Политика энергоэффективности
В мае 2000 г. Парламент утвердил новый Закон «Об энергосбережении» (№ 450) в рамках политической договоренности о реформировании сектора электроэнергетики. Этот закон закладывает основу для координации и первоочередного внимания централизованным и децентрализованным инициативам в будущем и включает некоторые новые элементы.
Правительство переориентировало свою политику с целью расширения политики и программ энергоэффективности за рамки стратегии по вопросам предотвращения изменения климата, что было характерно для последнего десятилетия. Программы энергоэффективности за последние два года претерпели определенные изменения и продолжают меняться в настоящее время. Многие программы субсидирования постепенно отменяются. Основной акцент делается на вопросы экономичности, конкурентоспособности и реализацию программ для выполнения требований ЕС. Для правительства целями стратегии и мер в отношении энергоэффективности являются: обеспечение экономичности на основе социально-экономических расчетов; включение этой стратегии и мер в экономичную стратегию по борьбе с изменением климата; сокращение затрат на энергию для потребителей; акцент на рыночных инструментах; предотвращение новых налогов или субсидий со стороны государства; акцент на инициативах ЕС - увеличение сбережений при меньших затратах и предотвращения неблагоприятных последствий для конкурентоспособности датской промышленности. Вопросы энергоэффективности отражены в «Стратегии по борьбе с изменением климата», опубликованной в феврале 2003 г., и «Национальной стратегии устойчивого развития», принятой в августе 2002 г.
Основная часть программ Дании в жилищной сфере имеет нормативно-правовой характер, многие из них обусловливаются требованиями ЕС. Законодательные требования ЕС включают маркировку приборов и стандарты эффективности, эффективность отопительных котлов, разработку и пересмотр строительных норм, маркировку зданий и т. д. В Дании существует целый ряд программ в области информации и преобразования рынка, которые осуществляются по линии Датского национального центра энергетической информации и Датского треста электросбережения (DEST). Центр информации закрывается в июне 2003 г. вследствие финансовых проблем, и замены ему пока нет. Датский трест электросбережения, учрежденный в 1996 году, является независимым агентством при Министерстве экономики и предпринимательства. Имея бюджет в размере порядка 90 млн. датских крон в год, который финансируется за счет специального сбора на потребление электроэнергии в государственном и жилищном секторах, это агентство способствует переводу домов с электрическим отоплением на другие источники тепла, а также более широкому применению приборов и оборудования с низким уровнем потребления электроэнергии.
В соответствии с законами об энергоснабжении, газоснабжении и теплоснабжении и относящимися к ним подзаконными актами энергетические компании должны способствовать повышению эффективности конечного потребления. Средства на это заложены непосредственно в тарифе на электроэнергию и в общей сложности составляют 200-250 млн. датских крон в год.
Закон «Об энергоснабжении» предусматривает также создание местных комитетов по энергосбережению. Эти комитеты предназначены для организации сотрудничества и координации на местном уровне, и ответственность за их создание несут энергетические компании. Энергетические компании поощряются к включению, по мере возможности, рекомендаций указанных комитетов в свои планы по энергосбережению. На текущий момент действуют 32 таких комитета. Существует ряд директив ЕС по вопросам сектора промышленности (эффективность котлов, энергетическая маркировка зданий и др.), однако основные инициативы в вопросах повышения энергоэффективности в промышленности были предприняты правительством Дании посредством использования добровольных соглашений и, как было упомянуто выше, налогообложения. Соглашения были введены вместе с Green Tax Package. Участники таких соглашений получают скидку с налога на выбросы CO2. К 2001 году около 330 компаний заключили соглашения с ДЭУ
Отдельные меры в сфере услуг не предпринимаются, хотя многие из законодательных мер (например, энергетическая маркировка зданий) к этому сектору применяются. Инициативы, предпринимаемые DEST, потенциально важны для сектора, и в настоящее время в нем в порядке эксперимента осуществляется круглосуточный контроль за потреблением энергии в ряде общественных зданий с целью улучшения обратной связи и выявления возможностей в области энергетического управления. Дания участвует в реализации стратегии ЕС по вопросам автомобильного транспорта, включая соглашение с производителями по эффективности топлива и обязательства иметь маркировку на новых автомобилях в пункте покупки. Налогообложение играет важную роль в отношении топлива и платы за регистрацию транспортных средств. Есть инициативы в поддержку общественного транспорта, пешей ходьбы и велосипедов и перехода с одного вида транспорта на другой.
Правительство твердо придерживается решимости выполнить обязательства по Киотскому протоколу. Одним из отличий в деятельности предыдущего правительства в рамках политики по вопросам изменения климата было стремление предпринять возможно больше усилий внутри страны для достижения целей Киотского протокола. Нынешнее правительство использует другой подход, основанный на минимизации затрат и большем внимании, уделяемом применению рыночных механизмов с использованием в полной мере гибких механизмов торговли квотами на выбросы, совместного осуществления (СО) или Механизма чистого развития (МЧР).