НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ
СНИЖЕНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ В ПРОИЗВОДСТВЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЯЧЕИСТЫХ БЕТОНОВ
Экономия топливно-энергетических ресурсов приобретает все возрастающее значение и затрагивает практически все отрасли промышленности строительных материалов. Важным показателем любого производства является его энергоемкость - суммарные затраты тепловой и электрической энергии на получение единицы продукции. Работы последних лет показывают, что производство ячеистых бетонов является энергосберегающей технологией. Анализ энергоемкости производства ячеистобетонных изделий свидетельствует о том, что на изготовление I м^ стены требуемого термического сопротивления расходуется около 57,5 тыс. ккал тепла. Изготовление I м2 керемзитобетонной стены аналогичного термического сопротивления связано с расходом 207,5 тыс. ккал тепла, что более чем в 3,5 раза превышает затраты тепла на изготовление Гм2 стены из ячеистого бетона. При этом в сфере производства затраты тепла на получение I м3 автоклавного ячеистого бетона составляют около 228,5 тыс. ккал, что более чем в 2,5 раза ниже расхода тепла на получение І м3 керамзитобетоне [51].
В настоящее время имеются реальные возможности снижения расхода тепла при производстве автоклавных ячеистых бетонов как за счет уменьшения их материалоемкости (снижения объемной массы), так ж за счет совершенствования отдельных, наиболее энергоемких технологических переделов. Топливно-энергетические затраты на получение I м3 ячеистого бе - 24
Тона «а различных предприятиях отрасли шиїеблются и значительных пределах и составляют: затраты тепла от 0,192 до 0,52-1,0 Гкал, электроэнергии от 10,1-16,7 до 20-50 кВт-ч, а в отдельных случаях до 65- 75 кБт'ч [52]. В целом же топливно-энергетические затраты в зависимости от вида изделий составляют 5,2-16,6? от полной себестоимости [52].
Наиболее энергоемкими переделами в технологии ячеистых бетонов являются автоклавная обработка и подготовка (помол) сырьевых материалов. Исследованиями МИСИ [7, 37], НИПИсшшкатобетона и Воронежского ИСИ [5, б] установлена возможность снижения удельных затрат электроэнергии при помоле на 30-40? и сум, арных энергетических затрат (на помол и автоклавную обработку) в 1,5 раза при использовании способа совместного сухого помола компонентов. Не менее важно, что при этом снижается износ мелющих тел и футеровки мельшлщ [9]. Имеются сведввия [б], что стоимость теряемого металла при совместном помоле на 60-70? ниже, чем при раздельном. Следует отметить, что применение способа совместного сухого помола позволяет на предприятии мощностью 100 тьс. м8 в год высвободить около 30 единиц технологического оборудования, предназначенного для транспортирования шлама и его выдерживания в шламбас - сейнах. При этом дополнительно достигается экономия электроэнергии и сжатого воздуха, сокращаются производственные площади.
При раздельном помоле компонентов затраты электроэнергии могут быть снижены за счет мокрого помола песка с добавкой ПАВ, что одновременно положительно влияет на физико-технические показатели готовой продукции. Применение ПАВ, например сульфонола, в количестве 0,03? от массы песка позволяет повысить плотность шлама на 4-5? без ухудшения его подвижности, что обеспечивает повышение производительности помольного оборудования в 1,3-1,4 раза и снижение удельных энергозатрат на 5-6 кВт'ч/т, или 10 15? [7]. Особенно эффективным, как показывает опыт Белгород-Днестровского завода [37], является применение сырьевых композиций на основе грубомолотого песка. Мокрый помол основной массы песка (68-75?) до удельной поверхности 900 см^/г в присутствии добавки ПАВ позволил повысить производительность помольного оборудования в 2 раза, снизить суммарные удельные энергозатраты на подготовку сырьевых материалов на 8-Ю кВт-ч/т [37].
Самым продолжительным и энергоемким технологическим переделом в производстве ячеистых бетонов является автоклавная обработка. Расход пара на автоклавную обработку I м3 ячеистого бетона средней плотностью 700 кг/м3 равен в среднем 0,19 Гкал, что составляет более 80? суммарных затрат тепла на весь технологический процесс. В этой связи вопросы уменьшения расхода тепла и сокращения продолжительности автоклавной обработки приобретают особую актуальность.
