпв=0,8 * Ул. При подаче пыли электрофильтров с горячего конца следует несколько интенсифицировать горение путем увеличения фмв до (1,1 —1,2) • V,,. Однако при любом значении V., доля фпв не должна превышать 35% от общего количества воздуха, подаваемого в печь.
Оптимальная скорость потока на выходе из форсунки определяется необходимостью получения рационального факела и
Скоростью распространения пламени. По данным [342|, максимальная длина факела для угля и мазута получается при v0 = 40 м/с. Однако такую низкую величину можно получить только при температуре вторичного воздуха tBB ^ 350°С, т. е. на печах с рекуператорными холодильниками.
На современных печах с колосниковыми холодильниками при tBB = 450—520°С и v0 — 40 м/с топливо воспламеняется непосредственно на форсунке, вследствие чего она быстро выходит из строя. Поэтому при tHH >> 450°С необходимо увеличить v() до 60—80 м/с с тем, чтобы длина невоспламененного потока топливной смеси LB составляла 0,5—1,5 м.
Общий воздух. Коэффициент избытка воздуха зависит, в основном, от работы запечных тяговых устройств.
С повышением разрежения увеличивается количество просасываемого через печь воздуха и коэффициент избытка воздуха— а. В связи с тем, что при этом несколько удаляется факел от устья форсунки (опыт 3, 4), у большинства машинистов сложилось представление, что при этом удлиняется факел. Фактически же с увеличением а уменьшаются температура факела и теплообмен в печи и, следовательно, резко возрастает расход топлива.
В то же время повышение а от 1,03 до 1,25 приводит к концентрации температуры на 20—30 м от головки печи и быстрому прожогу футеровки на этом участке. Рациональный факел получается при снижении а до 1,08—1,03. При этом топливо воспламеняется ближе к форсунке, несколько снижается скорость горения, увеличиваются степень черноты и средняя температура факела, что обеспечивает интенсивный теплообмен и высокую стойкость футеровки.
Вторичный воздух. Значительную экономию топлива можно получить, повышая эффективность работы холодильника, когда существенная часть тепла клинкера передается вторичному воздуху и возвращается в печь. При этом важное значение для процесса горения топлива и стойкости футеровки имеет температура вторичного воздуха—tBB (опыт 5, 6). Некоторые исследователи, исходя из представления о молекулярной диффузии при горении, приходят к неверному заключению о том, что с повышением температуры воздуха укорачивается факел. Фактически же скорость горения топлива в печи, в основном, определяется турбулентной диффузией, и поэтому авторы [253, 342, 353], учитывая, что с увеличением tBB — уменьшается его плотность и растет вязкость, справедливо допускают возможность удлинения факела.
По данным автора, важнейшее влияние на скорость горения оказывает предварительное смешение топлива с воздухом до момента его воспламенения. Так как с увеличением tHH факел приближается к форсунке, то при этом уменьшается доля кислорода, вошедшего до воспламенения в топливно-воздуш - ную смесь, и поэтому факел удлиняется. Это позволяет наряду с существенной экономией тепла обеспечить рациональное сжигание топлива.
Положение форсунки и направление факела. Регулировать длину факела можно также путем изменения положения форсунки. Форсунку рекомендуется устанавливать ниже оси печи, смещать ее в сторону материала на 0,05—0,1 диаметра печи и обязательно наклонять вниз под углом 1—3%. Чем ближе к клинкеру располагается пламя, тем более затруднен доступ кислорода к топливу, и тем длиннее факел.
Совокупное влияние отдельных факторов на горение топлива. Естественно, что все вышеуказанные факторы взаимосвязаны и не могут быть рассмотрены изолированно друг от друга. При изучении совокупности воздействий установлено, что важнейшее влияние на скорость горения оказывает предварительное смешение топлива с воздухом до момента его воспламенения, которое в значительной степени определяется удалением факела от форсунки. Чем дальше в печи загорается топливо, тем больше оно предварительно смешивается с воздухом до воспламенения и тем, следовательно, короче зона горения. При таком подходе следует принимать за первичный воздух не только количество, которое подается в форсунку, а прибавлять к нему и долю вторичного воздуха, вошедшего в топливно-воздушную смесь до воспламенения.
Так, в печи диаметром 5 м при удалении факела на 6—7 м от форсунки уголь распыляется до стенок печи, и, следовательно, почти весь вторичный воздух переходит в первичный. При таких условиях факел за точкой воспламенения становится прозрач - но-голубого цвета с малой степенью черноты и высокой температурой. При этом наблюдаются местный перегрев и низкая стойкость футеровки.
Если же путем уменьшения количества и скорости первичного воздуха, разрежения за обрезом печи или увеличения тонкости помола, температуры вторичного воздуха и содержания летучих в угле приблизить факел к форсунке, то он становится желтым и непрозрачным. Видимость в печи резко ухудшается, что свидетельствует о высокой степени черноты факела. При этом создаются рациональные условия сжигания топлива, обеспечивающие хорошую гранулометрию клинкера, высокую стойкость футеровки и низкий расход тепла.
