КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУВИ, СТОПЕ И КОЛОДКАХ
1. ОБУВЬ
Обувь классифицируют по назначению, виду, поло-возраст - г. ому признаку, полноте, материалам верха и подошвы, высоте каблука, конструкции заготовки и подошвы, методу крепления, способу закрепления на ноге и т. д.
Деление обуви по назначению. В зависимости от назначения различают обувь бытовую и специальную (производственную, спортивную и т. п.).
Бытовая обувь—весенне-летнего и осенне-зимнего сезонов— употребляется в обычных условиях носки (на улице, дома).
К весенне-летней относится легкая закрытая и открытая обувь — без задников и носков (открытые летние туфли, сандалии, сандалеты и пр.).
К осенне-зимней относится обувь закрытая, утепленная, часто с отделкой из меха или другого материала.
Специальная обувь бывает обычно особой конструкции и особого способа изготовления; для ее пошива используют соответствующие специальные материалы.
Производственная обувь необходима для работы в горячих цехах, на торфоразработках, на нефтепромыслах и т. д.
К спортивной обуви относятся ботинки для коньков, футбольные, лыжные, боксерские, хоккейные и др.
Имеются и другие виды обуви — комнатные и госпитальные туфли, чувяки и др.
Назначение обуви предопределяет требования, предъявляемые к ее материалу, конструкции заготовки и деталей низа, к методу крепления. В производстве специальной обуви нужны наиболее плотные и прочные материалы верха и низа. Иногда употребляют материалы, характеризуемые особыми свойствами (например, юфть, обладающую повышенной водостойкостью благодаря большому количеству содержащегося в ней жира).
В настоящем пособии рассматривается в основном обувь, которую носят в обычных условиях и которая является наиболее распространенной и типичной.
Деление обуви по виду. Обувь различают по виду главным образом в зависимости от размеров и конструкции голенищ или берец — части обувн, охватывающей голень и голеностопный сустав ноги и отчасти тыльную часть стопы (рис. I).
Основные виды обуви следующие: 1) сапоги (рис. 2); 2) ботинки (рис. 3) и полусапоги; 3) полуботинки (рис. 4) и 4) туфли (рис. 5).
Сапоги — обувь с высокими голенищами, облегающими голень, а иногда и бедро ноги (сапоги болотные, рыбацкие). Сапоги изготовляют с жестким задником, с жестким поднос- ком и без него, на низком или среднем каблуке.
Ботинки — обувь, в которой берцы укорочены по сравнению с голенищами сапог и покрывают ногу лишь несколько выше лодыжки. Берцы ботинок обычно разрезные (для облегчения надевания и снятия обуви с ноги); они имеют шнуровку или застежку. Ботинки изготовляют с жесткими задниками и подносками. Особую конструкцию имеет верх ботинок с резинками.
К ботинкам условно можно отнести пинетки — обувь для детей до двух лет. Изготовляют эту обувь целиком из мягких кожевенных материалов. Верхний край заготовки закрывает лодыжки. Обувь закрепляется на ногах шнурками.
Полусапоги (ботинки из юфти) изготовляют с накладными берцами (типа «конверт»). В полусапогах, рассчитанных на хождение по воде и грязи, разрез берцев изнутри прикрыт глухим или полуглухим клапаном. Высота берцев несколько выше, чем у обычных ботинок.
Полуботинки —обувь с укороченными берцами, не доходящими до лодыжек. Верх этой обуви закрывает пальцы, боковую и пяточную части стопы, а также ее тыльную часть.
Туфли — обувь, не закрывающая тыльную часть стопы,— бывают с чересподъемными ремнями или без них. Высота пяточной части туфли соответствует высоте полуботинка. По конструкции отдельных деталей туфли также аналогичны полуботинкам.
Кроме указанных основных видов обуви, имеется ряд других: сандалии, спортивные туфли, сандалеты обыкновенные и с бортовым креплением пбдошвы ремешками.
