Химера
ВОЛШЕБНЫЕ СТРЕЛЫ БЕЛЛЕРОФОНТА
Балтия – заповедник мифических существ
Химера, в трактовке древнегреческого поэта Гесиода, мифическое существо с козлиным телом и козлиной же головой посередине его, львиной головой на одном конце тела и змеиной - на другом. Во второй половине прошлого века известный советский ученый Л.Гумилев, в своей концепции пассионарного этногенеза, нарек именем химера социальные системы, в которых представители одного этоса живут за счет представителей других этносов. Проведенные им обширные исторические изыскания показали, что этнические химеры не способны к самовопроизводству, порождают внутренние кровопролитные конфликты, быстро распадаются или становятся жертвой соседних этносов. Разработки западных исследователей последних десятилетий выявили, что химерические образования - результат целенаправленной деятельности агрессивных этнических элит, которые стремяться силой занять ключевые социальные позиции в полиэтнических обществах и поэтому любыми, даже самыми преступными, способами стараются мобилизовать массы соплеменников на свою поддержку. Эти агрессивные элиты умело используют то обстоятельство, что инородцы часто разобщены, малочисленны или плохо организованы.
После распада СССР химерические сообщества возникли во многих бывших советских республиках. Однако только в Латвии, Литве и Эстонии они подчинили себе все элементы общественной жизни. Мы уже писали о том, как эти страны, получившие от журналистов за быстрый рост в 2000-х гг. образный эпитет балтийские тигры, жестоко пострадали от экономического кризиса (http://www.regnum.ru/news/1362305.html). Писали и о том, какой деформации подверглась их политические системы в постсоветское время(http://www.regnum.ru/news/polit/1364747.html). Причиной этого, по нашему мнению, является как раз химерическая природа балтийских социумов. Попробуем развернуть этот тезис подробнее, а также выяснить, возможны ли для них иные сценарии развития.
Химеры в древней и новой этнической истории Балтии
В XII - XIII вв. немецкие крестоносцы завоевали обширные территории на восточном побережье Балтийского моря. Часть местных этносов, например, пруссы, ятвяги, скальвы, надравы, галинды была ими уничтожена. Другая часть - покорена и включена в состав, стандартной по европейским понятиям того времени, феодальной иерархии. Вершину и середину этой социальной иерархии заняли немцы, которые выполняли административные, военные, духовные, торгово-ремесленные функции. Низшая ступень иерархии была отведена куршам, селам, латгалам, ливам, эстам – они стали крепостыми крестьянами и вынуждены были нелегким трудом создавать и поставлять завоевателям материальные средства сущестования. Немцы жили обособлено, не вступали в браки с местным населением, контролировали его общественное сознание через свою религию, жестоко подавляли крестьянские восстания и уничтожали их лидеров. Таким образом, была создана этническая химера с одной, - немецкой,- головой, которая регулярно «откусывала» головы потенциальных этнических конкурентов. Это, а также поддержка метрополии, позволили немногочисленным немецким колонистам, достаточно продолжительное время, удерживать в повиновении более многочисленные балтийские народы, поддерживать жизнь созданного ими химерического сообщества.
Аугшайты и жемайты отстояли в войнах с крестоносцами свою независимость и, вместе со своими ближайшими соседями - русскими, создали Великое княжество Литовское. В нем в состав элит свободно могли проникнуть представители всех этносов, не было запрета на поддержание этнической идентичности для масс и поэтому химеризации общества не происходило. Впоследствии, Литва объединилась с Польшей в Речь Посполиту, и поляки стали проводить мягкую, но последовательную линию на установления своего контроля над другими этносами, что и погубило позже их империю.
В конце XVI- начале XVII вв. немецкие элиты в восточной Балтии ослабли, и часть подконтрольных им земель попала под власть молодой Шведской империи, а часть - Речи Посполитой, элита которой тогда еще не успела деградировать. На самых высших ступенях социальной иерархии тогда укрепились шведы и поляки, среднее звено полностью осталось за немцами.