Предлагаемый подход к сжиганию топлива во вращающихся печах, когда за важнейший параметр, определяющий скорость горения, принято количество воздуха, вошедшего в смесь до воспламенения, определяет принципиально новый метод расчета интенсивности выгорания топлива и длины факела. При таком подходе нельзя представить себе процесс горения во вращающейся печи как чисто диффузионный, поэтому предлагается разделить расчет на две самостоятельные части.
В одной из них, определяемой концентрацией кислорода в топливно-воздушной смеси до её воспламенения, горение протекает в кинетической области и, следовательно, расчеты должны проводиться по соответствующим уравнениям с расчетом молекулярной диффузии кислорода и скорости выгорания отдельной частички топлива. В другой, протекающей после израсходования предварительно смешанного кислорода, горение происходит в диффузионной области, и расчеты этой части следует вести по методу, учитывающему турбулентную диффузию смешения макрообъемов. Придерживаясь этого принципа, можно использовать различные методики расчета каждой из областей. Ниже предлагается один из вариантов расчета выгорания твердого топлива, за основу взяты методы расчета, предлагаемые в работах [253, 334].
Задача о выгорании углерода заключается в учете одновременного протекания трех гетерогенных реакций на поверхности и гомогенного горения СО в объеме около поверхности при наличии сопутствующих диффузионных процессов. Процессы, происходящие в пограничном слое вблизи горящей поверхности, учитываются методом приведенной пленки. За пределами пограничной пленки происходит интенсивный молярный перенос, вызванный турбулентными пульсациями, вследствие чего здесь отсутствуют градиенты температур и парциальных давлений, в то время как приведенная пограничная пленка — это область ярко выраженных градиентов. У поверхности углеродистой частицы протекают по уравнению (25) три гетерогенные реакции— 1 —3, а в пределах приведенной пленки и гомогенная — 4.
Основываясь на закономерностях горения частиц углерода, можно для пылинок пренебречь влиянием горения СО в пограничном слое, а также ролью восстановительной реакции и внут-
Реннего реагирования [334], тогда в общем случае количество прореагировавшего углерода будет
Где G* — в кмоль/(м2 - с); aD — коэффициент диффузионного обмена (мас - соотдачи), м/с; К — константа скорости реакции, с0^ — концентрация кислорода в газе, кмоль/нм3.
Изменение размеров шаровой частицы диаметром в процессе выгорания может быть записано в виде:
« • ^ • ЇК
. Dr = — G* • я • 6? • dx;
М
Dft; О АД
— — • Gc (42)
ЇК
Где М — молекулярная масса, кг/кмоль; — кажущаяся удельная масса частицы, кг/м3; т — время, с.
D6| 2-12 ^ * с°2 - ^ * с°2
~ ' ' + Щ/(М„о • D) = ~ 7к • (I/«D + 1/К)
I " X
Если недожог топлива в кг/кг обозначить через G/ , то текущую концентрацию кислорода при выгорании топлива можно найти по формуле
Со2 = - 0,21 VI[(a - l)v;/v; + Gi - *], нм3/кг угля, (44)
Или
С02= — Р/ (RT) -0,21 • YJV Да - 1) V./V; + GJ ~ *],
Где V^, VJ, Vr — объем теоретического воздуха, воздуха на горение кокса и продуктов горения, нм3/кг топлива; a — коэффициент избытка воздуха.
Подставив выражение (44) в уравнение (43), имеем:
(45) |
5,04 К Р К
Dr Vk 1 + ■ D) ' RT Vr
(a-l).^Gj-*] |
В кинетической области горения 1 /а —0 и тогда
'78 17= -2/Yk - 12-К-Со. (46)
После ряда преобразований с использованием формулы Розина - Раммлера по распределению частиц угля
Йб!
И последующего интегрирования получим:
І
G! - * = Кр • m • п ( ^-[у - (1 - z)f ■ dy = К"/, (2), (48)
J у
I - г
Где произведение (т • п) на интеграл равно /,(2); Кр — содержание кокса в угле, кг/кг; z = 6[/60! — текущий относительный размер наиболее крупной частицы; у = 60j/60, — начальный размер частицы промежуточной фракции в отношении к начальному размеру наиболее крупной частицы.
Dz |
Уравнение сгорания наиболее крупной частицы факела в кинетической области.
Th> + 'i(z)];
DT р. 6Ш
/,(2) = фк • G' ~
Где а = (а - 1) • Г/(Г • Кр).
Р = A + ----------- BL= Yk ' Vi ' Т. (50)
—:= к------ ■ (51) |
2 22,4 РКр 5,39 . Кр • Р
Конечное уравнение для кинетической области будет
Р "OK J " I М
Если обозначить долю воздуха, вошедшего в топливно-воздуш - ную смесь до воспламенения, через фк, то формулы для соответствующих коэффициентов примут вид:
А=(а - 1).фк • VI/(VI. КРН«- О-Фк • VTB/(8,89. К"), (52)
179
5 39 • Кр • Р '
R„ = е ""'* |
К = Ко • exp[-E/(RT)].
