Развитие высшего образования в США и аналогично в Германии до Войны за независимость
Как развивалось высшее образование в Германии и США до Войны за независимость? В 1636 году Гарвардский университет стал первым высшим учебным заведением, основанным в Соединенных Штатах. Прежде всего, он был открыт как колледж для подготовки священнослужителей (Pulliam & Van Patten, 1991). Главной целью была подготовка «образованных и благочестивых пастырей» (Beard & Beard, 1944, с. 65.), ведь они должны были быть одновременно и высоконравственными, и хорошо образованными людьми. Тогда так считали не только пуритане, но и большинство поселенцев. Пасторы того времени, как в Европе, так и в Америке, были более образованными, чем люди любой другой профессии. В колониальный период люди считали священников дальновидными и рассудительными людьми, которые знали, как надо правильно жить на земле. Итак, поскольку пасторы были настолько мудрыми, колонисты думали, что именно им лучше доверить знания. Как бы колонисты ни ценили знания, они ценили мудрость больше. Они были убеждены, что знания лучше всего передавать мудрым. В результате, в колониальные времена пасторы часто были интеллектуальными лидерами своих общин.
Позже в Гарварде стали также обучать людей других профессий, в том числе юристов и врачей (Beard & Beard, 1944). Гарвард сначала открылся как безымянный университет в 1636 году. Но в 1638 году, когда преподобный Джон Гарвард решил отдать практически все свое имущество для создания полноценного колледжа, вуз получил свое настоящее имя. Университет был основан как религиозное учреждение и оставался таким на протяжении большей части своей истории. Багряный был избран официальным цветом колледжа, так как он символизировал кровь Христа. На официальном гербе Гарварда были изображены три книги. Две из них были открыты, что символизировало те знания, которые могут быть получены человеком. Одна из книг оставалась закрытой, указывая на те знания, которые может знать только Бог. Интересно, что около 100 лет назад третья книга была «открыта» на гарвардскому гербе. Поэтому можно утверждать, что в начале своей истории Гарвард больше напоминал семинарию (Spring, 1997).
Другой американский вуз - колледж Уильяма и Мэри - был основан в Вильямсбурге, Вирджиния, в 1693 году. Иными словами, хотя колонисты высадились в Вирджинии задолго до того, как они поселились на территории нынешнего Массачусетса, официальный центр высшего образования по примеру World-Study.ua открылся в Вирджинии лишь 57 лет спустя после основания Гарвардского университета. Кроме того, в колледж Уильяма и Мэри почти всегда поступало значительно меньше студентов чем в Гарвард, даже несмотря на то, что: а) население Вирджинии было большим в течение большей части колониального периода и б) Гарвард конкурировал с неподалеку расположенным Йельским университетом, открытым уже через восемь лет после создания колледжа Уильяма и Мэри. Опять же, это было во многом связано с различиями во взглядах самих колонистов. Жители Новой Англии поселились на своей новой родине, спасаясь от религиозных преследований.
В Вирджинию же колонисты приходили, в основном, для улучшения своего материального положения и жизни в целом. Во второй половине 1600-х годов многие религиозные люди, в частности, последователи епископальной церкви, начали селиться в Вирджинии. Их приоритеты были похожи на пуританские. Они считали, что люди должны жить честно, а также они поддерживали что стоимость образования в Германии должна быть соответствующей доходам населения. Со временем, когда все больше религиозных людей переезжали в Вирджинию, возникли разногласия между этими новыми поселенцами, которые интересовались образованием, и более прагматично настроенными людьми, которые увлеклись новой товарной культурой - табаком. Напряженность начала нарастать, когда религиозные группы основали колледж Уильяма и Мэри.