Следующим этапом стало включение в XVIII веке восточно-балтийских земель в состав Российской империи. Теперь высшие административные и военные посты заняли русские. Среднее звено социальной лестницы осталось за немцами и поляками. Балтийские народы, по-прежнему, оставались крестьянами. Жизнь этнической химеры была, в очередной раз, продлена за счет принудительной смены извне состава правящей элиты.
Положение дел в сфере межэтнических отношений существенно изменилось только в середине XIX века. В это время в России шло бурное развитие капитализма, который требовал уравнения социального положения всех этносов и строительства из них единой русской нации. Именно поэтому, в конце XIX- начале XX века царское правительство не стало препятствовать формированию латышской, эстонской и литовской буржуазии, а затем и их интеллигенции. Оно полагало, что таким образом сможет ослабить влияние в крае немцев и поляков, интегрировать всех их в состав единой русской нации на равных началах. Ядром этнической консолидации должно были стать великорусское и белорусское население, которое стало заполнять к этому времени различные ниши балтийской социальной лестницы. Разразившиеся революции, первая мировая, а затем гражданская война полностью разрушили планы российских самодержцев. Влияние немцев, поляков и русских в крае существенно ослабло и балтийские народы, совершенно неожиданно для себя, получили независимость, а вместе с ней и возможность строить свои собственные нации.
Неудавшаяся попытка выкурить химер из Балтии
Первоначально балтийская буржуазия предприняла попытку выстроить общество демократического типа, в котором все этносы имели бы равные права. Однако этот, прогрессивный на тот момент, социальный слой был достаточно слаб, и вверх взяли представители чиновничества, которое опиралось на силы полиции, армии и военизированных национальных ополчений - айзсаргов, таутинков, кайтселитистов. В Литве была установлена военно-чиновничья диктатура А.Сметоны, в Эстонии - К.Пяста, в Латвии - К.Ульманиса. Все диктаторы обратились к неофеодальным образцам этносоциального устройства общества, которые выработал и успешно применял к этому времени режим Б.Муссолини в Италии. Высшие позиции в обществе присвоили себе латышские, литовские и эстонские военно-чиновничьи элиты, которые частично подмяли, а частично подкупили свою буржуазию. Русским, белорусам, полякам, евреям в обществе были отведены только низшие ступени социальной лестницы. Языковая, образовательная, культурная, кадровая, экономическая политика правящих элит была направлена на установление силового контроля над инородцами. Была предпринята также попытка лишить высокого социального статуса и немцев, но их защитило национал-социалистическое правительство Германии.
В итоге, к началу 1940 г. в странах Балтии возникли химерические, а потому крайне слабые, этносоциальные образования. Именно это, в сочетании с обострившейся классовой борьбой, позволило, относительно малочисленным прибалтийским коммунистам, без всякого сопротивления, установить в Латвии, Литве и Эстонии советскую власть, а затем включить последние в состав СССР.
В ходе второй мировой войны немцы оккупировали восточную Балтию и создали в ней рейхкомиссариат Остланд. В нем они установили «Новый порядок», который включал в себя создание социальной иерархии уже с немцами наверху, принудительным онемечиванием балтийских народов, частичным уничтожением славян и превращение оставшихся в рабов, полным уничтожением «расово неполноценных» евреев и цыган. Утратившия при советской власти социальные позиции, балтийская буржуазия и чиновничество сделали ставку на гитлеровцев и добровольно включились в их борьбу с «советами», в реализацию немецкого этнического проекта. Немцы с радостью доверили балтийским элитам, как борьбу с коммунистами и партизанами, так и решение задачи уничтожения русских, белорусов, поляков, евреев, цыган. Взамен искренней поддержки, балтийские элиты получили от немцев право на сытное существование и перспективу полной ассимиляции подконтрольных им народных масс через одно поколение. Половина латышских, литовских и эстонских элит с немецким этническим «проектом» не согласилась и поддержала советскую власть в борьбе с гитлеризмом. Балтийские нации раскололись на две противоборствующие части. На фоне мировой войны развернулась война гражданская. Причиной всего этого стала, в очередной раз, попытка части агрессивных балтийских элит любой ценой построить в своих странах химерическую этническую общность и занять в ней главенствующее положение.
