Области Энергоэффективности

Формирование тарифов на энергию и ее налогообложение

Для домашних хозяйств и госсектора затраты на энергию составляют всего 25% от общих затрат на энергию. Эти сектора платят налоги на энергию и НДС, что составляет 75% потребительской цены. Промышленность и коммерческий сектор платят только экологические налоги.

В рамках своих реформ по либерализации правительство стремится обеспечить более конкурентоспособные цены на энергию в Дании по сравнению с другими странами. Относительно высокие цены на энергию в Дании являлись важным рычагом стимулирования роста энергоэффективности, развития ТЭЦ и более широкого применения возобновляемой энергии, а также достижения экологических целей, в особенности связанных с изменением климата. Система ценообразования включает в себя сочетание конкурентных и монопольных элементов, а также целый ряд экологических налогов.

Формирование тарифов на энергию зависит от степени конкуренции. Цены на нефтепродукты, хотя таковые и облагаются высоким налогом, в полной мере определяются конкуренцией, и правительство не участвует в их формировании. Иначе обстоят дела с большей частью тарифов на электроэнергию и газ, которые формируются под воздействием монопольных факторов. Как показано на рис. 4, важную роль в этой области играет независимый орган при Министерстве экономики и предпринимательства - Орган по регулированию датской энергетики (DERA), созданный три года назад.

Рис. 4: Организационная структура Органа по регулированию датской энергетики (электроэнергетика)

Формирование тарифов на энергию и ее налогообложение

Примечания: В датской электроэнергетике нет прямой государственной собственности. Дела, по которым выносятся решения Органом по регулированию датской энергетики и Датским энергетическим управлением, могут быть обжалованы в Энергетическом апелляционном совете. Датский совет по конкуренции и Датское энергетическое управление

Секретариатское обслуживание Органа по регулированию датской энергетики обеспечивается силами персонала Датского совета по конкуренции и Датского энергетического управления.

Тарифы на электроэнергию, до включения налогов, состоят из четырех элементов [9]:

□ Рыночная электроэнергия: электроэнергия, получаемая от традиционных производителей, оплачивается по тарифам, определяемым рынком электроэнергии;

□ Дополнительная стоимость производства электроэнергии, подлежащей обязательной закупке: порядка 40% электроэнергии, потребляемой в Дании, поступает с децентрализованных ТЭЦ и из возобновляемых источников энергии. Такая электроэнергия подлежит обязательной закупке и оплачивается по регулируемым тарифам;

□ Надбавка/обязательства по коммунальному обслуживанию (PSO): оплата обязательств по коммунальному обслуживанию, включая обеспечение определенной надежности снабжения;

□ Сетевые тарифы и т. д., включая абонентскую плату.

Помимо вышеуказанного, существуют энергетические налоги и НДС, которые и

Определяют цены конечного потребления.

Нерыночные тарифы на энергию контролируются Органом по регулированию датской

Энергетики, учрежденным на смену Совету по тарифам на электроэнергию и Совету по

Тарифам на газ и тепловую энергию. Они включают в себя, например, тарифы на централизованное теплоснабжение. Задачи Органа по регулированию датской энергетики закреплены в законодательстве по энергетике. Их можно подразделить на четыре основные группы, причем главная цель данного органа - стимулирование повышения эффективности и сокращение затрат потребителей на энергию:

□ контроль над тарифами за распределение и подключение как для местных распределительных сетей, так и крупных трансграничных передающих систем. В случае несоответствия тарифов или условий снабжения законодательству по энергетике, Орган по регулированию датской энергетики обязан вмешаться и вправе обязывать соответствующие компании произвести необходимые изменения;

□ прозрачность цен и условий снабжения. Потребителю должна быть обеспечена возможность сравнивать такую информацию по разным поставщикам;

□ рассмотрение жалоб, относящихся к монопольным аспектам - жалоб потребителей (бытовых потребителей, а также частных и государственных компаний) и энергетических компаний на другие энергетические компании;

□ инициативы, направленные на повышение эффективности - в частности, на обеспечение того, чтобы компании-монополисты, не подвергающиеся конкурентному давлению, все же ставили в качестве своей первоочередной задачи постоянное повышение эффективности.

Тарифы конечного потребления энергии приведены в приложении 3. Тарифы конечного потребления формируются во многом под влиянием налоговой системы, и в Дании существуют давние традиции налогов на энергию. Вместе с тем, налоги начали играть все возрастающую роль в рамках энергетической и экологической политики начиная с середины 80-х годов, когда их размер был увеличен для стабилизации падения цен на нефть с целью обеспечения достаточно устойчивых цен конечного потребления.

Энергетические и экологические налоги

Налоговая система претерпела существенные изменения с 1977 года. Тогда, в 1977 году, были введены налоги на нефтепродукты (помимо бензина, который облагался налогом и ранее) и электроэнергию. В 1982 году был установлен налог на уголь. Введение налогов преследовало цель увеличения государственных доходов, сокращения потребления энергии и решения экологических задач. В 1986 году, после падения цен на нефть, правительство увеличило налоги с целью стабилизации потребительских цен. Принятая в 1990 году энергетическая стратегия «Энергетика-2000» предусматривала план введения экологических налогов на выбросы SO2 и CO2, изменения налогов на электроэнергию и когенерацию, а также введение экологических налогов на энергопотребление в торговле (с целью стимулирования энергосбережения и перехода на более экологичные источники энергии). Правительство хотело снизить общее налоговое бремя и установить цель сбалансирования новой системы энергетических налогов по сравнению с другими налогами и сборами. Правительство также стремилось устанавливать налоги с учетом международных условий, с тем чтобы не ставить в
неблагоприятное положение датскую промышленность, а также планировало ввести специальную налоговую льготу для энергоемких предприятий. В соответствии с энергетическим планом от 1990 года, энергетические и экологические налоги были введены в 1991 году.

