Определение обмана
Обман может быть определен разными методами. Одним из самых восхитительных является, возможно, определение Митчелла (Mitchell, 1986). Он определяет обман как «ложную коммуникацию, предположительно приносящую пользу коммуникатору». Определение Митчелла подразумевает, что не только лишь люди, да и животные, и даже растения, могут врать. Некие психологии, а именно Бонд и Робинсон (Bond & Robinson, 1988), с этим согласны. Они обрисовывают, как орхидеи (Ophrysspeculum) привлекают самцов ос методом иллюзии сексапильного контакта. Орхидея распространяет запах, имитирующий половые феромоны насекомых, который завлекает и возбуждает самцов ос. Самцы приближаются к центру цветка, так как он припоминает самку осы. В центре цветка самец обнаруживает толстые длинноватые волоски, напоминающие пух, возрастающий на брюшке самки. Самцу кажется, что он отыскал сексапильного напарника, и происходит псевдосовокупление. Потом оса перелетает к другому цветку, производя таким макаром перекрестное опыление.
Определение Митчелла спорно, но не в силу догадки о том, что другие существа, не считая человека, способны на ересь в той форме, в какой она нам известна. Де Вааль (DeWaal), согласно описанию в книжке Бонда и Робинсона, приводит ряд примеров утонченного обмана в животном мире, включая случаи блефа со стороны шимпанзе. Самцы шимпанзе употребляют обоюдный показной обман при определении того, кто из 2-ух самцов посильнее. Некие шимпанзе во время таких демонстраций непроизвольно обнажают зубы, что является признаком ужаса. Разумеется, что обнажение зубов выдавало бы притворство шимпанзе, если б эти сигналы были снаружи наблюдаемыми. Потому шимпанзе стараются оборотиться спиной к конкуренту, перед тем как оголить зубы, и продолжают собственный блеф, когда это проявление слабеет. В один прекрасный момент Де Ва-аль даже следил, как шимпанзе стремительно натянул пальцами губки назад поверх зубов. Определение Митчелла спорно, так как оно подразумевает, что безотчетное и ненамеренное введение в заблуждение других также следует систематизировать как обман. Торговец, который не был проинформирован своим шефом о том, что цены снижены, и поэтому запросил очень огромную сумму, согласно определению Митчелла, является лгуном. Многие люди не согласны с этим и считают, что обман представляет собой акт намеренного уклонения от сообщения правды. Потому прямо за Крауссом (Krauss, 1981) многие исследователи определяют обман как «акт, преследующий цель сформировать у другого лица убеждение либо осознание, которое сам лгун считает ошибочным».
Ересь является намеренным актом. Человек, не сообщающий правду по ошибке, не лжет. Дама, неверно полагающая, что в детстве она подверглась сексапильному насилию, а поэтому заявившая об этом в полицию, докладывает неверные сведения, но она не лжет. Заявления мужчины, страдающего шизофренией и считающего себя Наполеоном, не являются ложью. То, что его заявления не соответствуют реальности, разумеется, но сам он верует своим рассказам и не имеет намерения одурачить других людей.
Согласно этому определению, насмешливые замечания также не являются ложью. Вправду, человек, преднамеренно делающий насмешливое замечание, не докладывает правды, но такая форма неверного выражения не преследует цель сформировать неверное убеждение у другого человека. Напротив, обманщик желает, чтоб его обман был раскрыт, и пробует показать другим факт обмана или выражением лица, или конфигурацией тона голоса (Zu-ckerman, DeFrank, Hall, Larrance & Rosenthal, 1979).