Питейные характеры, обычаи и предрассудки — 8 мая 2012 — наука об алкоголе — трезвая русь — портал о вреде алкоголя
RU
3. Питейные характеры, обычаи и предрассудки.
Оглавление
Глубоко укоренились в быту народов питейные характеры и обычаи.
Они тоже являются одной из могущественных обстоятельств распространения алкоголя.
В особенности у нас всераспространены эти обычаи. Пьют в празднички и в деньки отдыха, пьют
на крестинах, именинах, свадьбах, похоронах, пьют при удаче (ставят «могарыч»),
пьют с беды («заливают горе»), пьют при свидании, пьют при прощании («на
дорожку», «посошок»), пьют «мировую» и т. д.. и т. д. Пьют на публичных
торжествах, празднествах, чествованиях и т. д., где со спиртом в руках
произносят речи по вопросу об публичном благе либо приветствуют награды
ученого деятеля, публичного работника и пр., пьют в домашней компании, когда
необходимо угостить и опьянением развлечь собственных гостей, воскресить их беседу.
Прием
гостей без вина числился у нас, да считается и сейчас, в особенности в деревне,
обидой для гостей, оскорблением, издевкой над гостями. Такового владельца готовы
считать ненормальным, каким то чудаком, и уж, естественно, он в последующий раз этих
гостей не дождется. Зато славой радушия пользуется тот, кто выставляет
на столе батареи бутылок и «накачивает» собственных гостей. «Вот этот угостил, в
лоск!» - экзальтированно отзываются о нем его собутыльники. Выпивку считают
удальством, количеством поглощенных за выпивкой алкогольных напитков похваляются.
Выпивают «для храбрости», пьют из подражания, т.- е. не поэтому, что ощущает
потребность в алкоголе, желание и желание к нему, а просто сгустку, что «пьют другие
— нужно испытать и мне». Ужаснее того: бывает, что человеку и не охото пить,
ему даже тошно вино, но он насилует себя и пьет, так как так просит
обычай, поэтому
что нужно «поздравить», «уважить»,
«разделить компанию» и т. д. Если не испить, то могут обидеться. Все эти
питейные обычаи и характеры живут и процветают в народе поэтому, что они поддерживаются
распространенными и общеусвоенными заблуждениями и предрассудками: везде
владычествует ветреный взор на алкоголь, и на опьянение глядят, как на
невинное наслаждение: обманчивы характеристики алкоголя, который, отравляя человека,
вроде бы развлекает его и тем околпачивает выпившего человека.
Какое искреннее удивление, а тотчас и недоверие, видишь на
лицах слушателей и слышишь в их замечаниях, когда сообщаешь им о вреде спиртных
напитков.
—Неуж-то и чуть-чуть вредоносно?
— Нет! Я с медиками не согласен: пред обедом испить полезно!
—
Естественно, много не отлично, а с мозгом
можно!
—
От вина человек полнеет...
—
Сами доктора вино прописывают...
—
При томных работах, либо когда
работают на холоде, нарочно дают спирт...
Такие замечания без конца слышишь со всех концов аудитории, как закончишь
сообщение по спиртному вопросу.
— Во
благовремении отлично! — смачно гудит из
угла бас и вызывает дружный и хвалебный смех всей аудитории.
Анкета,
произведенная, к примеру, Томским
губздравом посреди фермеров Томской губернии об их отношении к самогонке, показала, что большая часть фермеров
относится к самогонке благожелательно, потому что считает самогонку полезной для
здоровья.
Спиртной
капитал, заинтересованный в народном потреблении алкогольных напитков, воспринимает
все меры к тому, чтоб поддерживать, распространять и поощрять питейные обычаи
и предрассудки. Одним из могучих средств является в этих целях реклама:
соблазнительные и прекрасные ряды и горки бутылок в зеркальных витринах
магазинов, калоритные плакаты, газетные объявления и т. д. В капиталистических
странах спиртной капитал держит в собственных руках «шестую державу» — общую
печать. Именитый германский психиатр и неутомимый боец за трезвость, доктор
Крепелин, принужден был не так давно заявить, что в течение 20 лет ему не удалось
поместить ни в какой газете ни одной статьи о действии алкоголя на организм
человека. Газеты и журнальчики при всем почтении к высочайшему научному авторитету
доктора Крепелина отрешались, но, печатать его статьи, потому что страшились
утратить заказы на прибыльные объявления от пивных заводчиков и спиртных компаний.