Из рассмотрения статей расхода пара на автоклавную обработку ячеистобетонных изделий следует, что на нагрев воды, введенной в автоклав в виде технологической влаги сырца, расходуется 21? пара, при сбросе конденсата теряется около 26? тепла. Снижение указанных потерь тепла возможно за счет оптимизации предавтоклавной влажности и температуры ячеистобетонного сырца, уменьшения объема конденсата, обеспечения его постоянного отвода и утилизации тепла конденсата, что видно из приводимых ниже данных:
Статьи затрат Относительный расход
Пара.?____________
TOC o "1-3" h z Нагрев сухих компонентов ячеистого бетона......... 17
Нагрев воды затворения в бетоне.............................. 21
Нагрев автоклава......................................................... 22
Нагрев металлических форм и вагонеток.... 3
Теплота пара свободного пространства
Автоклава................................................ :...................... 4
Потери тепла за весь период автоклавной обработки 7
Потери тепла при сбросе конденсата...................... 26
Теплотехнические расчеты и их промышленная проверка [46] показали, что температура подаваемых в автоклав изделий должна составлять 70-80°С, влажность - 28-30? по массе. Это позволяет снизить расход технологического пара на 9-13? и сократить продолжительность автоклавной обработки на 1,5-2 ч за счет предварительного прогрева изделий. Реализация этих мероприятий обеспечивается при использовании комплексной вибрационной технологии и сырьевых композиций на основе грубомоло - того песка. Представляется возможным снизить величину В/Г до 0,31- 0,33, ей соответствует предавтоклавная влажность сырцовых изделий 28-30? [46].
Обеспечение температуры загружаемых в автоклав ячеистобетонных сырцовых изделий в пределах 70-80°С достигается за счет более полного использования тепла, выделяющегося при гидратации цемента и извести, но главным образом за счет осуществления процессов вспучивания, схватывания и вызревания отформованных изделий в специальных туннелях с регулируемой температурой и влажностью среды. Применение тепловых туннелей-конвейеров вызревания с относительной влажностью и температурой среды соответственно 80-95? и 70-80І? С широко практикуется на заводах большинства зарубежных фирм [8]. При выгрузке изделий жв автоклава теряется до 15? тепла. В этой связи представляется важным обеспечить
І
Ьозърит ОТОГО TOIUin r> пропзьодстш, lliuipillvlcp, за счет применения рику - перационпых туннелей Бызревания. Принимая во внимание, что многие заводы не имеют автономных котельных, представляєтся целесообразным в период отопительного сезона предусмотреть перевод их на автоклавную обработку паром пониженной температуры и давления (t = 145-155°С) за счет применения технологически простых и практически доступных мероприятий [9]. Это позволит снизить удельные расходы тепла на автоклавную обработку в 1,3-1,4 раза.
Не менее важным является сокращение продолжительности автоклавной обработки. Для этого ВНИИстромом предложены режимы автоклавной обработки, предусматривающие удаление воздуха из автоклава путем его продувки паром (СН 277-80). Исследования, выполненные МИСИ совместно с Белгород-Днестровским заводом, показали, что продолжительность автоклавной обработки может быть дополнительно сокращена за счет более полного удаления воздуха из автоклава и запариваемых изделий при использовании продувки совместно с вакуумированием. Для этого после пуска в автоклав пара, когда давление его составит 0,005-0,01 Ша, на 30-40 мин включается вакуум-насос. После его отключения продувка продолжается до момента, когда давление (изб.) в автоклаве достигнет 0,05 Ша. Затем забывается паровыпускной вентиль и осуществляется подъем давления до рабочего в течение 1-1,5 ч.
Внедрение таких режимов автоклавной обработки на Белгород-Днестровском заводе (табл. 5) позволило сократить продолжительность изотермической выдержки на 1-2 ч, а общую продолжительность автоклавной обработки на 2,5 ч [53]. В результате внедрения сокращенных режимов автоклавной обработки расход пара снижен на 15-20? и увеличена однородность ячеистобетонных изделий по прочности [53].
Таблица 5
Изделия |
Режим автоклавной обработки. |
Ч |
|
Без продувки |
С продувкой |
Продувка с ва - кташрованием |
|
Панели |
3 + 13-14 + 3 |
4+9 + 3 |
3 + 8 + 3 |
Мелкие блоки |
3+10+3 |
3,5 + 8 + 3 |
3 + 6 + 3 |
Таким образом, применение мокрого помола песка в присутствии добавки ПАВ, оптимизация предавтоклавной влажности и температуры сырца, обеспечение отвода конденсата и применение продувки совместно с вакуумированием позволяют снизить суммарные энергетические затраты на 20-25%.