Согласно уравнению Розина-Раммлера, размер наибольшей частицы, выгоревшей в кинетической области, будет:
В« = т-,п(т^7)' (53)
Где b находится по проценту остатков на двух ситах.
Обычно коэффициент равномерности п для угля можно принять равным I и тогда b и m рассчитываются по формуле
Количество кокса, участвующего при горении в кинетической области, составит
Ккр = фк ■ а?-Ул/100. (54)
В диффузионной области, согласно работе [253], предлагается следующая методика расчета. Время горения
T = F0 . Km/VNv/4 (55)
Где Fn — критерий Фурье; Кт — коэффициент смешения; Nv — удельная мощность топки; г) — динамическая вязкость газа в топке.
Так как только часть топлива сгорает в диффузионной области, то
Td=<Pd • Fo ' Кт/Л/Н /Ч
Где Ч!> =— 1 — <1К.
В связи с тем, что размер топочного объема VT во вращающейся печи неизвестен, предлагается отнести мощность топлив - но-воздушного потока к свободному сечению печи и внести соответствующие изменения в коэффициент Km. Значение критерия F(M согласно исследованиям Ансельма [253], можно принять для мощных вращающихся печей равным F0 = 0,02. Тогда с некоторыми допущениями
TD = 1,06 ■ 104фо. Vn/Np, (56)
NF = (m0 + mT). vg/(2. D*),
Где m0, mT — массовый секундный расход первичного воздуха и топлива; v0 — скорость первичного воздуха; Dn — внутренний диаметр печи.
Общее время будет складываться из последовательно идущих процессов горения
Тг=тк +TD. (57)
Для того, чтобы найти коэффициенты Фк и %, необходимо рассмотреть аэродинамику струйных процессов (рис. 81).
Рис. 81. Истечение струи в печи. |
Точка полюса струи h0 и текущая ордината Rx находятся из соотношения
^ = 0,29 • r0/u;
1*0 * ■ Го
Rx = г0 + Кг - х/2, (58)
Где экспериментальный коэффициент и = 0,07—0,08.
Согласно работе [334], а также нашим исследованиям по сжиганию угольного топлива, можно принять Кг — 0,5 и тогда
Rx = г0 + 0,25 . х; х = 4 . (Rx - г0);
Sx — х — h0. (59)
В связи с тем, что стенки печи не позволяют расширяться газовой струе за ее пределы, можно принять, что интенсивность смешения первичного потока со вторичным воздухом до воспламенения топлива пропорциональна изменению сечения струи, тогда
R |
Tu — m
M — m
M.
Фк =
Rn
Где rn0, mx, mB — массовый расход воздуха в струе первичного, в сечении X и действительного для полного горения топлива.
Порядок расчета времени выгорания твердого топлива. При
Испытании вращающейся печи определяют исходные данные по составу, тонкости помола, теплоте сгорания и расходу топлива; количеству, скорости и температуре первичного воздуха; коэффициенту избытка воздуха и температуре вторичного воздуха; диаметру форсунки и внутреннему диаметру печи; удалению точки воспламенения топлива от форсунки и сечению струи в точке воспламенения. Предварительно оценивается температура факела, энергия активации для данного вида угля и динамическая вязкость газа в пламенном пространстве. Производится расчет горения топлива с определением объема и массы воздуха и продуктов горения.
Рассчитываются коэффициенты: константа скорости реакции, а и (З—по формулам (52). Находятся шх и срк из уравнений (60), 60К — из (53), Крк— из (54). Вычисляется значение интеграла її (г) из выражения (49), затем по номограммам 9—6 или 9—g [334] определяется I2 (z) и по формуле (51) время выгорания тк в кинетической области, а по (56)—т0 в диффузионной области. Общее время горения находится как сумма составляющих по (57). Применительно к Топкинскому заводу были сделаны расчеты для угля с характеристикой: Ср=67,6%; № = 3,7%; №=1,6%; 0^=5,1%; Sp=0,4%; R02=0,5%; R008 = 13%; Ул = 21 %; Ар = 21 %; Wp = l%; Qp=26,2 МДж/кг;
Kp =0,57 кг/кг; Gp = 0,78 кг/кг; ук = 1500 кг/м3 и дополнительными данными VB = 6,98 нм3/кг; Vr = 8,03 нм3/кг; m, =4,8 кг/с; mz =47,6 кг/с; щ, = 11,9 кг/с; тх=52,4 кг/с; г()=0,25м; Dn=4,5 м; v0 = 60 м/с; Тф=2000 К; а= 1,1; т] = 6,3- 10~5Н; Кп = 4,5 • 104; Е= 140 МДж/кмоль. Результаты расчетов сведены в табл. 32.
(60) |
н?
Таблица 32 Расчетные данные по времени выгорания топлива и длине факела
|
* При S. r — 7 топливно-воздушная струя до воспламенения доходит до стенок печи. |
Приведенные расчетные данные хорошо согласуются с экспериментами, проведенными с помощью РАИ (табл. 31, рис. 80), а также с характером распределения теплоизлучения корпуса печи при различных условиях сжигания топлива.