Разработка обмана
Обман, другими словами создание неверной модели реальности, может осуществляться разными методами и на различных шагах прохождения инфы от индуктора к реципиенту. При всем этом преднамеренному искажению может подвергаться как сама информация, так и сознание реципиента.
Естественно, акт обмана представляет собой цельное явление, при котором обманщик, канал передачи инфы и обманываемый образуют единую систему. Но для удобства научного анализа нам представляется вероятным разглядеть по отдельности каждый компонент данной системы.
Манипуляции с информационным потоком
* Есть разные методы манипулирования информацией, в итоге чего у неприятной стороны создается неверная модель окружающей реальности. Существует 6 главных методов обработки данных: умолчание, селекция, передергивание, искажение, переворачивание, конструирование.
* 1-ый метод обмана заключается в утаивании инфы от ее получателя; 2-ой – в избирательном пропуске к реципиенту только прибыльной индуктору инфы; 3-ий – в сознательном выпячивании и подчеркивании только одних, прибыльных обманщику, сторон явления; 4-ый - в искажении (это может быть преуменьшение, преувеличение и нарушение пропорций); в 5-ом происходит подмена "темного" на "белоснежное", а в шестом случае индуктор сам сочиняет неверные данные, не имеющиеся в действительности. Вероятны также и комбинированные методы обмана.
Умолчание.
* Как мы лицезреем, 1-ый, самый обычный, метод обмана заключается в утаивании инфы от ее получателя. Нужно отметить, что обманом он становится, только если у реципиента уже существует неверное представление о каком-то явлении либо событии, а индуктор не докладывает ему правду, хотя по собственному соц статусу был должен это сделать.
Формально в данном случае ересь отсутствует, но итог один - введение другого человека в заблуждение. И все же таковой метод обмана издавна числился наименее нахальным и злостным по сопоставлению с прямой ложью.
Селекция.
* 2-ой метод - "селекция" - уже более изощрен и, обычно, специально нацелен на обман наивных людей. Время от времени к нему прибегают в силу событий. Так, намедни Величавой Российскей войны наша разведка получала от собственных агентов информацию о готовящемся нападении Германии на СССР (в том числе шифровки Р. Зорге из Стране восходящего солнца), но к Сталину эта информация не пропускалась. Руководители наших спецслужб знали предубеждение Сталина на этот счет и отчаянно страшились гнева вождя. Ему доносили только то, что укладывалось в его концепцию, и таким макаром вводили в заблуждение.
* Так, пропуская в сознание других людей одну часть инфы (правдивой самой по для себя) и не пропуская другую часть, можно сформировать у их искаженные, неверные представления о реальности.
* Ко 2-ой форме преломления инфы можно смело отнести и цензуру, которая пропускает до читателя только ту информацию, которую сочтет подходящей. Цензура — изобретение древнее, всегда стоявшее на охране интересов страны.
Передергивание.
* Передергивание - это таковой метод подачи инфы, когда привлекается внимание к какому-то одному, более прибыльному для источника инфы, свойству предмета либо явления, при этом иногда очевидные вещи искусно подаются как величайшие откровения.
Искажение.
* Исказить информацию можно разными методами. Вспомнить хотя бы известное "хлопковое дело" в Узбекистане, когда из ничего, практически из воздуха, на бумаге появлялись тыщи тонн хлопка, которые потом благополучно списывались на усушку, утруску и утраты при транспортировке. А кое-кто за эти несуществующие тонны получал заработной платы, премии и
ордена.
* 2-ой, вроде бы обратный, а по сути тождественный вариант преломления правды - это преуменьшение чего-либо. Так, в СССР заранее преуменьшалось реальное количество наркоманов, а проституток
вообщем уменьшили до нуля - такового явления, по воззрению партийных идеологов, у нас вообщем не было!
* Другой, несколько более утонченный метод обмана заключается в искажении пропорций передаваемой инфы. Обычный пример - сводки с мест боев. Во время вооруженного конфликта в Чечне официальное русское командование, обычно, несколько занижало числа наших утрат и преувеличивало утраты чеченских боевиков, в то время как сепаратисты, напротив, скрывали свои утраты и преумножали число погибших и пленных
из федеральных войск. Естественно, что узнать настоящие величины утрат в критериях текущих военных действий фактически нереально, а психический фактор, провождающий такую информацию, очень значителен. Вот и приходится каждой воюющей стороне по мере способности дезинформировать противника и публичное мировоззрение.
* В 30-е годы южноамериканский психолог Флетчер Батлер выступил с предложением обычного варианта только снаружи беспристрастной двухсторонней аргументации: Батлер рекомендовал приводить в пользу "собственной" позиции более сильные, убедительные аргументы, в пользу же "другой" стороны - более слабенькие. Таким методом не так тяжело показать несостоятельность хоть какого оппонента. Это эталон манипулятивной игры сознанием людей, который с того времени обширно употребляется в пропаганде разных государств независимо от их политической ориентации.
Переворачивание.
* Очередной метод одурачить противника - это поменять местами "да" и "нет" - "темное" и "белоснежное". Так, богач, пытающийся одурачить грабителей в дороге, будет нарочито сетовать на бедность, а полководец постарается упрятать свои наилучшие войска и, напротив, придать снаружи боеспособный вид войскам слабеньким.
© Поздняков Василий Александрович, 18 декабря 2011 года. Веб-сайт психолога об искусстве любви.
По ссылке: самая пользующаяся популярностью статья недели и обсуждение веб-сайта в Живом Журнальчике