Области Энергоэффективности

Энергоэффективность и охрана окружающей среды

Правительство твердо привержено своим обязательствам по Киотскому протоколу. Дания имеет давние традиции в этой области, являясь первой страной, разработавшей в 1990 году программы по борьбе с изменением климата. Недавно, в феврале 2003 года, правительство опубликовало предлагаемую стратегию Дании по борьбе с изменением климата, которая в дальнейшем была утверждена парламентом.

Разделение ответственности за энергетику и охрану окружающей среды между двумя министерствами в ноябре 2001 года (всего через несколько недель после прихода нового правительства к власти) указало на новые направления применения избранного подхода.

Дания имеет далеко идущую цель в рамках подхода, закрепленного в соглашении ЕС о совместном несении затрат от 1998 года, к выполнению Киотского протокола 1997 года. Данное обязательство заключается в сокращении годового объема выбросов
парниковых газов в бюджетный период 2008-2012 года на 21% по сравнению с базовым 1990 годом, несмотря на наличие официальных оговорок в отношении базового года, с учетом заявления Дании о том, что этот год является неординарным, что накладывает на нее неоправданное бремя, и ее обращения с просьбой о пересмотре [13]. Решение по этому вопросу будет принято в 2006 году.

Одно из центральных направлений деятельности предыдущего правительства в области борьбы с изменением климата заключалось в принятии по возможности всех мер внутри страны по выполнению целевых показателей Киотского протокола. Нынешнее либерально-консервативное правительство выбрало другой подход, который основывается на экономичности принимаемых мер. Проведенный правительством анализ свидетельствует о том, что применение гибких механизмов торговли квотами, совместного осуществления или механизма чистого развития (МЧР) обеспечивает возможность большей экономии средств.

Совместное осуществление и МЧР означают, что страна может финансировать проекты за рубежом и использовать достигнутое сокращение выбросов (т. н. зачеты) для выполнения собственных обязательств. Проекты деятельности, осуществляемой совместно, учреждаются в принимающих странах, имеющих обязательства по сокращению выбросов (страны, указанные в приложении 1 - главным образом, страны Центральной и Восточной Европы и СНГ), и зачеты могут реализовываться начиная с 2008 года. Проекты, осуществляемые в рамках МЧР, учреждаются в принимающих странах, у которых нет обязательств по сокращению выбросов (страны, не входящие в список, содержащийся в приложении 1, - главным образом, развивающиеся страны, но включая при этом некоторые страны СНГ). Зачеты могут реализовываться начиная с 2000 года. Проекты энергоэффективности для конечного потребления и со стороны предложения (такие как когенерация) квалифицируются в качестве приемлемых с точки зрения данных механизмов. Проекты с применением ВИЭ также подпадают под эту категорию.

Недавно проведенный анализ показывает, что в бюджетный период 2008-2012 годов Дания будет перевыполнять свое обязательство по Киотскому протоколу на 25 млн. тонн эквивалента CO2 в год (исходя из ее юридического обязательства по договору ЕС о совместном несении расходов) и без учета поправки на решение проблемы с базовым
годом. Правительство считает, что эти 25 млн. тонн CO2 ставят немалую задачу. Почти 10 млн. тонн CO2 получено в результате ожидаемого увеличения объема экспорта электроэнергии.

Инициативы по реализации данного целевого показателя включают в себя систему ЕС по торговле квотами, которая должна начать функционировать не позднее 2005 года, а также совместное осуществление и механизм чистого развития.

Ожидается, что в 2003 году будет принята директива ЕС по торговле квотами на выбросы парниковых газов. Данная система позволит государству уполномочивать компании или частных лиц на осуществление торговли квотами в рамках всего ЕС. Предприятие, действующее в рамках данной Директивы, будет получать в начале каждого года квоту. По завершении года предприятия должны передать квоты государству, соответствующие фактическим выбросам за данный год. В случае превышения предприятием своей квоты, оно должно уплатить сбор в размере 40 евро за тонну CO2. Такая система торговли будет вначале распространяться на выбросы углерода и в дальнейшем постепенно охватит выбросы всех прочих парниковых газов. В случае Дании это будет означать замещение национальной системы квот на выбросы углерода в производстве электроэнергии, которая существует на протяжении последних двух лет. В соответствии с национальной схемой, законом «Об энергетике» от 1999 года была установлена квота на ежегодные выбросы CO2 для коммунальных предприятий на уровне 22 млн. тонн в 2001 году, 21 млн. тонн в 2002 году и 20 млн. тонн в 2003 году (см. также главу 6).