Советский опыт истребления этнических химер
Коммунистические элиты еще в 1940 г. начали осуществлять в Советской Прибалтике интернационалистский проект. Все этносы в рамках этого проекта имели равный социальный статус, все участвовали в формировании единой, уже не русской, а советской нации, которую называли, правда, советским народом. Правящие коммунистические элиты формировались из представителей всех этносов, но жестко контролировались из центра и не могли строить свои собственные нации. Именно интернационалистская модель построения этнических отношений позволила коммунистам объединить усилия всех входящих в состав советской нации народов и совместными усилиями, в исключительно тяжелой войне, победить немецкий национал-социализм, положить конец «Новому порядку» в Прибалтике и во всей Европе. Именно эта модель обеспечивала потом, на протяжении пятидесяти лет, сохранение этнического мира во всем СССР.
При попытке модернизации(перестройки) советского общества правящие в нем элиты опрометчиво отказались от коммунистических ценностей, ничего не предложив массам взамен. Это полностью лишило их легитимности в глазах народных масс. Без этой поддержки коммунисты-интернационалисты в 1991 г. потеряли власть сначала в Москве, а затем и во всех союзных республиках. На смену интернационалистам пришли национал-коммунисты, которые предложили строить общество материального процветания только для своих родных этносов. СССР распался на пятнадцать самостоятельных республик и механически, по республиканским административным границам, на пятнадцать частей был разделен советский народ. В каждой республике, ставшей независимым государством, национал-коммунисты стали перекраивать бывший многонациональный советский народ по своим собственным этносоциальным лекалам.
Как в странах Балтии вновь завелись злые мифические существа
В странах Балтии национал-коммунисты, а затем и примкнувшие к ним эмигранты, из числа вернувшихся на родину коллаборационистов, для закрепления своей нелегитимной власти, стали выстраивать новые этнические иерархии. За образцы ими были взяты, хорошо отработанные коллаборационистами в предвоенные и военные годы иерархические этносоциальные модели. В рамках этих моделей, новые, титульные по своему происхождению, элиты закрепили за собой функции политиков, чиновников, крупных бизнесменов и менеджеров, творческих деятелей, юристов, ученых и преподавателей. Русским, белорусам, украинцам, полякам, евреям отвели места малоквалифицированных рабочих и крестьян, от силы мелких предпринимателей.
Инструментами построения этнических иерархий были выбраны: в Латвии и Эстонии институт неграждан, повсеместно - негласные этнические ограничения на прием на работу в государственный сектор инородцев, неоправданно высокие требования к знанию государственного языка, лишение нетитульных жителей возможности получить высшее и среднее образование на родном языке, развивать свою культуру. Значительная часть нетитульных этносов была принудительно вытеснена за границу.
Конечно, привлекательных социальных ниш для всех членов титульных этносов не хватало, и большая их часть вынуждена была, как и раньше, тяжко трудиться в материальном производстве. Однако правящие титульные элиты не скупились раздавать массам своих соплеменников обещания будущего процветания в этнически однородном обществе, а также запугивали их несуществующей «русской угрозой». Это позволяло отвлекать массы титльного населения от возможных социальных протестов.
В итоге, в Латвии, в Эстонии и, в меньшей степени, в Литве, возникли, и вот уже двадцать лет существуют, химерические этнические образования, в которых титульные элиты живут преимщественно за счет средств, создаваемых массами нетитульного населения. Именно эти химерические мутации общества сделали экономический кризис в странах Балтии самым глубоким в Европе, не дают возможности провести в них, давно назревшие, политические перемены и избавиться от диктата некомпетентных и коррумпированных чиновничества и олигархов. Именно источаемый химерами незримый идейный яд привел к вымиранию и бегству за границу за последние двадцать лет такого же числа жителей, какого Латвия, Литва и Эстония потеряли за годы второй мировой войны.
Особенности балтийских бестий и способы их изведения
Существуют множество способов борьбы со злыми мифическими существами – бестиями. Против вурдалаков хорош осиновый кол и серебряная пуля. Василиски погибают, когда видят свое изображение в зеркале. От сладкоголосого пения сирен можно спастись, заткнув уши доброй порцией воска. Против химер, водившихся в Древней Греции, герой Беллерофонт применял метод рассечения медными стрелами их уродливых тел на отдельные части. Методика древнегреческого героя по изведению химер прекрасно может быть применена и к балтийской разновидности бестий.