Сандалии (рис. 6) — хорошо вентилируемая летняя обувь с цельной союзкой. В них нет ни стельки, ни каблука; имеют жесткий задник, носок нежесткий. Низ сандалий состоит из одной подошвы, что придает им особую гибкость.
Спортивные туфли — открытые туфли облегченного типа. Изготовляют их без подкладки и стельки, подошва тонкая, задник и носок мягкие.
Г |
Рис. 1. Нога (а) и обувь (б —полуботинок; в —ботинок; г —сапог): А — стопа; Б — тыльная часть стопы; В — свод стопы; Г —лодыжка, или мыщелок
Д — голень
Рис. 2. Сапоги: А — вытяжной; б — прикрой ныП |
Рис. 3. Ботинки |
Рис. 4. Полуботинки
Рис. 5. Туфли женские |
Сандалеты (рис. 7) являются разновидностью полуботинок; изготовляются на каблуке, с жестким носком и задником. Сандалеты могут быть как закрытой, так и более открытой конструкции, с перфорацией в передней части и без нее.
Деление обуви по поло-возрастному признаку и полноте. Размер обуви (номер) обозначает длину ее следа (внутри) в штихах. Определяется он длиной следа колодки. Один штих равен г/3 см, или 6,67 .и. и (округленно 6,7 мм). Такая нумерация колодок и обувн называется штих - массовой.
При изготовлении колодок с удлиненными (узкими) носками или в случае увеличения по ка - Рнс б Сандалии
Кнм-лнбо другим причинам длины стопы свыше положенного
Размеры колодок обозначают так же, хотя абсолютная длина следа будет больше.
Размеры обуви по ширине и обхвату при одной и той же длине характеризуются условной величиной, которую называют полнотой обуви. Разнообразие полнот для отдельных родов обуви позволяет при пошиве отдельных видов обуви применять колодки больших или меньших полнот. Например, при
Рис. 7. Сандалеты |
Пошиве повседневной обуви чаще всего употребляют колодкн полнот 5, 6 и 7, хромовых сапог—7, 8 и 9, юфтевых сапог — 10, 11 и 12.
По поло-возрастному признаку обувь классифицируют следующим образом: мужская, JSfe 38—47; женская, № 33—42; мальчиковая, № 35—37;
Девичья (для девочек-подростков), № 34— 37; школьная (для мальчиков), № 31—34; школьная (для девочек), № 31—34; детская, № 27—30;
Малодетская (дошкольная), N2 22—26; гусариковая,№ 17—21; пинетки, № 10—16.
Обувь каждого рода надо изготовлять двух-трех, а гуса- риковую — одной полноты.
Приведенные данные (по ГОСТ 179—61—Обувь механического производства) справедливы для всей обуви, кроме специальной и сандалий. Сандалии изготовляют следующих размеров (ГОСТ 1135—69):
38-46 35—37 35-38 |
Мужские. . Мальчиковые Женские. . |
Мальчиковые н девичьи школьные, детские, дошкольные и гусариковые сандалии изготовляют тех же размеров, что и другую обувь.
Деление обуви по конструкции заготовки. Детали верха обуви, скрепленные между собой ниточными швами, составляют так называемую заготовку. В пределах одного вида основного кроя заготовка может иметь различную форму.
Заготовки для сапог. Сапоги бывают двух основных форм: вытяжные (см. рис. 2, а) и прикройные (см. рис. 2, б)- В заготовке вытяжного сапога голенище и перед состоят из цельного куска кожи, носящего название вытяжки. Такие заготовки применяют только при изготовлении обуви специального производственного назначения — рыбацких и болотных (охотничьих) сапог. Вытяжка болотных сапог обычно ниже вытяжки рыбацких.