В начале 90-х годов была проведена налоговая реформа с введением комплексного экологического налогообложения торговых и промышленных предприятий Дании в 1996 году. Этот комплекс налогов, однако, преследовал две потенциально противоположные цели. Во-первых, он преследовал цель удержания налогов на достаточно высоком уровне, с тем чтобы оказывать влияние на выбросы. Вместе с тем, имелась и цель сдерживать размер налогов во избежание подрыва конкурентоспособности компаний. Эти цели были реализованы за счет возврата дополнительных налоговых поступлений непосредственно в отрасль, постепенного повышения налоговых ставок для обеспечения компаниям необходимого времени для повышения своей энергоэффективности и перехода на виды топлива с более низкими уровнями выбросов, а также применения дифференцированных ставок в зависимости от масштабов и потребления энергии. Эта мера была разработана для оказания помощи энергоемкому производству.

Комплексное экологическое налогообложение включало в себя три отдельных группы налогов: налоги на выбросы CO2, энергетические налоги и налоги на выбросы SO2. Налоги на выбросы CO2 могут быть разными, если компания имеет долгосрочное соглашение с правительством (см. главу 7). Налоги на выбросы серы были включены ввиду проблемы подкисления и обязательства Дании по сокращению сернистых выбросов по различным международным соглашениям. Первоначальный уровень налогов, входящий в этот экологический пакет, был увеличен в 1998 году в рамках договоренности, именуемой «Витсунский пакет».

Следует отметить, что домашние хозяйства и сфера услуг платят и налоги на энергию, и налоги на выбросы CO2, в то время как промышленные предприятия платят лишь налоги на выбросы CO2.

Налог на выбросы CO2 дифференцируется в зависимости от того, является ли применяемый технологический процесс тяжелым или легким, а также от величины отапливаемых помещений.

Таблица 2: Налоги на выбросы CO2 (евро/тонна CO2)

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Тяжелый процесс, без соглашения

0,7

1,3

2,0

2,7

3,4

3,4

Тяжелый процесс, с соглашением

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Легкий процесс, без соглашения

6,7

8,0

9,4

10,7

12,1

12,1

Легкий процесс, с соглашением

6,7

6,7

6,7

7,8

9,1

9,1

Отопление помещений

13,4

13,4

13,4

13,4

13,4

13,4

Источник: ДЭУ, Green Taxes in Trade and Industry - Danish Experiences, Copenhagen, June 2002.

Таблица 3: Общая величина экологических налогов по разным источникам энергии при различном потреблении энергии в 2000 г.

Источник энергии

Единица измерения

Содержание серы

Тяжелый процесс, без соглашения

Легкий процесс, без соглашения

Отопление помещений

Электричество

Евро/МВт. ч

5

14

87

Природный газ

Евро/1000м3

0

7

27

244

Газойль

Евро/м3

0,1

10

34

269

Мазут

Евро/т

0,5

21

49

315

Уголь

Евро/т

0,6

22

43

221

Источник: ДЭУ, Green Taxes in Trade and Industry - Danish Experiences, Copenhagen, June 2002.

На рисунке 5 представлена графическая иллюстрация тарифов и налогов на энергию.

Рис. 5: Тарифы и налоги на энергию по домохозяйствам и государственному

Сектору

Эре/КВт. ч 30

25

20

15


ІІ

Формирование тарифов на энергию и ее налогообложение

Формирование тарифов на энергию и ее налогообложение

10

Газ

Уголь Древесные Древесная Солома гранулы шепа

Газойль Мазут

| Цена с учетом налогов Энер

Ігетический налог

J Налог на CO2 Ц Налог на серу

Источник: ДЭУ, 2003 г.

Также применяются НДС и акцизы. НДС, который не включается в тарифы для промышленных предприятий, производства электроэнергии и на автомобильное дизельное топливо, с 1992 года взимается по ставке 25%. Акцизы дифференцированы по видам топлива. Так, например, в случае неэтилированного бензина акциз составляет 3,97 датских кроны за литр, а электроэнергии - 0,505 датских крон/КВт. ч. В приложении 3 представлены отдельные тарифы на энергию и энергетические налоги.

Области Энергоэффективности

Улубленный обзор политики и программ Дании в области Энергоэффективности

Договор к Энергетической Хартии был подписан в декабре 1994 года и вступил в силу в апреле 1998 года. Договор подписали или присоединились к нему пятьдесят одно [1]Государство. Договор был разработан …

Когенерация (ТЭЦ), централизованное теплоснабжение (ЦТ) и возобновляемые источники энергии (ВИЭ)

Когенерация и ЦТ Когенерация и ЦТ играют важную роль в Дании. Для Дании характерна одна из наиболее высоких долей домохозяйств, отапливаемых от сетей ЦТ, которая составляет порядка 50%. Эта доля …

Протокол к Энергетической Хартии по Вопросам Энергетической Эффективности и Соответствующим Экологическим Аспектам

Протокол к Энергетической Хартии по Вопросам Энергетической Эффективности и Соответствующим Экологическим Аспектам (ПЭЭСЭА) является имеющим юридическую силу документом, который был подписан одновременно с Договором к Энергетической Хартии в декабре 1994 …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.