Правительство также подготовило предварительный перечень потенциальных внутренних инициатив. Однако стратегией подразумевается, что для достижения поставленного целевого показателя, по всей вероятности, будет недостаточно экономичных мер. Правительство установило порог в 100 датских крон за тонну сокращения выбросов CO2. Существует мнение, что на этом уровне гибкие механизмы позволяют достичь наибольшей экономии средств [14]. Внутренние инициативы, которые находятся на уровне ниже установленного порога и которые имеют значительный потенциал сокращения CO2, включают в себя применение тепловых насосов там, где они заменяют некоторые децентрализованные ТЭЦ, и сокращение производства электроэнергии. Внутренние меры с низким потенциалом сокращения, которые находятся на уровне ниже установленного порога, включают в себя оконные стандарты, стандарты для котлов, работающих на мазуте и газе, улавливание газа, сжигаемого на факеле, тепловые насосы для замены централизованного теплоснабжения на мазуте и создание центральных установок биогаза. Варианты, изложенные в стратегии, являются индикативными и не должны рассматриваться в качестве исчерпывающих. Вместе с тем, в стратегии отмечается, что морские ветровые турбины и установки биомассы весьма дорогостоящи. Список включает в себя меньшее количество мер, направленных
на повышение энергоэффективности. Это не соответствует планам, существующим в большинстве других стран, перечисленных в приложении 1, и ЕС, поскольку стратегия по борьбе с изменением климата предусматривает в числе наиболее экономичных средств достижения целевого показателя по Киотскому протоколу меры, направленные на повышение энергоэффективности.

В 2003 году правительство выделило 130 млн. датских крон (приблизительно 17,5 млн. евро) на проекты совместного осуществления в Центральной и Восточной Европе. Ответственность за проекты совместного осуществления и механизма чистого развития несет Агентство по охране окружающей среды.

Первый датский проект по совместному осуществлению в Восточной Европе

Недавно Румыния и Дания заключили соглашение по проекту совместного осуществления в Румынии. Данный проект преследует цель замещения нефти и природного газа отходами деревообработки на ТЭЦ в пяти городах Румынии. В рамках проекта Румынии будет передана новая технология, которая позволит снизить стоимость ЦТ в малообеспеченных городских районах и сократить выбросы. Дания финансирует часть инвестиций и может, в обмен за это, в течение ряда лет перечислять почти 720 тыс. тонн эквивалента CO2 на свои счета по линии борьбы с изменением климата.

Это - первый датский проект совместного осуществления в Восточной Европе. Дания и Румыния заключили соглашение в оперативном порядке, и Датское агентство по охране окружающей среды будет осуществлять строгий контроль за реализацией данного проекта в части выполнения поставленных целей. Дания обязалась оплатить порядка 20% инвестиционных затрат по проекту на общую сумму в 19,6 млн. датских крон (2,6 млн. евро). Оставшаяся часть затрат по проекту будет профинансирована за счет средств ЕС из местных источников. Еще в годы пребывания у власти предыдущего правительства Дания внесла приблизительно 8 млн. датских крон (1,08 млн. евро) на подготовку проекта, реализация которого началась как реализация проекта содействия. Было согласовано, что средства, предоставляемые Данией, будут вложены, главным образом, в датское оборудование. Такие благоприятные условия были согласованы, в частности, потому, что Дания вносит свои средства в начале осуществления проекта.

Проект будет осуществляться в рамках общего соглашения о сотрудничестве в борьбе с изменением климата, которое было заключено между Данией и Румынией в январе 2003 года. Министр экологии Дании также заключил договоры о сотрудничестве в области борьбы с изменением климата с Россией, Украиной, Польшей, Эстонией, Болгарией, Латвией и Чешской Республикой. Министерство экологии в настоящее время занимается подготовкой ряда проектов совместного осуществления в Восточной Европе.

В таблице 7 представлены некоторые показатели по CO2 в Дании за период с 1990 года. Таблица 7: Показатели по выбросам CO2

1990 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Выбросы CO2 (тыс. тонн)

52724

59572

63259

56469

52478

53854

Выбросы CO2 скорректированные*

60903

59117

57683

55494

54479

53772

Выбросы CO2 / ограничения(тонн)

12

11

11

10

10

10

Выбросы CO2 на реализованный кВт. ч (грамм на кВт. ч)

945

802

720

641

627

612

Выбросы CO2 на потребленную единицу ЦТ (кг на ГДж)

57

45

42

40

39

37

* Корректировка на климат при сокращении топлива для чистого экспорта электроэнергии Источник: Датское энергетическое управление, Www. ens. dk

Области Энергоэффективности

Улубленный обзор политики и программ Дании в области Энергоэффективности

Договор к Энергетической Хартии был подписан в декабре 1994 года и вступил в силу в апреле 1998 года. Договор подписали или присоединились к нему пятьдесят одно [1]Государство. Договор был разработан …

Когенерация (ТЭЦ), централизованное теплоснабжение (ЦТ) и возобновляемые источники энергии (ВИЭ)

Когенерация и ЦТ Когенерация и ЦТ играют важную роль в Дании. Для Дании характерна одна из наиболее высоких долей домохозяйств, отапливаемых от сетей ЦТ, которая составляет порядка 50%. Эта доля …

Протокол к Энергетической Хартии по Вопросам Энергетической Эффективности и Соответствующим Экологическим Аспектам

Протокол к Энергетической Хартии по Вопросам Энергетической Эффективности и Соответствующим Экологическим Аспектам (ПЭЭСЭА) является имеющим юридическую силу документом, который был подписан одновременно с Договором к Энергетической Хартии в декабре 1994 …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.