Заготовки для ботинок. Заготовки для ботинок подразделяют в зависимости от конструкции на следующие виды: с отрезными задинкой н носком (см. рис. 3, а); с круговой союзкой (см. рис. 3, б);
Типа «конверт» (см. рис. 3, в) — в них берцы настрачивают поверх союзки в противоположность обычному ботинку (см - рис. 3, о);
На резинках (см. рис. 3, г).
Заготовки для по л ус а п о г — преимущественно типа «конверт».
Заготовки для полуботинок. Различают два основных вида таких заготовок:
Берцы подложены под союзку (с отрезными и неотрезными носками, см. рис. 4, а);
Берцы наложены на союзку (типа «конверт»), с круговой союзкой и с отрезными деталями (см. рис. 4, б).
Заготовки для туфель. По конструкции заготовки туфли бывают: 1) гладкие — с ремешком и лодочки[2] (см. рис. 5, а); 2) с отделкой — с ремешком и лодочки; 3) фигурного кроя — с ремешком (см. рис. 5, б) и лодочки.
Имеется также много других разновидностей туфель, по форме переходящих зачастую в полуботинки.
Деление обуви по материалам верха. Здесь различают обувь кожаную, текстильную, комбинированную, из заменителей кожи.
Кожаная обувь бывает юфтевая и хромовая.
Юфтевую обувь (сапоги, полусапоги, ботинки на шнурках и ботинки на резинках) изготовляют из яловочной, конской и свиной юфти.
Хромовую обувь вырабатывают из мягких кож хромового дубления всех видов (опоек, выросток, полукожннк, шевро, шеврет, свиные и конские кожи, велюр, лак), а также из спилка, замши и прочих видов кож.
Текстильную обувь подразделяют на гладкую и с отделкой. В гладкой обуви все детали верха заготовки выкроены из ткани. Обувь с отделкой (см. рис. 5, в) имеет украшения из кожи или ее заменителей.
К текстильной обуви по прейскуранту отнесена также обувь из ворсита, павинола и других заменителей на тканевой основе.
Комбинированной называют текстильную обувь, в заготовке которой имеется не менее четырех деталей из кожи: накладные кожаные носки, задинки, задние наружные ремни и надблочникн. Задинки и задние ремни могут быть заменены уширенным фигурным ремнем. Обувь, которая не имеет хотя бы одного из указанных элементов, относится к группе текстильной обуви с отделкой.
Деление обуви по цвету верха. По цвету верха обувь делят на черную, коричневую, яркую, светлую, белую, золотого и серебряного цветов.
Обувь кожаная и текстильная цвета беж и светло-серая считается светлой, а кожаная обувь красного, синего, зеленого, темно-серого и желтого цветов — яркой.
Деление обуви по материалу подошвы. Обувь изготовляют на кожаной подошве, подошве из резины обыкновенной, пористой и облегченной пористой, из пласткожн, а также на войлочной подошве.
Часто в целях экономии материалов кожаную подошву в пяточной части делают с приставкой, так как эта часть не изнашивается (прикрывается каблуком).
Деление обуви по конструкции подошвы. По конструкции подошвы различают обувь на подошве: 1) одинарной;
2) двойной; 3) с наружной подметкой; 4) с внутренней подметкой; 5) с подложкой (обувь с резиновой подошвой); 6) с платформой.
Деление обуви по методу крепления. В зависимости от метода крепления верха (заготовки) и деталей низа обувь бывает: гвоздевая, винтовая, деревянношпилечная, прошивная, рантовая, сандальная, полусандальная, парко, выворотная, клеевая, горячей вулканизации. Кроме того, существует ряд комбинированных методов крепления, представляющих собой сочетание двух или трех из указанных выше методов. К наиболее распространенным комбинированным методам следует отнести рантово-клеевой, рантово-прошивной, рантово-скобоч - ный, строчечно-клеевой и др.
