Сотовый обман с русской пропиской
По исследованию, которое проводилось посреди 1800 абонентов Beeline, МТС и Мегафон, в январе 2008 г. в Рф в большинстве случаев абоненты сравнивают с мобильным мошенничеством случаи обмана, основанные на доверии - 54%, более известен "случай с родственниками".
По своей оценке компании 7% (9,5 млн юзеров) становились жертвами мошенничества, основанного на доверии, 4% (фактически 5,4 млн абонентов) - жертвами краж мобильников, итого 11% опрошенных, но цифра может быть и выше, потому что 15% опрошенных отметили, что их родственники либо друзья пострадали от жуликов.
Дмитрий Кромский гласит, что исследование проводилось специально, чтоб выявить тренды по странам СНГ, в Казахстане цифра может быть и меньше 11%. Он отметил, что не может именовать сумму убытков, которую несет компания "КаР-Тел" от действий жуликов, потому что оценить понижение лояльности абонентов к компании и ее техническим сервисам очень трудно.
Убытки, наносимые жуликами конкретно компаниям, объяснил глава "КаР-Тел", наименее возможны, потому что новые услуги тестируются на предмет надежности и отслеживаются любые утечки средств. Статистику call-центров по жалобам на жуликов "Кар-Тел" только начинает вести.
Но глава Nokia в Казахстане и Средней Азии Евгений Владимиров гласит о 15-18 каждодневных звонках в компанию с вопросами абонентов о розыгрышах дорогих телефонов, которые компания не проводит. Сетует на бессчетные звонки с претензиями слушателей о непонятных розыгрышах и главный редактор станции "Европа-Плюс Казахстан" Ботагоз Алдангарова.
Все же начальник отделения УКП ДВД г. Алматы Жандос Суюнбай приводит такую статистику: за 2007 г. выявлено 22 факта мошенничеств с сотовой связью, в 2008 - 8 фактов, при этом по фактам краж сотовых телефонов раскрытие составляет 50%. Юрист, занимающийся защитой бизнесменов и организаций от произвола госорганов и должностных лиц Сергей Уткин считает, что числа по мошенничеству занижены в тыщи раз.
Начальник отдела спецкорреспонденции службы безопасности "КаР-Тел" Адель Байтлеуов гласит о том, что 99% отслеженных жульнических звонков и СМС приходится на кутузки, где заключенные в обход закона пользуются сотовой связью и находят подельников на воле, чтоб получать средства обманутых абонентов. Не считая того, только один из 10 пострадавших, по его словам, соглашается писать заявление в полицию, потому что прием схожих заявлений очень сложен и занимает много времени.
На сегодня служба безопасности" КаР-Тел и Nokia отлично сотрудничают, номера нелегальных рассылок блокируются, но жулику ничего не стоит приобрести новый. В этой связи КаР-Тел хочет ужесточать требования при регистрации нового номера и работать в этой связи со своими дилерами.
Сергей Уткин делает упор на тот факт, почему абонент не обращается в полицию. Он предлагает компаниям сотовой связи поощрять абонентов, которые звонят при поступлении им непонятных сообщений, при этом компании должны сами писать заявления и извещения в органы правопорядка, чтоб те интенсивно реагировали на раскрытие обрисованных фактов мошенничества. Милиция должна работать так, чтоб просто было написать заявление. На сегодня, по его воззрению, полицейские не заинтересованы в таком резком всплеске нераскрытых дел. В местах же лишения свободы можно поставить устройства, которые бы глушили сотовые сигналы.
Поправка в закон "О связи", согласно которой украденные мобильники будут отыскивать по зарегистрированным IMEI-кодам, также имеет недостатки. По словам управляющего пресс-службы "КаР-Тел" Павла Родина, данные кода дублируются в "сероватых" мобильниках, в итоге может пострадать невинный абонент. Евгений Владимиров приводит данные о 15-20% "сероватых" телефонов Nokia, но заверяет, что будет проводиться кропотливая проверка по всем IMEI-кодам во избежание схожих ошибок. Хотя перебивка IMEI-кодов уголовно наказуема, сделать такую операцию можно за 500 тенге в торговых точках Алматы. Блокировка украденных сотовых, по воззрению Аделя Байтлеуова, также имеет оборотную сторону - блокированный сотовый нереально отследить.
Компании "Кар-Тел" и Nokia позитивно рассматривают идею о памятке на пакете услуг и продуктов и инструктаже абонентов при покупке, также ограничение услуг сотовой связи в кутузках. Начальник отдела рекламы и PR "Алтел" Ира Смышляева считает, что по затратам прибыльнее сделать памятки-листовки и вложить в стартовый пакет: "Может быть, скоро "Aлтел" сделает такие памятки, но мы считаем, что на рынке и настолько не мало инфы по этой теме".