Барочный принцип обмана ожидания зрителей интенсивно использовали в собственном творчестве такие мастера — рефераты
Как показывает А.Бутузов, самая 1-ая попытка поделить готический роман на категории принадлежит Эдит Биркхэд, британскому литературоведу. Ее разделение смотрится последующим образом:
1) Готический роман (The Gothic Romance): Г.Уолпол, К.Рив, А.Л.Барбальд, Мери У. Шелли, Н.Дрэйк.
2) Роман напряжения и не поддающейся объяснению волнения (The Novel of Suspense): А. Рэдклиф.
3) Роман кошмара (The Novel of Terror): М.Г.Льюис, Ч.Мэтьюрин.
4) Восточная повесть кошмара (The Oriental Tale of Terror): У.Бекфорд.
5) Сатира на роман кошмара (Satires on the Novel of Terror): Д.Остин, Т.Л.Пикок.
6) Маленькая повесть кошмара (The Short Tale of Terror): лорд Булвер-Литтон, Мери У. Шелли.[10]
Но обычно принята систематизация Монтегю Саммерса, согласно которой готический роман существовал в 3-х модификациях: роман ужасов (The School of Horror), слащавый (школа напряжения и не поддающейся объяснению волнения) (The School of Terror) и исторический (The Historical Gothic Tales). Исходя из нее, родоначальником готического жанра следует считать Т.Лиланда, создателя первого исторического романа Великобритании – «Длинная шпага, либо граф Солсбери» (1762), а папой «романа ужасов» - Горация Уолпола с его «Замком Отранто» (1764).
В наше время только четыре имени: Г.Уолпол, А.Рэдклиф, М.Г.Льюис и Ч.Мэтьюрин ассоциируются в сознании читателя со школой готического романа, ибо явление это отделено от нас 2-мя столетиями.
Жанр был порождением переходного времени, и потому в нем смешиваются различные тенденции и создаются новые традиции, а именно зарождается энтузиазм к тестам в психологии головного героя, которые часто компенсируют невероятность и надуманность событий, известную схематичность ситуации и иногда неумеренное внедрение специфичных составляющих готического романа: «These novels are filled with the machinery of sensationalism – unreal characters, supernatural events, and overripe imagination»[11] («Эти романы выполнены в согласовании с механизмом сенсации – ненастоящие действующие лица, сверхъестественные действия и перезрелое воображение») либо: «The Gothic novel, or romance, emphasized mystery and horror and was filled with ghost-haunted rooms, underground passages and secret stairways».[12] («Готический роман присваивает особенное значение тайне и кошмару, также заполнен комнатами с приведениями, подземными коридорами и скрытыми переходами»).
На базе работ исследователей забугорной литературы (К.Н.Атаровой, М.П.Алексеева, А.Бутузова, А.М.Зверева, В.М.Жирмунского, Н.А.Соловьевой, С.В.Тураева и других) можно выделить последующие главные черты готического жанра.
1) Специфичность системы образов и психологии персонажей.
а) Поляризация героев. Конфликт в готических романах строится на противопоставлении добродетели неискушенных людей, ведущих умеренную жизнь, порокам злодеев, обуреваемых страстями и причастных к сатанинской магии. Схожее противопоставление уходит корнями в предромантическое противопоставление доверчивой природы и неиспорченных характеров обычных людей развращенности верхушечной городской цивилизации.
Образ «простого человека» - положительного героя больше связан с беспомощностью при соприкосновении с огромным миром неожиданного и непредсказуемого, и, концентрируя все свои мыслимые и невообразимые силы, ему приходится противодействовать (время от времени при помощи таких же положительных и хороших друзей) опасности, повсевременно чувствуя, как нечто непостижимое грозит ему среди мирной будничности, борясь с препятствиями, стоящими на пути заслуги справедливости и правды себе и близких.
Но, по нашему воззрению, конкретно планы и нрав действий антигероя, который, в большинстве собственном, имеет отрицательную характеристику и окружен страхом и потаенной, составляет основной энтузиазм романа, его фабульную пружину, невзирая на то, что он, всевластный и наделенный злыми чарами, в конце в большинстве случаев оказывается низвергнутым. Злодей является активным элементом кошмара: он рожден, чтоб дополнять пассивный элемент – замок. Задачка злодея – преследовать и грозить героине (герою), бежать за нею темными склепами и подземельями замка.
Образ героя-злодея, которого терзают муки совести («Монах» М.Г.Льюиса), должен своим возникновением конкретно жанру готического романа.
Таким макаром, готический роман можно именовать метафизичным: добро и зло в нем полярно противостоят друг дружке.
б) Преувеличенное изображение человечьих пороков.
«Непостижимые веяния сердца, кропотливо скрываемые капризы, страсти, зазорные беспомощности, гибельные инстинкты становятся в готическом романе предметом пристального энтузиазма, что свидетельствует о зарождающемся и крепнущем неприятии самой картины мира, предложенной «веком разума»»[13].
Необузданные страсти в конечном итоге ведут ко злу, и часть создателей (М.Г.Льюис, Ч.Мэтьюрин) считают зло универсальным, в конечном счете безысходным, а жизнь есть данность страшная и кровавая. Другие создатели (А.Рэдклиф) противопоставляют страстям и необузданным порывам разумное постижение бытия и возможность гармонии.
Нередко герой в собственном ослеплении страстями идет к смерти и задумывается, что преследует счастье («Монах» М.Г.Льюиса). Но даже естественные страсти и рвения человека, в каких просветители лицезрели залог его совершенствования, оказываются роковым орудием, обращающимся против собственных обладателей.
2) Особенности сюжета.
а) Умело разработанная авантюрная интрига.
б) Внедрение сверхъестественных ситуаций: посещение потусторонних сил со злой целью, явление призрака и странноватая болезнь, возвращение из могилы, таинственное предначертание, выполнение ужасной клятвы и тому схожее. Можно мыслить, что каждой из этих ситуаций отведена своя роль в сюжетной полосы: если ужасная болезнь и таинственное предначертание могут открывать действие, то явление призрака и возвращение из могилы, обычно, завершают его.
3) Акцентированная условность хронотопа.
а) Время деяния конкретизируется, дается ссылка на реальное событие, типо породившее сюжет, и вносятся детали, связанные с историческими событиями тех пор. Они остаются только декоративным фоном, а воссоздание быта и характеров, психических, нравственных и соц конфликтов изображаемой эры не входило в творческие задачки создателей «готических романов». В большинстве случаев действия готического романа относятся к эре средневековья, которая в сознании XVIII столетия оставалось олицетворением одичавших суеверий.
Скачать реферат