Балтийские химеры имеют непомерно большие, образно говоря львиные, социальные головы, которые образует титульное чиновничество и обслуживающая его челядь. Все они безбедно, и не прилагая больших усилий, существуют за счет жизненных соков(по терминологии экономистов прибавочной стоимости), которые вырабатывают массы как нетитульного, так и титульного населения. Львиные головы испускают огненное националистическое дыхание и натравливают с его помощью отдельные этносы друг на друга. Это позволяет им достаточно легко управлять большим, но этнически разнородным, а потому анемичным, социальным телом.
Помимо, гипертрофированной львиной головы, химера имеет маленькую козлиную голову. В роли этого, откровено малоприглядного, рогато-бородатого существа выступает сейчас русская балтийская элита. Она длительное время, молча, сносила все этнические несправедливости из-за высокой степени советизации и непонимания всей противоестественности своего положения. Короче, покорно носила навязанную, ей козлиную по своей природе, личину. Однако в 2003-2004 гг. в Латвии начались массовые протесты против латышизации русских школ, и немедленно выявилась новая, активная русская элита. Львиная голова латышского чиновничества начала немедленно больно кусаться. Руководитель движения в защиту русских школ А.Казаков был незаконно выслан властями из страны, на бизнесменов, участвовавших в финансировании протестного движения, натравили финансовую полицию, лишили возможности заниматься предпринимательством или наложили непомерные штрафы. В 2007 г. в Эстонии власти сознательно унизили памятник советским Воинам освободителям в Таллине, который стал русским национальным символом. В ответ на это также начались массовые протесты русского населения, быстро переросшие в беспорядки. Теперь уже львиная голова эстонского чиновничества начала кусаться и изрыгать пламя. Руководители русского протестного движения Д.Линтер, М.Сирык и М.Рева были, как показал потом суд незаконно, посажены на длительное время в тюрьму. Многие другие участники протестов подвергались избиениям полицией, арестам. Во всех трех расматриваемых странах действуют антифашисткие комитеты, которые выступают против наиболее радикальных националистических сил. С ними также неустанно борются службы местной безопасности, время от времени устраивая провокации, подвергая опозиционеров задержаниям и арестам. Однако больших результатов борьба русских элит пока не дает. Главным образом, потому, что они не могут мобилизовать в свою поддержку массы русского населения.
Семь исцеляющих стрел Беллорофонта
Мифические стрелы Беллорофонта - эта идеи, которыми прибалтийские русские элиты могут мобилизовать своих соплеменников на освобождение от удуший этнической химеры. Идеи эти просты, и неотразимы, как настоящие медные стрелы:
1.Русские имеют суверенное право воспроизводство своих духовных ценностей повсюду, где они проживают;
2.Всякие попытки навязать русским чужие духовные ценности они рассматривают, как попытки ассимилировать их и борются с ними всеми возможными способами.
3.Сохранение русских духовных ценностей требует использования русского языка в тех объемах и формах, которые определяют сами русские;
4.Для поддержания собственных духовных ценностей русские имеют право на обособленную систему образования, культуры, средств массовой информации.
5.Обеспечение независимой системы русского образования, культуры и средств массовой информации, возможно только при обособлении средств направляемых на их финансирование;
6.Должно быть обеспечено равноправие русских с другими этносами во всех сферах общественной жизни;
7.Русские обладают неотъемлемым правом на гражданство. Если им не предоставляет гражданство Латвия и Эстония, то все они примут гражданство России.
Реализуя эти простые и понятные всем требования в жизнь, русские построят самостоятельные социальные организмы в каждой из стран Балтии. Это даст возможность построить полноценные этносы литовцам, латышам и эстонцам. Обретут возможности для самостоятельного развития и малые этносы, проживающие в странах Балтии. Именно им принадлежит очень важная, третья – змеиная голова нынешней этнической химеры.
Заместитель председателя латвийского общества «Русского клуба»
ассоц. проф, д.э.н. Александр Гапоненко