Гвоздевой (рис.8), винтовой (рис.9), деревянно - шпилечный (рис. 10) и прошивной (рис. 11) методы. При этих методах крепление низа сквозное: материал, которым подошва прикрепляется к затянутой обуви (винт, гвоздь, деревянная шпилька, ниточный стежок), проходит насквозь через подошву, затяжную кромку заготовки и стельку.
Рантовый метод (рис. 12). По этому методу затяжная кромка заготовки вместе с рантом пришивается к губе стельки, после чего к свободному продольному краю ранта льняными или капроновыми нитками пристрачивается подошва.
Рантово-прошивной метод (рис. 13) является разновидностью рантового метода крепления. В этом случае стелька по конструкции аналогична стельке, применяемой при сквозных методах крепления. Рант скрепляется со стелькой насквозь через затяжную кромку заготовки однониточным цепным швом. Подошва пришивается к рантудвухниточным швом, как при обычном рантовом методе крепления.
Рантово-скобочный метод (рис. 14) также является разновидностью рантового метода крепления. Здесь заготовку прикрепляют к стельке тексом (как и при рантово-прошив - ном методе). Затем к стельке скобками прикрепляют рант. К ранту пришивается подошва.
Рантово-клеевой метод (рис. 15) отличается от рантового метода крепления тем, что первый слой двухслойной подошвы пристрачивается к ранту, а второй — наружный — приклеивается к первому.
Полусандальный (доппельный) метод. В этом случае затяжную кромку верха, вытянутую н приклеенную к кромке подошвы (бахтарма с бахтармой), пристрачивают к подошве совместно с наложенным сверху рантом. Подкладку предварительно затягивают на стельку (рис. 16, а).
Полусандальную обувь изготовляют также без стельки и подкладки. Заготовку, в которой носочная и пяточная части предварительно сформованы для придания им правильной формы, надевают на колодку с прикрепленной подошвой.
Рис. 8. Гвоздевой метод крепления: / — заготовка; 3 — стелька; 3 — простилкл; 4 — подошва; J — текс: С — гвоздь |
Рис. 9. Винтовой метод крепления: I — заготовка; 1 — обводка; 3 — стелька; < — простилка; S — подошва; if—текс; 1 — винт |
6 |
Рис. 10. Деревянношпилечный метод крепления: |
5 |
/ — заготовка; 2 — стелька; J — простнлка; 4 — подошва; 5 — деревянные шпильки; tf —затяжной тс*с
Рис. 11. Прошивной метод крепления: |
/ — заготовке 2 —стелька; 3 — простнлка; 4 — подошва; 6 — затяжной тскс; 6 — ниточный шов
<* « Рис. 12. Рантовый метод крепления;
/ — заготовка; J — стелька; Л — простилка; 4 — губа рантовой стелысн; S — рант; 6 — Подошва; 7—ниточные швы
Крепления: / — заготовка; T — стелька; J — простилка; 4— подошва; 5 —рант; « — затяжной текс; 1 — однониточный шов. прикрепляющий рагг к стельке; 8 — двухниточиый шов, прикрепляющий подошву к ранту
Рис. 14. Рантово-скобочиый метод крепления:
/ — заготовка; 2 — стелька: J — поостнлка; 4 — подошва: 5 — вант; £ —затяжной текс; 7 —скобка, скгепляюшая оант со стелькой; i — нитка под скобкой
Рис. 15. Рантово-клеевой метод крепления:
/ — заготовка; ? —стелька: J — раит; 4 — простклка; S — слой подошвы, прикрепляемый двухипточным шаои: < — заТяжной текс; / — двухпиточяый шов; 8 — Слой подошвы, прикрепляемый клеевым метолом
Рис. 16. Полусандальный стелечный (а) п сандальный (б) Методы крепления: / — заготовка; 2 — подкладка; 3 — стелька: 4 — подошва; 5 — рант; S — двух ин точны ft шов |
Рис. 17. Метод парко: |
/ — Заготовка; 2 — стелька; 3 — рант; 4 — Простилка; 5 — подошва; S — ниточные швы
В процессе затяжки затяжная кромка приклеивается к подошве. Затем сострачивают подошву, заготовку и рант.
