МОЖНО ЛИ ОТКРЫТЬ СВОЕ ДЕЛО БЕЗ СТАРТОВОГО КАПИТАЛА?
А почему бы и нет? Зарегистрируйте компанию. На это уйдет совсем немного денег. Из зарплаты.
Какой бизнес можно открыть без стартового капитала? Вы официально открыли дело. Дальше — нужны финансы!
Берем самый простой вариант с минимальными затратами. Вам нужно купить пару компьютеров (настольный и ноутбук), принтеры, сканеры, факс, модем, подключиться к Интернету, разработать сайт. Купить пару сотовых телефонов и горстку канцтоваров. Это если вы работаете один или с партнером. Об офисе пока не говорю, он у вас дома или в «гараже» (как принято говорить в США). О транспорте тоже.
Итого, первоначальные расходы — 1900 — 3000 долларов. Плюс абонентская плата за Интернет, сайт и телефоны (карты) ежемесячно составит от 100 долларов до — это зависит от вашей
Интенсивности работ. Итак, начать бизнес достойно, но скромно можно, вложив в него не меньше 3000 долларов. А это уже нельзя назвать «без стартового капитала».
Затем, если вы занялись производством (мебели, компьютеров, нанотрубок, масла, памперсов...), вы покупаете комплектующие и материалы плюс оборудование. Арендуете помещения и нанимаете персонал.
Иногда говорят, что бизнесом без стартового капитала могут стать продажа чужого продукта (снятие комиссионных), бартер, продажа своих и чужих идей, «там взял — тут продал», посредничество — или методы Остапа Бендера. Все это чревато плохим концом. Кто обычно виноват? Посредник, в первую очередь. Его и к стенке!
Если вы выберете такой вариант работы, то какие-то деньги все равно нужны (см. выше). Кроме того, вам ведь, наверное, нужен автомобиль? Чем не статья расходов?
Но вернемся к первоначальной теме. Лучше поставить вопрос иначе — возможно ли открыть свое дело с маленьким капиталом?
На этот вопрос можно уверенно ответить: да.
Есть даже такой термин «бутстрэппинг» — открытие своего дела без внешнего капитала. В примерном переводе — «вытащить себя из болота за волосы».
Компания финансирует сама себя, используя кассовый оборот.
Даже большие компании начинали с этой стадии — «Делл», «Хьюлетт Паккард», «Эппл» (специально привожу в пример гигантов, для вящего эффекта). И это развито повсеместно, становится начальной стадией для многих бизнесов. Получить деньги инвесторов под новую идею для новой компании чрезвычайно трудно.
Отличия для такого начала и развития бизнеса заключается в том, что никто не решает проблем большой доли рынка (ниши), роста прибыли и рост бизнеса. Деньги не занимают, а используют свою выручку. Поэтому существенную роль играет оборот. Цикл продаж вашей продукции нужно сокращать до предела. Продавать товар или услугу не раз в месяц, а два-три и более раз. Нужно крутиться. Копить наличность.
При развитии бизнеса в таком ключе, в первую очередь, попробуйте найти и продавать услуги, а не товар. Меньше риска, больше наличности. Сначала консультируйте, как строить дом, а затем уже стройте дома сами. Это если вы найдете вариант услуг, связанный с вашей деятельностью. Например, разработчик ПО (программного обеспечения) консультирует клиентов, затем клиентура расширяется, нужна уже специализированная программа. Тогда разработчик и консультирует, и сочиняет программу, параллельно внедряя разработанное. Деньги от консультаций вкладывают в разработку новой программы. Уже потом готовую программу продают новым покупателям. И так много раз, пока доход от продаж готового продукта — программы — не станет основным. Можно заканчивать с консультациями и наслаждаться жизнью!
Как продвигать такой бизнес?
Для бутстрэппинга нужны особенные реклама и маркетинг. Партизанские. Из уст в уста. Сарафанное радио.
Вы можете выбрать для себя некоторые малозатратные методы для партизанской деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ «ПАРТИЗАН»
Эти инструменты выделяют компанию и помогут всегда и везде, есть у вас стартовый капитал или нет!
► Наименование компании (громкое или оригинальное название).
► Логотип. Фирменный стиль (отличный, завлекающий дизайн).
► Внутреннее оформление. Оформление витрин и окон.
► Часы работы. Дни работы.
► Наружное оформление.
► Сотрудники (работа с персоналом). Одежда сотрудников.
► Стиль общения по телефону.
► Стиль приветствия и завершения разговора (для всех сотрудников).
► Автосообщения при дозвоне и ожидании на линии.
► Адресная база потенциальных клиентов.
► Еженедельная (ежедневная) адресная рассылка писем.
► Подарки.
► Каталоги.
► Адресная рассылка поздравительных открыток. Чем чаще, тем лучше.
► Буклеты в электронной версии (в PDF).
► Бесплатные демо-версии.
► Бесплатные образцы.
► Онлайн-деятельность (сайт, форумы, почта).
► Взаимоотношения с медиа. Пиар.
► Собственные маркетинговые исследования.
► Обслуживание. Послепродажное обслуживание.
► Гарантии качества.
► Специальные мероприятия — выставки, конкурсы.
► Подарочные сертификаты.
► Колонка в профильных печатных изданиях.
► Статьи в печатных изданиях.
► Доклады на конференциях.
► Информационные письма.
► Реклама в газетах.
► Строчная реклама.
► Наружная реклама.
► Реклама в «Желтых страницах» и других справочниках.
► Реклама на радио.
► Разные типы визиток для разных случаев и контактов с потенциальными покупателями — с информацией о продукте, о компании, о планах на будущее и т. д.
► Ассортимент.
► Сотрудничество с конкурентами.
► Членство в клубах.
► Отношения с клиентами.
► Рекомендации покупателей и партнеров.
Начав работать, возьмите из приведенного списка те инструменты, на которые в данный момент у вас есть деньги.