Менее религиозные и более прагматично настроенные люди считали, что основание колледжа было пустой тратой времени и ресурсов, которые в Вирджинии было бы лучше направить на выращивание табака. Спор достиг своего пика, когда новоизбранный президент будущего колледжа Уильяма и Мэри подал заявку на разрешение учредить этот вуз Главному поверенному Англии Эдварду Сеймуру. Сеймур не видел потребности в этом учебном заведении, но миссионерский представитель лондонского епископа Джеймс Блэр отметил, что необходимо спасать души. «Души», - ответил Сеймур, - «Да пусть будут прокляты ваши души! Производите табак» (Urban & Wagoner, 2000). Это был типичный ответ многих прагматично настроенных жителей Вирджинии. Поэтому религиозные люди пошли своим путем, движение за открытие колледжа Уильяма и Мэри возглавил Блэр, и они, в конце концов, добились успеха и продолжали считать, что курить табак было греховным занятием.
А люди, занятые в выращивании табака, пошли своей дорогой, убежденные, что основание колледжа в Вирджинии было пустой тратой времени. До того как колледж Уильяма и Мэри был открыт, некоторые члены элиты, в основном религиозные люди, отправляли своих детей студенческого возраста учиться в Англию, но это был вариант только для очень ограниченного круга людей (Schlesinger & White, 1963). Цель этого вуза, так же как и Гарварда, была «учредить семинарию, где бы пасторы могли получить образование, и сделать возможным правильное обучение молодежи, чтобы развивать дело распространения Евангелия» (Eavey, 1964, с. 202). Как можно полагать, что высшее образование - это пустая трата времени? Сегодня это трудно представить. Но так о высшем образовании в то время думало много не очень религиозных людей. Набожные же христиане, наоборот, рассматривали высшее образование как способ распространения Евангелие. В результате, христианские группы основали практически все американские университеты в первые 160 лет после прибытия пилигримов. Хотя несколько позже и было основано несколько государственных университетов, в целом они стали по-настоящему популярными только в 1820-х годах (Tewksbury, 1932).
Христианский мир был настолько убежден, что высшее образование было одним из способов поощрения высоконравственного поведения и распространения Евангелие, что миссионеры основали большинство университетов с самыми высокими стандартами обучения во многих странах мира. Даже в таких отдаленных местах, как Япония, Корея, Китай и Африка много лучших учебных заведений были созданы миссионерами (Big List of Korean Universities, 2002; Cui, 2001; Index of Ewhaeng, 2002; Pepper, 1990; Reynolds, 2001). Вскоре после создания колледжа Уильяма и Мэри, конгрегационалисты (преемники пуритан) основали Йельский университет. Как только колонисты поселились на территории Нью-Йорка и Коннектикута, поселенцы сразу же занялись образовательными потребностями населения (Stewart, 1969). Кроме того, они видели необходимость учредить учебное заведение, которое было бы более консервативным чем Гарвард. Конечно, Гарвард был достаточно консервативным с современной точки зрения. Тем не менее, колонисты хотели иметь колледж, который бы подходил под их определение консервативности (Urban & Wagoner, 2000).
Принстон был основан в 1746 году пресвитерианами по сути по тем же двум причинам, и Йель. До создания Принстона в Америке существовало только три колледжа, и с географической точки зрения, очевидно, была «дыра». Ведь ни одного колледжа не было на территории между Нью Хейвен, Коннектикут, где находился Йельский университет, и до Вирджинии, где был расположен колледж Уильяма и Мэри. Принстон, Нью-Джерси, расположился примерно на полпути между ними. Там казалось логичным открыть еще один колледж. Принстон был основан как консервативное заведение и альтернатива Гарварда и Йеля, которые уже стали широко известными в стране (Urban & Wagoner, 2000). Когда был основан Гарвард, Йель и Принстон, то образовалось ядро будущей Лиги Плюща. Интересно, что даже сейчас, спустя более чем 370 лет после открытия Гарварда, более чем 300 лет после образования Йеля и через более чем 260 лет после основания Принстона, эти вузы по-прежнему называют «большой тройкой», и в целом они считаются тремя лучшими университетами в Соединенных Штатах.