Сандальный метод. Крепление осуществляется так же, как и при полусандалыюм методе, при отсутствии подкладки и стелькн (рис. 16, б).
Метод парко (рнс. 17). При этом методе крепления рант пришивают к незатянутой кромке заготовки, а затем заготовку с пришитым рантом затягивают на колодку.
Обувь парко изготовляют без стелек и со стельками. В нервом случае след (колодки) простилают войлоком и подошву (с заранее наложенным на ее бахтармяную сторону фляком) пришивают к ранту, как в обычной рантовой обувн. Во втором случае используют или круговой рант, или рант до каблука При изготовлении обувн парко с круговым рантом подошву пришивают по всему периметру двухниточным швом так же, как подошву в рантовой обуви. При изготовлении же обуви парко с рантом до каблука подошву в носочной, пучковой и геленочнон частях пришивают к ранту, а пяточную часть подошвы прибивают к стельке гвоздями.
Выворотный метод (рис. 18). Существуют два варианта этого метода.
По первому варианту (рис. 18, а) кромку вывернутой наиз - нанку заготовкой пришивают к подошве с ее бахтармяной стороны, после чего заготовку выворачивают и надевают ^ на колодку; далее обувь окончательно отделывают. Этотвари - 0 ант крепления называют также алтанным.
Второй вариант крепления (рис. 18, б) аналогичен первому, с той лишь разницей, что здесь применяют изготовленную из кожи для верха подошву. Заготовку пришивают к подошве насквозь тугим тачным швом на швейной машине, после чего заготовку выворачивают. Таким способом пошивают пинетки, туфли гимнастические, ботинки борцовские и т. д.
Строчечно-рантовый метод (рис. 19). При этом методе подошву пришивают к ранту заготовки, предварительно надетой на раздвижную колодку и отформованной на ней.
Клеевые методы (рис. 20). Подошву приклеивают к затяжной кромке заготовки разными клеями: ннтроцеллю - лозным, гуттаперчевым, перхлорвиниловым, каучуковыми
И др.
Строчечио-клеевой метод (рнс. 21). Заготовку пришивают нитками к внутренней мягкой стельке вместе с обтяжкой для платформы и каблка. Образуется заготовка в виде чулка, в который вставляют колодку. Заготовку расправляют на раздвижной колодке, после чего в обтяжку вставляют клиновидный каблук, войлочную или картонную платформу - Обтяжку прикрепляют клеем к каблуку и платформе; затем
Рис. 18. Выворотный метол крепления:
7ZZZZZZZZ |
А —обычный; 6 — е тугим тачным швом; / — заготовка: 2 — подошва - J — ниточный шов
Рис. 20. Клеевой метод крепления. |
Рис. 19. Строчечно-рантовый метод крепления: / — заготовка; 2 — стелька: 3 — простнлка: 4 — равт; { — подошва; 5 —ниточные швы |
/ — заготовка; 2 — стелька; 3 — простилка; /—подошва; 6 — затяжной текс
Рис. 21. Строчечио-клеевой метод |
Крепления:
/ — заготовка: 2 — стелька: 3 — простнлка; 4 — платформа; 5 — обтяжка; б — подошва; 7 — ниточные швы
К ней приклеивают подошву. Этим методом изготовляют женскую обувь, чаще летнюю.
Метод горячей вулканизации. Этот метод занимает особое место. Заключается он в следующем: сырую резиновую подошву укладывают в специальную пресс-форму; на металлическую колодку пресса надета затянутая заготовка. В пресс - форме подошва формуется, вулканизуется и приклеивается к заготовке.
Метод котловой вулканизации. Вулканизация сырой резиновой подошвы и прикрепление ее к верху текстильной обуви осуществляются в специальном вулканнзационном котле под давлением и при высокой температуре.
