Зрительные обманы
В рисунках, помещенных на этой страничке, ошибок нет, точнее, они допущены специально. Конкретно для того, чтоб узреть «нечто странное».
Кубики
Рис 1.
Читателям, интересующимся занятной научно-популярной литературой, возможно, знаком традиционный пример с кубиками. Что лицезреем на рис. 1 вверху? Два кубика либо один?
Как ни скажете — все будет верно! Двойственность восприятия заложена в самом рисунке. Не знаю, отмечал ли кто-либо, что вероятен и 3-ий вариант восприятия, а конкретно шестиугольник, выложенный ромбическими плитками 3-х видов. Этот эффект выходит, если навести взор в среднюю точку рисунка так, чтоб узреть
шестиугольную звезду. Все три варианта восприятия просто наблюдаются на контурном, незаштрихованном, рисунке (рис. 2).
Рис 2.
Если добавить несколько линий к рис. 2, то в дополнение к трем вариантам можно следить и 4-ый (рис. 3): фигура смотрится как прозрачный куб с взаимно перпендикулярными прозрачными перегородками снутри него либо как большой прозрачный куб, поделенный на восемь малых кубов.
Рис 3
При этом в данном случае куб можно узреть и «сверху» и «снизу».
Деталь
Рис 4.
Этот набросок — иллюзия другого рода. Сначала кажется, что таковой предмет — действительность, что его можно сделать — выточить, выпилить, выстрогать. Ан, нет! Чистейшей воды абстракция. Иллюзия целостности предмета появляется только при довольно большой длине его.
Увлекательный эффект выходит, если закрыть деталь листом бумаги (либо ладонью) и равномерно перемещать этот лист справа влево и потом слева на-
право. В первом случае лицезреем «букву п», а во 2-м— три круглых стержня. Когда же одно перебегает в другое, уследить не удается.
Известен и другой вариант изображения этой «детали» (рис.5).
Рис 5.
Книги
Вот живописец нарисовал стопку книжек. Как они лежат: корешками к нам либо нижним обрезом?
Опять нельзя дать твердого ответа. Как покажется: можно узреть впереди корни, а можно и обрез.
Рис 6.
Где половина!
На рисунке — кривая, схожая на те, что получаются при статистической обработке результатов каких-то измерений (рис. 7).
Через какую точку (1, 2, 3, 4, 5, 6 либо 7) проходит линия, составляющая половину длины АВ?
Рис 7
Проф. С. Толанский, создатель этого варианта иллюзии, известной с 1863 года под заглавием «иллюзия деления пополам», утверждает, что в определении положения полосы половинной длины ошибаются даже бывалые чертежники и ученые. Нам тоже удалось «поймать» на этой иллюзии и школьников и ученых. Все проводили эту линию выше, чем она размещена по сути.
Все, не считая инженеров-практиков. Они в большинстве собственном определяли не половину, а «половину от половины» длины АВ. Они на уровне мыслей опускали перпендикуляр из самой высочайшей точки С кривой на АВ, на уровне мыслей разделяли напополам половину отрезка АВ и на уровне мыслей восстанавливали перпендикуляр до скрещения с кривой. Эта точка обязательно оказывалась там, где необходимо — в районе точки 1.
Планки
Поглядите на набросок. На 1-ый взор — ничего такого особенного: четыре планки с проушинами соединены вместе (рис. 8).
Рис 8
И только через некое время доходит: а ведь соединить-то так нельзя!
Как можно? Что все-таки должно быть на рисунке, чтоб не созидать «нечто странное»? Одно из 2-ух (рис. 9):
Рис 9.