«лохотрон» по телеку
Под покровом ночи
Эти викторины обычно демонстрируют ночкой, сходу по нескольким каналам. Ведущие уговаривают телезрителей позвонить и отгадать простые загадки, чтоб получить несколько тыщ рублей. И сокрушаются: почему же никто не звонит?
По сути звонят тыщи людей, и каждый оставляет приблизительно по 30 рублей в минуту прослушивания автоответчика. Все как бы честно: о том, что звонок платный, предупреждает бегущая строчка. Только правильные ответы услышишь в эфире очень изредка.
Просто, скажите, распознать пользующегося популярностью артиста, исполнившего главную роль в кинофильме «Титаник», если он изображен на картинке, на 5% закрытой кубиками? Победителю сулят до миллиона рублей, ведущий рыдает, что звонков совершенно нет, а редчайшие прозвонившиеся, в упор смотря на Леонардо ДиКаприо, выдают – Брэд Питт.
С другой стороны телефонного провода находятся устроитель игры, телеканал и сотовый оператор, которые делят прибыль. Сами устроители молвят, что работают чуть не в убыток. От 40 до 45% прибыли забирают операторы связи, остальное идет на выплату призов. Но по данным защитников прав потребителей, устроители имеют 80%.
Система «ниПпель»
С юридической точки зрения такие телеигры полностью чисты. Формально участники предупреждены о правилах игры и последствиях. Пусть даже маленькими знаками в стремительно бегущей строке. Ведь ни размер букв, ни скорость строчки законами не установлены.
– Согласно действующему законодательству на телевидении не могут транслироваться азартные игры, – ведает начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. – Но телевикторины под это определение не подпадают.
Азартной игра считается, если выигрыш зависит только от варианта. Другими словами, играющий никак не может оказывать влияние на победу. Но «Поле чудес» либо «Угадай мелодию» не азартны, потому что для получения приза участники должны показать познания. И не принципиально, что вопросы в «телелохотронах» простые, главное, что они есть.
Прокуратура, изучавшая вопрос на основании жалоб возмущенных телезрителей, также нарушений не отыскала. Правда, после запросов и проверок некие телеигры сменили наименования – на всякий случай.
А в судах истцов посылают восвояси, так как телезрители не являются потребителями. Деток отрешаются признавать потерпевшими, потому что мобильники записаны на родителей. Выходит, что телевикторины вообщем вне всякого правового поля.
Ни налоговые органы, ни прокуратура не могут отыскать управу на «денежные» телевикторины. Юридически они азартными играми не являются.
Вне правового поля
Вобщем, даже если признать эти игры азартными, ничего не поменяется. Пусть законом воспрещается проводить такие игры в интерактивном режиме, в том числе на телевидении, ответственность за нарушение этого правила не прописана. Ее просто нет. Другими словами никаких санкций к телеканалам применить нельзя.
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что желал бы решить эту делему. Он предлагает написать особый закон, который будет регулировать проведение телевизионных викторин, где играют на средства.
Бюрократы предлагают «закрыть» законодательную дыру, которая существует в отношении телевикторин. Письмо с подходящим предложением ФАС направила в правительство Рф.
В законе полностью можно прописать, какие предупреждения должны созидать телезрители, как защитить от игры несовершеннолетних. А если обнаружится, что устроители игры – мошенники, которые употребляют подставных лиц для «липовых» звонков, то «лавочку» прикроют.
Вобщем, пока инициатива ФАС «повисла» в правительстве.