Бортовой метод. Подошву, выкроенную с большим припуском по контуру следа, накладывают в увлажненном состоянии на след колодки, на которой затянута заготовка. Кромку подошвы загибают на боковую часть колодки. К краю подошвы ремешками прикрепляют кромку заготовки.
Деление обуви по высоте каблука. Различают обувь: 1) без каблука; 2) на низком каблуке (до 25 - ид); 3) на среднем каблуке (26—45 мм)] 4) на высоком каблуке (46—70 мм, особо высокие — более 70 мм). Высота и фасон каблуков, материал, из которого их делают, а также их оформление в значительной степени влияют на внешний вид обуви.
Обувь женскую выпускают на низком, среднем и высоком каблуках, девичью (размеры 34—37, для девочек-подростков) — на низком и среднем; всю остальную — на низком каблуке. Кроме того, обувь для девочек-подростков отличается от женской профилем каблука.
Деление обуви по фасону колодки. Обувь различают, кроме того, по фасону колодки (имеется в виду форма носка). Обувь изготовляют на колодках с носками закругленными, острыми, близкими к прямоугольнику, более плоскими, более высокими и т. д.
Деление обуви по сложности заготовки. Хромовую обувь массового производства подразделяют по видам заготовки на три категории — гладкую, обувь с отделкой и обувь фигурного кроя.
Модельную обувь изготовляют по специальным моделям разнообразных фасонов из высококачественных материалов с различной отделкой в виде декоративных строчек, перфораций и декоративных деталей — бантов, пряжек и пр. (рис. 22 и 23). По степени сложности модели женская модельная обувь делится на три категории: первой, второй и третьей сложности, а мужская — на две категории: первой и второй сложности.
19 |
Деление обуви по способу закрепления на ноге. Обувь крепят на ноге с помощью шнурков, пуговиц, пряжек, резинок.
2*
Е
Женские модельные:
С бокопымн ремешками; г — без задний; <5 — с открытоII пяточной T — И» среднем каблуке
Рис. 23 Полуботинки мужские модельные: В —с пряжкой; б — на шнурках |
Б |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Начертите поперечное сечение обуви пяти методов крепления низа (по выбору), пользуясь настоящим учебником.
2. Изучите различные виды обуви.
На предприятии, на котором вы работаете, или на соседней обувной фабрике, в лаборатории фабрики, в кабинете технологии обуви техникума или другого учебного заведения (института, школы ФЗУ и т. д.), в обувной артели или мастерской внимательно осмотрите все имеющиеся виды обуви и определите наиболее характерные их отличительные признаки, особенно по заготовкам.
Уясните себе и запишите, чем отличается сапог от полусапога, ботинок от полуботинка, полуботинок от туфли, туфля от сандалии, туфля-лодочка от других разновидностей туфель и т. д.
3. Изучите различные конструкции заготовок.
А. Крой сапог.
По мере возможности ознакомьтесь на предприятии, где вы работаете, или на соседнем предприятии, в кабинете технологии обуви учебного заведения с разновидностями кроя (в заготовках или в готовой - обуви) сапог: при - кройных и вытяжных, юфтевых и хромовых, рыбацких и охотничьих. Определите названия изучаемых вами сапог и укажите, чем отличается по крою
заготовки один вид сапога от другого, а также в чем состоят особенности Hi пошнва.
Б. Крой ботинок.
Для изучения кроя ботинок желательно иметь на руках: ботинки на шнурках с отрезной и круговой союзками, ботинки на резинках, полусапогн
Внимательно осмотрите заготовку и подкладку каждой изучаемой пары (или полупары). Определите, на каком ботинке союзки наложены па берцы, а на каком, наоборот, берцы на союзки; в каком ботинке берцы н задипки составляют одну деталь, чем отличается крой заготовки ботинка на резинках от кроя остальных видов ботинок; в каком из изучаемых вами образцов клапан пристрочен к берцам; в каком месте и для какой цели в ботинках с круговой и отрезной союзками пристрачиваются закрепки.
