Поп-арт. увлекательное. конструктор сергей пастух
«Поп-арт» - сокращение от popular art («массовое искусство»). И хотя этот термин появился в 1955 году в Великобритании, самые хрестоматийные его произведения были сделаны южноамериканскими живописцами. Консервные банки, бутылки колы и раскрашенные фото звезд Энди Уорхола, перенесенные на холст комиксы Роя Лихтенштейна, увеличенные до абсурдно циклопических размеров велики, молотки и булавки, превращенные в статуи Клаасом Ольденбургом, знакомы практически всем.Поп-арт ввел в «высокое» современное искусство образы обыденности и масскульта, вещи неиндивидуальные, вульгарные и малозначительные. При этом в отличие от авангардистов первой половины ХХ века, к примеру дадаистов, с которыми их нередко ассоциируют, либо от своиъх современников-«новых реалистов», поп-артисты вводили в искусство не грубую действительность, а массмедийные фантомы. Вещи неиндивидуальные, вульгарные, малозначительные - газетные фото, рекламу, упаковку из гипермаркета. И при всем этом сохраняли в собственных работах ту нарочито искусственную эйфорию, которая характерна, скажем, рекламе. Хрестоматийные произведения поп-арта запоминаются так же просто и отрадно, как неувядающие рок-хиты 1960-х. Энди Уорхол был для искусства ХХ века этим же, чем The Beatles - для музыки: и в смысле азбучной неотменяемости для истории, и в смысле обманчивой легкости восприятия. Вобщем, сам Уорхол отдавал предпочтение нескончаемым конкурентам The Beatles - Rolling Stones (он нарисовал серию портретов Мика Джаггера и оформил один из дисков группы.Что полностью понятно: поп-арт никак не является настолько безоблачно-позитивным, каким он может показаться на 1-ый взор, и своя «дьявольщина» там непременно находится. Стоит чуток внимательнее всмотреться в эту «повседневность» - и ощущаешь, как за глупым умножением очевидных образов проступает небытие. Как смотрится поп-арт, знают практически все, но о том, что значат эти произведения, в каких и понимать-то как бы нечего, можно дискутировать до бесконечности. Общим местом являются слова о том, что поп-арт - это реакция современного искусства на массовую культуру и общество употребления. Но вот отношение поп-арта к обществу употребления представляется очень двусмысленным - или живописцы высмеивают его, как подобает реальным интеллектуалам, или, напротив, делают его апологию. Понятно, что поп-арт появился как антитеза абстрактному экспрессионизму, чьей отвлеченности он противопоставил возврат если не к действительности, то к фигуративному искусству. Можно спорить о том, был ли этот поворот знаком демократизации искусства (popular может переводиться и как «народный») либо, напротив, его буржуазности. Был ли он жестом революционным - ведь поновой были поставлены главные вопросы авангарда: что отделяет искусство от не-искусства, что такое произведение и какова в нем роль создателя, - либо же, напротив, уступкой той масскультуре, чьи образы и язык поп-арт заимствовал. Вроде бы то ни было, поп-арт остается одним из самых влиятельных течений современного искусства - и самым удачным, на что указывают цены на произведения его мэтров, тиражи репродукций и количество цитат из Уорхола и иных поп-артистов, которые разлетаются по сумкам, обоям и шляпкам. Наверняка, более либо наименее удачным членам общества употребления (будь то собиратели подлинников Уорхола либо средний класс, вешающий его репродукции на стенку) для остроты чувств необходимо временами припоминать для себя, что все это консумеристское благополучие - только фантом, радужный мыльный пузырь.