Определите, чем отличается крой ботинка с круговой союзкой от кроя ботинка с отрезной союзкой.
В. Крой женской обуви
Рекомендуется внимательно осмотреть и определить, чем отличаются по конструкции заготовки женских полуботинок, различных фасонов туфель н туфель-лодочек гладкого кроя массового производства от тех же видов обуви с отделкой и фигурного кроя (без задника, с открытым носком, с декоративными бейками, бантами и т. п.).
4. Изучить обувь по материалам верха н низа.
Обувь различных образцов охарактеризуйте по виду материала: кожаная, текстильная, из заменителей кожи, комбинированная
В кожаной обувн выделите юфтевую и хромовую.
В хромовой обувн определите вид кожи, из которой изготовлена заготовка (опоек, шевро, хромовая евнпая кожа и т. д.), а также метод дубления и характер отделки (замша, велюр, лак и пр.).
В комбинированной обувн определите, какие из деталей кожаные и какие из текстиля или заменителей кожи. Желательно также определить вид заменителя или текстиля.
Определите материал деталей низа обуви по подошве (кожа, пласткожа, резина непористая, резина пористая) н по стельке (кожа или заменитель кожи).
5. Определите методы крепления низа обуви.
А. Сравните рантовый и прошивной методы крепления.
Это определение можно сделать по обуви неразрушенной и по обувн, разрезанной поперек стельки.
Тщательно осмотрите внутри обувн стельку в пяточной, геленочной и пучковой частях, установите, в какой обуви и в какой части периметра исследуемой пары (полупары) на стельке имеются стежки, а в какой стежков нет; в исследуемых образцах определите, в какой обуви и в какой части периметра стелька пробита тексами, а в какой части периметра стельки тек - сов нет.
Осмотрите в изучаемой обуви подошву и урез, а в рантовой обув^ и рант. Исследуя стежки на подошве, ранте и стельке, определите метод креплении изучаемой обуви.
Нарисуйте в рабочей тетради схему прошивного и рантового методов крепления, пользуясь разрезанной поперек стельки обувью или иллюстрациями, помещенными вышек
Б Сравните разновидности рантового метода крепления низа обуви.
Рекомендуется взять обувь следующих методов крепления: рантового, рантово-скобочного, рантово-прошивного и рантово-клеевого.
Внимательно осмотрите каждую пару (полупару) со стороны стельки (если в обуви имеется вкладная стелька, полустелька или подпяточник, то следует эту деталь в одном-двух местах отогнуть на 12—14 лек от края стельки). Проследите, яет ли на стельке стежков, загнутых концов тексов, скобок.
Укажите, чем отличаются указанные разновидности рантового метода крепления одна от другой и по каким признакам вы определили их отличительные особенности. •
В рабочей тетради изобразите различные варианты рантового метода крепления.
В. Сравните сандальный, полусандальный, парко и выворотный методы крепления.
По имеющимся образцам изучите и сравните перечисленные методы крепления. Укажите, в обуви какого вида крепления отсутствуют стелька, подкладка и каблук. Схематически изобразите в рабочей тетради указанные разновидности ниточных методов крепления (со стельками и без них). На схеме укажите, каким образом при каждом из изучаемых методов крепления происходит соединение верха с подошвой и рантом, а также со стелькой (если она имеется).
Г. Сравните между собой сквозные методы крепления.
Рекомендуется изучить четыре метода крепления этой группы (для обув ■
На подошве из кожи, пласткожн или резины).
Внимательно осмотрите обувь изнутри и снаружи и определите вид крепителей.
Изобразите в рабочей тетради схему одного из методов крепления этой группы.
Объясните, чем отличаются методы крепления этой группы один от другого н почему они объединены в одну группу.